Дан звонок, и все мы смело Принимаемся за дело Путь нелегкий предстоит В даль дорога побежит Мы промчимся чрез века Через многие года Пронесемся над лесами И окажемся мы с вами… Далеко за много лет… В том истории секрет…… Проверка домашнего задания - С временем правления какого великого князя мы познакомились на прошлом уроке? Проверим наши знания, выполним тест. 1 ученик индивидуально работает с индивидуальным заданием на компьютере. Тест 1. Годы правления Василия III А)1538-1547 гг Б)1505-1533гг В)1462-1505гг 2.кто правил страной до Василия III А) Василий II Б) Михаил В) Иван III 3.Какие территории были присоединены к Москве в годы правления Василия III А) Новгород Б) Псков В) Рязань 4.Кому принадлежат слова, относящиеся к Василию III: « всея Русская земля государем государь» А) Иосифу Волоцкому Б) Елене Глинской В) митрополиту Варлааму 5.Почему Василий III запрещал жениться своим младшим братьям? А) Не было подходящих невест Б) опасался, что у них появятся наследники В) собирался отправить их в монастырь Ключ1-б,2-в,3 –б, в; 4 –а,5-б. А сейчас, обменяйтесь листочками. Взаимопроверка. 1 правильно выполненное задание – 1 балл. Соответственно 5 – пятерка 4 –четвёрка 3 – тройка. Передайте листочки. Подведение учащихся к «открытию» темы урока Итак, мы отправляемся в путешествие по прошлому. Здесь, как было, так и ныне – Сердце всей Руси святой, Здесь стоят ее святыни За Кремлевскою стеной! - О каком городе России эти стихи? - Какие слова это подтверждают? - Как понимаете слово “ святыни”? Обратимся к определению, данному в рабочем листе. Прочитайте название темы урока, данной в рабочем листе. «Русское государство и общество в середине XVI в.» Что бы вы хотели узнать по данной теме? С какой целью мы будем изучать данную тему? | Подготовка к восприятию нового материала. Отвечают на вопрос. Выполняют задание теста. Повторение изученного. Взаимопроверка. Учащиеся высказывают свои предположения. Отвечают на поставленный вопрос. Определяют цели урока. | Самоопределение, смыслообразование(Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
Обратимся к источнику. Параграф 3. Прочитайте эпиграф к параграфу. « И тогда великая наша Русская земля освободилась от ярма и гнёта басурманского и начала обновляться, подобно тому, как зима переходит в тихую весну. И обрела она снова прежнее своё величие и благочестие и богатство, как и при первом великом князе Владимире преславном». «История о Казанском ханстве». Середина XVIвека. О каком ярме и гнёте говорится в эпиграфе? Что обрела страна после освобождения? Слово учителя. Создание в XV- начале XVIв. Единого Русского государства стало важнейшим событием в истории восточной Европы. На карте появилось обширное и мощное политическое образование, коренным образом изменившее межгосударственные отношения в этом регионе. Объединение земель вокруг Москвы и образование единого государства создали условия для формирования великорусской народности. Скажите, как величал себя Василий III? Что давал ему этот титул? Прочитайте задание в рабочем листе. Подумайте Какая власть была необходима Русскому централизованному государству – самодержавие или боярское правление? Почему? Приведите аргументы. Я считаю, что ……, так как... Предположим , что …… следовательно… Допустим, что ……,значит... Оцените работу групп, ( а именно…) Слово учителя. Не за полем, не за лесом, Даже не за той рекой, Город есть по интересам, Где раздолье и покой. Город ловких и умелых, Город творческих умов, Город славных рукоделов, Город чудо-Мастеров! Вот такие чудо –города были в Русском государстве. Историки насчитали более 200 различных ремесленных специальностей в русских городах. | Читают эпиграф к уроку.с. 16 Отвечают на вопросы. Выполнение задания, фиксация знаний. Слушают учителя Отвечают на вопросы. Взаимооценка. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
Слово учителя В XV в. развивались ремесло и торговля как в княжеских хозяйствах, так и в городах. Московская Русь вела довольно обширную внешнюю торговлю, основными направлениями которой были Западная Европа, Восток и Юг. Торговые пути проходили соответственно через Новгород, Золотую Орду и Крым. Русский экспорт в Западную Европу был традиционен: пушнина, воск. Импорт состоял из ввоза тканей, цветных и благородных металлов. Волжский торговый путь связывал Русь с Востоком. На Восток вывозили меха, кожу, изделия из нее, ввозили шелковые и особенно хлопчатобумажные ткани высокого качества. Предметом импорта также были сафьян, пряности, сладости, краски. Одним из самых перспективных направлений внешней торговли Московского царства в XIV—XV вв. была торговля с Сурожем (Судаком), расположенным на побережье Черного моря. Купцов, перевозивших товары с юга на север, называли «гости-сурожане». Они составляли верхушку московского купечества. Вот, как о нашей стране написал англичанин Ченслер, побывавший в Русском государстве в 16 в. Давайте отметим на карте направление торговых путей. Учащимся предлагается обратиться к карте в учебнике и показать направление торговых путей. Но не только товарами славилась наша страна. Получила распространение новая теория. Что это за теория, вы узнаете обратившись к источнику с. 19 ( 2 абзац) Выполните задание в парах.( рабочий лист) Самооценка. Слово учителя Василий III умер, когда сыну Ивану едва исполнилось три года. Мог ли малолетний Иван управлять государством? Обратимся к источнику. Учебник с. 20 ( 2 абзац) Что утвердил Иван III перед своей кончиной? Регентский совет- временное осуществление полномочий главы государства коллегиально (регентский совет) или единолично (регент) при малолетстве, болезни, отсутствии монарха. ФИЗМИНУТКА( электронная для уставших глаз) Слово учителя. Вдова Василия III - Елена Глинская, тяготившаяся боярской опекой, взяла управление государством в свои руки. По легенде, эта женщина происходила из рода Мамая. Но волею судеб оказалась в Великом княжестве Литовском и стала литовской княжной. В 1526 году вышла замуж за Великого князя московского. После смерти мужа фактически стала правительницей при трехлетнем сыне. За время своего правления (менее 5 лет) Елена Глинская сумела провести в стране ряд реформ. Какие же реформы она провела? 1538 году Елена умерла. 1533- 1584 гг – правление Ивана IVГрозного. Ивану было всего 8 лет. Как же жил мальчик после смерти матери? О этом хорошо сказал Василий Осипович Ключевский в своём знаменитом труде «Курс русской истории». Что вы можете сказать о детских годах Ивана IV? 1538 -1547 гг – эпоха боярского правления, которые в интересах своих партий поощряли самые темные стороны души Ивана, расхваливая его за жестокие проделки. В 1543 г – 13летний Иван отстранил от власти Шуйских и велел затравить своего дядю Андрея Шуйского собаками. | Слушают учителя. Работа в группах. Самостоятельно читают текст( приложение) и выполняют задание по группам 1 вопрос -1 группа, 2 ой- 2 группа, 3 ий- 3 группа. Из «Книги о великом и могущественном царе» Р. Ченслера Вопросы: 1) Чем торговали русские люди? 2) Каких товаров, по мнению иностранца, было в России в изобилии? 3) С какими иностранными купцами торговали новгородцы? Отмечают на карте направление торговых путей. Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Москва- Третий Рим. Работа в парах. С. 19 (2 абзац) Ответить письменно на вопросы: Что подчеркивал в своих трудах Иосиф Волоцкий( просветитель того времени)? А Кто и в правление, какого государя всея Руси, впервые назвал Москву «третьим Римом *Когда ( ) пал первый Рим? Как назывался второй Рим?____________________________ *Когда ( ) пал второй Рим? Работа с источником. Читают текст учебника, находят ответ на поставленный вопрос. Дают определение понятию регентский совет. Слушают учителя. Работа в группах.1 группа – с. 20 последний абзац с. 21 1 абзац. 2 -3 группа – приложение, документ 2 Читают отрывок на слайде. «… Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос (он), были первыми политическими его впечатлениями… Вечно тревожный и подозрительный, (он) рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность – высматривать, как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которые чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон.» Отвечают на вопросы, делают выводы. слушают учителя, | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
Вот и подошло к концу наше путешествие. Проверим насколько эффективно вы работали. Выполнил небольшое задание. Тест по теме « Русское государство и общество: трудности роста» 1. После смерти Василия III на престоле оказался Иван IV, который правил А) 1505-1533г. Б) 1533-1584г. В) 1462-1505г. Г)1584-1598г. 2.Заполните пропуски в предложениях После смерти _________ в ________ году, опекунами малолетнего ________ стал совет семи бояр. Вскоре править Россией стала его мать Елена ____________. Она провела ряд ____________, среди которых была денежная- вводилась единая денежная единица- московский ________, появилась___________- монета, равная 1/100 рубля. | Слушают учителя. Самопроверка и взаимопроверка. | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваиваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |