Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе на тему: «Значение семьи для человека» »
Конспект открытого урока по граждановедению в 5 классе
Тема: «Значение семьи для человека»
Здравствуйте, дети. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуйте гостей. Хорошо, садитесь.
Подумайте над следующими словами: «Любая дорога начинается с первых шагов, здание – фундамента, а человек становится человеком только в семье». Как вы это понимаете? Согласны ли вы с ними? Зачем человеку семья?
Давайте мы вместе заполним таблицу, которую вы видите на доске.
Мы с вами ответили на поставленный вопрос, а сейчас поговорим о семейных системах. Их всего три –
1.Патриархальная – обозначает власть мужчины над другими членами семьи;
2. Матриархальная – власть принадлежит жене и матери;
3. Эгалитарная - власть распределяется между мужем и женой в равной мере.
Дети, мы в определении записали слово власть. А как вы думаете, что такое власть в семейных отношениях? (распределение бюджета, воспитание детей, полная ответственность за свою семью). Дети, а что вы понимаете под словом воспитание?
Какая из трех систем названных выше на ваш взгляд подходит для полноценного воспитания ребенка? Почему? Давайте дети разберем роль отца и матери в семье.
Во все времена велико и нечем не заменимо было место отца в семье. Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, что бы стать мужем, отцом, как и каждая женщина–матерью и женой.
Однако с распространением городского образа жизни, фактически все чаще семейной жизнью руководит женщина–жена, мать. Авторитет отца значительно упал, из-за сокращения доли участия его в семейных делах. В современных квартирах есть все и дети часто не видят трудового примера отца. Его труд почти полностью вынесен за пределы семьи. Другое дело мать. Хотя она тоже работает на производстве, рабочий день дома тоже существует.
Однако, все равно отец–это сила, ум и опора семьи в житейских вопросах.
Справедливости ради, можно отметить, что чувство отцовства рождается несколько позднее чем чувство материнства. Аристотель заметил, что по-настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины–матерями. В наше время российская действительность такова, что в детских садах и школах с детьми работают в основном женщины, ощутимым становится дефицит мужского влияния на детей. Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие свои качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов.
Мама учит детей добру и любви, даёт первые уроки человечности, уроки душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью.
Мать - это зеркало в которое смотрится ребёнок. Помимо воспитания детей, мать ещё является и хозяйкой в доме. Она моет, стирает, готовит еду и многое другое. Социологами подсчитано, что средняя домашняя нагрузка женщины в два раза больше средней домашней нагрузки мужчины, а её общая трудовая нагрузка больше на 15-20 % общей трудовой нагрузки мужчины.
Женщина–мать имеет двойной рабочий день–на производстве и дома. Отсюда переутомление и нервозность, которые отрицательно сказываются на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей. Профессиональные и семейные функции матери сочетаются с большим напряжением.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что в семье нужны обязательно и отец, и мать. Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.
Дети, меняются времена вместе с ним меняется отношение к воспитанию детей, меняются идеалы, но есть ценности, которые формируются только в семье и существуют вечно. давайте послушаем с вами наставления московского священника Сильвестра своему сыну Анфиму.
Во время Сашиного доклада отмечайте для себя те, ценности, которые актуальны и сегодня. А можем ли мы сегодня эти нас правила применить к себе? Конечно можем, потому что это ценности существующие вечно.
Дети, мы с вами на прошлом уроке начали изучение законов. Самым первым мы изучили – главный детский закон или мировая конституция прав ребенка. Некоторые статьи из конституции нам представит Юля. Дети, эти законы вы должны знать так как вы являетесь полноправными членами общества.
А сейчас, дети, мы с вами закончим работу, которую начали на прошлом уроке. Положите перед собой рисунки, как вы думаете, что не хватает в вашем доме? Конечно, комнат. Ваша задача разделить дом на комнаты и поселить в них ваших членов семьи, и самое главное не забыть о себе.