Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему :"Государство и общество в России"»
Тема урока: Государство и российское общество в конце 19 - начале 20в.
Цель урока:
1.Актуализировать необходимые знание учащихся из курса истории России 19 века.
2. Подвести учащихся к пониманию того, что Россия в начале 20 века - среднеразвитая аграрно-индустриальная страна.
3. Продолжить формирования умений анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой.
План:
1. Актуализировать необходимые знание учащихся из курса истории России 19 века
2. Территория и население Российской империи
3. Особенности российской модернизации
4. Политический строй. Государственные символы
5. Социальная структура
6. Образ жизни
ХОД УРОКА:
1.Актуализация опорных знаний учащихся по раннее изученному материалу восьмого класса (история России 19 века).
- Какой период истории нашего государства мы изучали в восьмом классе?
- Как называлось наше государство в 19 веке7
- Какие исторические события из истории нашего государства19 века вы помните?
- Кто из императоров управлял российской империей в 19 веке?
- Кто из великих деятелей культуры жил 19 веке?
- Кого называли декабристами, народниками, передвижниками, западниками, славянофилами?
- Какой период развития культуры 19 века вошел в историю как «Золотой век»?
2. Изучение новой темы
Территория и население Российской империи
В начале 20 века Российская империя была одной из крупнейших стран мира, более 22млн.км, занимала второе место после Британской империи.
Российская империя делилась на губернии и области. Автономию сохранили только Великое княжество Финляндское. В зависимости от России находились Хивинское ханство и Бухарский эмират.
На территории страны проживало более 128 млн. человек и более 100 народов и народностей. Существовали все основные религии. Большинство исповедовали православие. Немалая часть русского населения причисляла себя к старообрядческой церкви. Большая группа народов - татары, башкиры, горцы Кавказа, народы Средней Азии были мусульманами. Калмыки и буряты являлись последователями буддизма. Коренные народы Севера и Сибири сохраняли языческие верование.
Особенности российской модернизации
В начале 20 века. В России продолжался процесс модернизации. Россия относительно поздно вступила на путь капиталистического развития, она должна была двигаться как можно быстрее, переходить к индустриальному обществу в короткие сроки. В начале 20 века. Модернизация охватила в основном те отрасли экономики, от которых зависело военное и политическое могущество страны.
Политический строй. Государственные символы
Российская империя оставалась самодержавной монархией. В руках императора сосредоточивалась вся полнота государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная.
Совещательным органом при императоре являлся Государственный совет. Монарх руководил страной через Комитет министров, являвшийся высшим исполнительным органом империи. Министры были ответственны только перед императором, он был не только главой государства, но и Русской православной церкви. Управление православной церковью царь осуществлял через Синод.
Гербом Российской империи был двуглавый орёл с царскими регалиями - коронами, скипетром и державой. Государственный флаг представлял собой полотнище с белой, синей и красной горизонтальными полосами. Государственный гимн начинался словами: « Боже, Царя храни…»
Социальная структура
Модернизация экономики сопровождалась важными изменениями в социальной структуре общества. Модернизация разрушила сословные перегородки. Наиболее могущественным классом российского общества являлось буржуазия. Численность крупной буржуазии была незначительна, примерно 25 тыс. человек (с членами семьи 125 тыс.). Многие представители российской буржуазии занимались благотворительностью, меценатской и просветительской деятельностью. Текстильный фабрикант П.М.Третьяков передал в дар Москве коллекцию русской живописи. При финансовой помощи С.Т.Морозова был создан Московский художественный театр.
К началу 20в. в России было примерно 13 млн. наёмных рабочих, 2,8млн. - потомственные рабочие, остальные рабочие в первом поколении, выходцы из деревень.
Высшей социальной группой в России являлись потомственное дворянство, они владели земельной собственностью. Но и здесь происходили перемены. В 1905 году более трети крупных поместий принадлежало не дворянам, немногие дворяне-помещики сумели перевести хозяйство на капиталистические рельсы с применением сельскохозяйственных машин и наёмного труда. Земли закладывались и перезакладывались, продавались.
В крестьянской среде шло расслоение, всех зажиточных хозяев называли ,кулаками они составляли, 2-3% крестьянского населения. На другом полюсе деревни - безлошадные хозяйства (примерно 25%). Крайним проявлением бедности было отсутствие коровы - таких хозяев насчитывалось до 10%.
К началу 20 века в России 2,7% населения занимались умственным трудам6 ученые, преподаватели, врачи, адвокаты, журналисты, артисты - интеллигенция. К 1917 году их количество составляло 1,5 млн.человек.
Образ жизни
Самостоятельная работа учащихся с учебникам.
Стр 10.прочитать.
Домашнее задание: § 1; ответить на вопросы к параграфу