2. Актуализация знаний учащихся. Формулировка темы, постановка целей и задач | Скажите, какова верхняя граница возрастной категории «молодёжь»? Правильно. С каким событием в жизни человека связана максимальная верхняя граница молодого возраста? Какое значение в обществе придаётся семье Правильно. Это ячейка или по-другому социальная группа. К какому типу групп мы отнесём семью? Почему? Правильно. Как мы тогда сформулируем сегодняшнюю тему? \ Верно. Что же нам нужно выяснить сегодня на уроке? | 25 лет, 30 лет В 30 лет молодые люди, как правило, обзаводятся семьёй Семья – это ячейка общества К малой Небольшое количество участников Семья как малая социальная группа Записать понятия "семьи", охарактеризовать её как малую группу, узнать о её функциях семьи и типах, выяснить проблемы, которые стоят перед современной семьёй | 3 мин. |
3. Изучение нового материала 1) Понятие семьи как малой социальной группы и важнейшего общественного института 2) Типы семейных структур 4) Проблемы современной семьи | Итак, что же такое семья? Правильно, но что же её отличает от других малых групп? Верно, давайте запишем: "Семья - это малая социальная группа, основанная на кровном родстве, браке или усыновлении, которое связана общностью быта и взаимной ответственностью" Что новое добавилось к вашему определению помимо сказанного вами ранее? Можем ли мы считать, родство, брак, усыновление, общность быта и взаимную ответственность характеристикой семьи как малой группы? С понятием семьи мы с вами уже сталкивались, когда в теме "Общество как сложная система" изучали социальные институты. Кто скажет, что такое социальный институт? Правильно. Выясним, какие же функции выполняет семья. Запишите в тетради "Функции семьи" Итак, помогайте мне. Зачем нам нужна семья? Правильно. Это будет репродуктивной функцией семьи. Записываем. Еще Правильно. Запишем в тетрадь следующие функции: воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, досуговая. Итак, как вы уже отметили, важнейшая функция института семьи заключается в воспроизводстве населения. Скажите, а все ли семьи реализуют возложенные на них функции? То есть не все семьи одинаковые? Какие вы можете назвать типы семей? Правильно. Есть множество классификаций типов семей, в основу которых берутся различные критерии. В современном обществе главенствуюшее положение заняла нуклеарная семья - это семья, состоящая из родителей и детей. Записываем в тетради Если все родственники живут вместе, то семья называется расширенной. Раньше в царской России, особенно среди крестьян, такие семьи были нормой. Они создавались из экономических соображений: так было легче поднимать домашнее хозяйство. В современном мире часто встречается ситуация, когда вместе проживают представители разных поколений. Такая семья именуется многопоколенной - это семья, где все родственники проживают вместе. Записываем второй тип Кроме того мы можем выделить семьи по признаку распределения власти между мужчиной и женщиной Три стрелки вниз: в патриархальной семье главный мужчина, в матриархальной – женщина, в партнёрской – власть распределена поровну Какие семьи встречаются сейчас чаще? Почему же патриархальные семьи уходят в прошлое? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте текст источника и самостоятельно выделите три причины. Вам даётся три минуты, затем я спрашиваю вас устно (см. Приложение) Всё правильно, молодцы Итак, мы с вами говорили, что не все семьи одинаковы. Хорошо ли это? Почему семьи становятся неполными? Большинство неполных семей у нас в России образуются в результате развода. Каковы могут быть причины такого шага? К сожалению процент разводов в России за 2014 год составил 52,5 %. Причинами разводов являются: Пристрастие одного из супругов к алкоголю или наркотикам Отсутствие жилья и вмешательство родственников Невозможность завести ребёнка Также сюда можно отнести неверность супруга, несовместимость характеров, сексуальную неудовлетворённость партнёром, болезнь супруга и фиктивный брак Легко ли жить, когда семья неполная? Нужно ли тогда по возможности избегать разводов. Если да, то как? А какие ещё проблемы современной семьи вы бы выделили, опираясь на свои знания и опыт? Верно. Хочу, чтобы семьи, которые будете в будущем создавать были полными и благополучными. Всё это зависит от нас самих | Семья – это малая социальная группа Родство Записывают определение в тетрадь Семья основана на браке и/или усыновлении; члены семьи связаны общностью быта и взаимной ответственностью Да, так как это сближает членов семьи, делает их межличностные контакты непосредственными, тесными, устойчивыми и регулярными Это совокупность лиц и учреждений, деятельность которой направлена на выполнение определённых общественных функций Записывают в тетради Для продолжения рода Записывают в тетрадь Для совместного воспитания детей, проведения досуга, организации быта, эмоционального отдыха Записывают в тетрадь Нет, есть семьи, в которых нет детей, таким образом, они не реализуют репродуктивную и воспитательную функции Перечисляют: полные/неполные, многодетные/бездетные, (не-)благополучные Записывают "Типы семей" и первый её тип - нуклеарная - и её определение Записывают второй тип семьи - многопоколеннная - и её определение Записывают критерий Записывают типы семьи Партнёрские Читают текст источника на сайде. В ответе учащихся могут быть названы следующие причины этого явления: — сложившаяся экономическая система во многих случаях делает недостаточными для поддержания уровня жизни семьи заработки одного отца; — усиливаются ценности личных достижений в ущерб семейной солидарности; — женщины стремятся расширить круг своих социальных ролей, выйти за рамки ролей матери, жены, хозяйки дома. Да, но неполные семьи – это плохо. Родители разводятся, один из родителей умирает Измена, не сошлись характерами Изучают слайд Нет: материальная необеспеченность, проблема с воспитанием детей, комплекс неполноценности у детей Более ответственно походить к созданию семьи и рождению детей Низкое материальное благополучие, конфликт «отцов» и «детей», неготовность брать на себя ответственность и т.д. Учащиеся фиксируют подтему урока в тетради и записывают основные проблемы, с которыми сталкиваются семьи | 30 мин. 8 мин. 15 мин. 7 мин. |