kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Семья как малая социальная группа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок может проводиться как для учащихся старших классов, так и для студентов колледжей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Семья как малая социальная группа"»

Конспект урока по обществознанию на тему "Семья как малая социальная группа"

Цель: Познакомить учащихся с социальными аспектами семейных отношений

Задачи:

Обучающая:

  • Дать определение семьи как малой социальной группы и важнейшего общественного института;

  • Дать классификацию типов семейных структур;

  • Осветить проблемы современной семьи.

Развивающая:

  • Развивать умения решать проблемные задания

  • Развивать коммуникативные умения учащихся

  • Развивать навыки работы к тестовыми источниками

Воспитательная:

  • Создать психологические предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни

  • Сформировать представление о социальной ценности семьи.

Материально-техническое обеспечение: учебник (Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс), презентация

Метапредметные связи: история, экономика

Формы работы: индивидуальная, фронтальная

Тип урока: изучение нового материала

План урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний. Формулировка темы, постановка целей и задач урока

3. Изучение нового материала

1) Понятие семьи как малой социальной группы и важнейшего общественного института

2) Типы семейных структур

3) Проблемы современной семьи

4. Рефлексия

5. Итоги

6. Домашнее задание


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1. Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет их наличие по журналу






Староста сообщает о наличии отсутствующих

2 мин.

2. Актуализация знаний учащихся. Формулировка темы, постановка целей и задач








Скажите, какова верхняя граница возрастной категории «молодёжь»?


Правильно. С каким событием в жизни человека связана максимальная верхняя граница молодого возраста?




Какое значение в обществе придаётся семье



Правильно. Это ячейка или по-другому социальная группа. К какому типу групп мы отнесём семью?



Почему?




Правильно. Как мы тогда сформулируем сегодняшнюю тему?


\

Верно. Что же нам нужно выяснить сегодня на уроке?




25 лет, 30 лет






В 30 лет молодые люди, как правило, обзаводятся семьёй



Семья – это ячейка общества






К малой



Небольшое количество участников




Семья как малая социальная группа



Записать понятия "семьи", охарактеризовать её как малую группу, узнать о её функциях семьи и типах, выяснить проблемы, которые стоят перед современной семьёй

3 мин.

3. Изучение нового материала

1) Понятие семьи как малой социальной группы и важнейшего общественного института









































































2) Типы семейных структур
















































































































4) Проблемы современной семьи









































































Итак, что же такое семья?



Правильно, но что же её отличает от других малых групп?


Верно, давайте запишем: "Семья - это малая социальная группа, основанная на кровном родстве, браке или усыновлении, которое связана общностью быта и взаимной ответственностью"



Что новое добавилось к вашему определению помимо сказанного вами ранее?






Можем ли мы считать, родство, брак, усыновление, общность быта и взаимную ответственность характеристикой семьи как малой группы?







С понятием семьи мы с вами уже сталкивались, когда в теме "Общество как сложная система" изучали социальные институты. Кто скажет, что такое социальный институт?







Правильно. Выясним, какие же функции выполняет семья. Запишите в тетради "Функции семьи"


Итак, помогайте мне. Зачем нам нужна семья?


Правильно. Это будет репродуктивной функцией семьи. Записываем.


Еще






Правильно. Запишем в тетрадь следующие функции: воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, досуговая.


Итак, как вы уже отметили, важнейшая функция института семьи заключается в воспроизводстве населения.

Скажите, а все ли семьи реализуют возложенные на них функции?







То есть не все семьи одинаковые? Какие вы можете назвать типы семей?





Правильно. Есть множество классификаций типов семей, в основу которых берутся различные критерии.

В современном обществе главенствуюшее положение заняла нуклеарная семья - это семья, состоящая из родителей и детей. Записываем в тетради





Если все родственники живут вместе, то семья называется расширенной. Раньше в царской России, особенно среди крестьян, такие семьи были нормой. Они создавались из экономических соображений: так было легче поднимать домашнее хозяйство.

В современном мире часто встречается ситуация, когда вместе проживают представители разных поколений. Такая семья именуется многопоколенной - это семья, где все родственники проживают вместе. Записываем второй тип




Кроме того мы можем выделить семьи по признаку распределения власти между мужчиной и женщиной


Три стрелки вниз: в патриархальной семье главный мужчина, в матриархальной – женщина, в партнёрской – власть распределена поровну


Какие семьи встречаются сейчас чаще?


Почему же патриархальные семьи уходят в прошлое?

Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте текст источника и самостоятельно выделите три причины. Вам даётся три минуты, затем я спрашиваю вас устно

(см. Приложение)
























Всё правильно, молодцы


Итак, мы с вами говорили, что не все семьи одинаковы. Хорошо ли это?



Почему семьи становятся неполными?



Большинство неполных семей у нас в России образуются в результате развода. Каковы могут быть причины такого шага?



К сожалению процент разводов в России за 2014 год составил 52,5 %.


Причинами разводов являются:

Пристрастие одного из супругов к алкоголю или наркотикам

Отсутствие жилья и вмешательство родственников

Невозможность завести ребёнка

Также сюда можно отнести неверность супруга, несовместимость характеров, сексуальную неудовлетворённость партнёром, болезнь супруга и фиктивный брак


Легко ли жить, когда семья неполная?






Нужно ли тогда по возможности избегать разводов. Если да, то как?




А какие ещё проблемы современной семьи вы бы выделили, опираясь на свои знания и опыт?







Верно. Хочу, чтобы семьи, которые будете в будущем создавать были полными и благополучными. Всё это зависит от нас самих






Семья – это малая социальная группа




Родство










Записывают определение в тетрадь





Семья основана на браке и/или усыновлении; члены семьи связаны общностью быта и взаимной ответственностью








Да, так как это сближает членов семьи, делает их межличностные контакты непосредственными, тесными, устойчивыми и регулярными








Это совокупность лиц и учреждений, деятельность которой направлена на выполнение определённых общественных функций





Записывают в тетради



Для продолжения рода




Записывают в тетрадь


Для совместного воспитания детей, проведения досуга, организации быта, эмоционального отдыха






Записывают в тетрадь










Нет, есть семьи, в которых нет детей, таким образом, они не реализуют репродуктивную и воспитательную функции





Перечисляют: полные/неполные, многодетные/бездетные, (не-)благополучные












Записывают "Типы семей" и первый её тип - нуклеарная - и её определение






















Записывают второй тип семьи - многопоколеннная - и её определение






Записывают критерий








Записывают типы семьи



Партнёрские











Читают текст источника на сайде.

В ответе учащихся могут быть названы следующие причины этого явления:

— сложившаяся экономическая система во многих случаях делает недостаточными для поддержания уровня жизни семьи заработки одного отца;

— усиливаются ценности личных достижений в ущерб семейной солидарности;

— женщины стремятся расширить круг своих социальных ролей, выйти за рамки ролей матери, жены, хозяйки дома.





Да, но неполные семьи – это плохо.



Родители разводятся, один из родителей умирает






Измена, не сошлись характерами






















Изучают слайд



Нет: материальная необеспеченность, проблема с воспитанием детей, комплекс неполноценности у детей




Более ответственно походить к созданию семьи и рождению детей





Низкое материальное благополучие, конфликт «отцов» и «детей», неготовность брать на себя ответственность и т.д.






Учащиеся фиксируют подтему урока в тетради и записывают основные проблемы, с которыми сталкиваются семьи

30 мин.

8 мин.













































































15 мин.
















































































































7 мин.

4. Рефлексия

Итак, давайте попробуем определить, какие типы семьи изображены на сайде






А теперь попробуйте самостоятельно за 1-2 минуты составить идеальную на ваш взгляд модель семьи на основании ваших критериев. Потом мы заслушаем нескольких учащихся и может быть найдём универсальную модель семьи




Устно выполняют задание (слева-направо и сверху-вниз: неполная, нуклеарная, многопоколенная)











Выполняют задание, несколько учащихся озвучивают результаты, остальные пытаются найти что-то общее в ответах.

Общее: любовь, поддержка, забота, взаимопонимание и т.д.

В конкретных представлениях о распределении ролей, досуге и быте ответы разнятся

7 мин.

5. Итоги

Итак, сегодня на уроке мы прошли тему "Семья как малая социальная группа", затронули многие аспекты семейных отношений, осветили их главные проблемы.

Ответьте устно на ряд вопросов:

- что нового вы узнали на уроке?

- что показалось вам особенно интересным?

- понравилась и вам тема?



Спасибо! Надеюсь теперь вы будете более осведомлены о социальных аспектах семьи, и это позволит вам избежать ошибок в будущем.

Урок окончен















Учащиеся устно отвечают на вопросы

3 мин.

6. Домашнее задание

Учить конспект; выполнить краткосрочный групповой проект «Семья: за или против?» (4 группы по 5-6 человек)



Приложение

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой — в одно и то же время может быть много возможностей, — но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

Л. Туроу




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект урока на тему "Семья как малая социальная группа"

Автор: Французов Андрей Александрович

Дата: 28.05.2018

Номер свидетельства: 471359

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Урок на тему "Семья и брак""
    ["seo_title"] => string(22) "uroknatiemusiemiaibrak"
    ["file_id"] => string(6) "295866"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455884183"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Урок "Семья и брак""
    ["seo_title"] => string(15) "uroksiemiaibrak"
    ["file_id"] => string(6) "295870"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455884569"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока на тему "Инфляция и семейная экономика" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-na-tiemu-infliatsiia-i-siemieinaia-ekonomika"
    ["file_id"] => string(6) "188112"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426612127"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "конспект урока географии "Население и хозяйство тундры" Презентация к уроку"
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekturokaghieoghrafiinasielieniieikhoziaistvotundrypriezientatsiiakuroku"
    ["file_id"] => string(6) "303191"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457454374"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ  «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО» "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-siemieinoie-pravo"
    ["file_id"] => string(6) "110599"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406286054"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства