Конспект урока по окружающему миру "Великая Отечественная Война"
Конспект урока по окружающему миру "Великая Отечественная Война"
Данный урок разработан в соответствии со стандартами второго поколения (ФГОС). В начале урока дети прослушали сообщение Юрия Левитана о начале Великой Отечественной Войны и определили тему урока, поставили задачи. Ребята прослушали небольшие рассказы одноклассников о войне. Далее была большая работа в группах, где дети в дополнительной литературе находили информацию о больших сражениях. Все почтили память погибших минутой молчания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
поисково-информационных (умение работать с различными источниками информации);
учебно-интеллектуальных ( умение анализировать, обобщать, находить ассоциации и пользоваться ими);
огранизационно-познавательных ( умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, вести познавательную деятельность в коллективе).
продолжить развивать умение делать выводы;
развивать коммуникативные способности.
Воспитывающий аспект:
воспитание гуманной, творческой личности, бережно, ответственно относящейся к истории своей страны;
воспитание чувства гордости за свою страну.
Ход урока
I. Орг. момент.
Приветствие гостям.
-Сегодня наш урок я считаю очень важным и нужным для нас всех.
II. Проверка д/з
Тест. Ответы ( А, В, В, А, В, Б, Б, Б.)
Самопроверка
III. Работа по теме урока
Начиная со времён Древней Руси наши предки защищали нашу родину от врагов. Где-то были и неудачи, но всё же мы отстояли нашу великую страну.
- А сейчас послушайте внимательно аудиозапись. (Радиосообщение Левитана о начале ВОВ). Слайд 1
- О каком событие сообщил Левитан по радио? (о начале ВОВ).
- Именно эти слова услышали мирные жители по радио.
- Сформулируйте тему нашего урока (ВОВ).
Тема урока: Великая Отечественная война Слайд 2
Актуализация знаний учащихся.
- Совсем недавно мы с вами были на экскурсии в нашем музее.
- Что вы узнали о ВОВ?
Слово учителя:
22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашистская германия напала на Советский Союз.).190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке . Враг рассчитывал на молниеносную войну. Через полгода от Советского Союза должно было остаться только воспоминание. Слайд 3
Но планам фашистов не суждено было сбыться.
Красная Армия мужественно встретила врага. Тысячи бойцов и командиров ценой собственных жизней старались сдерживать натиск фашистов. Но силы были неравны. В первые дни войны гитлеровцам удалось уничтожить много наших самолетов. Многие командиры и политработники совсем недавно начали командовать полками, батальонами и дивизиями.
В Красной Армии на вооружении не хватало новых видов техники: танков, самолетов, артиллерийских орудий, автоматов. Советский Союз только приступил к перевооружению нашей армии и флота. По этим и другим причинам советские войска несли огромные потери.
. Враг был жестокий и сильный. Весь советский народ встал на защиту Родины. Тысячи добровольцев ушли в Красную Армию, партизанские отряды, народное ополчение. Страна стала одним боевым лагерем, усилия фронта и тыла слились воедино
Немецкие военачальники, нападая на нашу страну, рассчитывали на лёгкую и быструю победу. Но Гитлер ошибся.
- У каждой войны есть свои герои, даты крупных сражений. Кто знает крупные сражения Вов? Слайды 4, 5, 6, 7.
Сегодня на уроке я предлагаю вам стать историками-исследователями.
Мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об этой страшной войне.
Работа в группах: (жеребьёвка)
1 группа -Битва под Москвой.
2 группа -Сталинградская битва.
4 группа -Курская битва.
5 группа -Взятие Берлина.
Работа с дополнительной литературой.
В группах найти нужную информацию по данной теме и рассказать товарищам.
Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей. Но Советский Союз не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм, так как на защиту Родины поднялась вся страна.В Великую Отечественную войну со всей силой проявился талант вышедших из народа полководцев:
- Каких полководцев вы знаете?
Слайды 8, 9
Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, А. М. Василевского, И.С. Конева и других. Свыше 11 тысяч воинов всех национальностей были удостоены звания Героев Советского Союза.
1945г советские воины водрузили Знамя Победы над рейхстагом в Берлине Слайд 10
8 мая 1945 года был подписан акт о Капитуляции Слайд 11
Слайд 12 Звучит голос Левитана об окончании ВОВ.
Слайды 13,14 В июне месяце состоялся парад победы На красной площади, где флаг фашистских войск был брошен к ногам войнам победителям.
Стих.
- О чём идёт речь в этом стихотворении?
Слайд 15 Позже в Александровском саду у стен Кремля был похоронен неизвестный солдат, погибший во время сражений за Москву На том месте установлен памятник «Вечный огонь», который горит по сей день и никогда не гаснет.
На этом памятнике написаны слова:
« Имя твоё неизвестно
Подвиг твой бессмертен».
В нашей стране была введена традиция минута молчания в честь погибших воинов. Мы с вами тоже почтим память погибших
Неугасима память поколений,
И память тех, кого мы свято чтим.
Давайте ж встанем на мгновенье,
И в скорби постоим, и помолчим
. Прошу всех встать. (Звучит звук отсчёта времени).
Д/з Подготовить сообщение о подвиге советского солдата в ВОВ
Рефлексия:
- Кому на уроке сегодня было интересно и кто узнал что-то новое – поднимет звёздочку, а кому было не интересно – просто посидит.
Завершение урока под песню День Победы
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Каждый год празднует наша страна День Победы. И сегодня, так же как и в далёком 45-м, этот день остаётся праздничным, волнующим и одновременно трагическим: никогда не исчезнут из памяти народной гордость за великую победу и память о той страшной цене, которую мы заплатили.
Сегодня на уроке мы обобщим изученный материал о героических событиях в истории родной страны, о самой разрушительной из всех войн в истории, о великой победе нашего народа.
Первая часть урока будет организованна в форме устного журнала «Мы помним!». Для его проведения ребята подготовили стихи и сообщения.
Вторая часть урока пройдёт в форме исторического турнира «Никто не забыт, ничто не забыто!»
Устный журнал «Мы помним!»
Учитель. Какое историческое событие произошло в период с 1941 по 1945 год?
Ученики. Великая Отечественная война.
Учитель.Течет река времени. Минуло уже 65 лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой день 22 июня 1941 г. остался не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.
Открываем первую страницу устного журнала «Начало войны».
Ученик 1. Самый светлый,
Самый летний день в году,
Самый длинный день Земли –
Двадцать второго.
Спали дети,
Зрели яблоки в саду.
Вспоминаем, вспоминаем это снова.
Вспоминаем эту ночь и в этот час
Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле,
Сквозь повязки неумелые сочась,
Кровь народа заалела в том июне.
Шаг за шагом вспоминаем, день за днем,
Взрыв за взрывом, смерть за смертью, боль за болью.
Год за годом, опаленные огнем,
Год за годом, истекающие кровью. (М. Луконин «Напоминание»)
Учитель.1 сентября 1939 года фшистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Вслед за Польшей фашистам покорились Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. Двенадцать европейских стран были захвачены фашистами.
Учитель. Враг был жестокий и сильный. Весь советский народ встал на защиту Родины. Тысячи добровольцев ушли в Красную Армию, партизанские отряды, народное ополчение. Страна стала одним боевым лагерем, усилия фронта и тыла слились воедино.
Следующая страничка устного журнала называется «Брестская крепость».
Ученик 3. Над бугром белые берёзы,
Лаская синюю волну,
Глядятся в омуты и плесы
По-девичьи, как в старину.
На живописном этом месте, где от берёз светло окрест,
Учитель. Очень трудными для нашего народа были лето и осень первого года войны. Несмотря на героическое сопротивление, враг всё же продвигался дальше и дальше в глубь нашей страны, приближаясь к её столице – Москве.
Открываем третью страницу устного журнала «Битва за Москву».
Учитель. Так был рассеян миф о непобедимости фашистских захватчиков.Идут годы, сменяются десятилетия. Но подвигу народа в Великой Отечественной войне, суждено остаться в истории. Наша Победа не померкнет никогда.
Физкультминутка. Упражнения показывает физорг класса.
Исторический турнир «Никто не забыт, ничто не забыто».
Учитель. Наш урок продолжает исторический турнир «Никто не забыт, ничто не забыто» .
В турнире могут принять участие 4 или 5 учеников. Ребята-участники турнира выходят в центр класса. Все остальные ученики являются слушателями, но если участником турнира будет дан неверный ответ, они могут его исправить.
На экране вы видите табло с четырьмя категориями заданий: «Предметы», «Сталинградская битва», «Пословицы и поговорки», «Курская битва». Каждый вопрос категории имеет свою цену. За верный ответ участник получает карточку с указанным количеством баллов – цена ответа. В конце турнира, подсчитав набранные баллы, мы выберем лучшего знатока истории.
Баллы
Вопрос
Ответ
ПРЕДМЕТЫ
10
Как называется деревянная часть винтовки?
Приклад
20
В чём носят офицеры своё оружие?
В кобуре
30
Как называется летний головной убор матроса?
Бескозырка
40
С помощью чего передвигается танк по земле?
С помощью гусениц
50
Зимняя верхняя одежда солдат
Шинель
СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА
10
Сколько дней длилась Сталинградская битва?
200 дней
20
Значение Сталинградской битвы
Коренной перелом в войне
30
Где находится то место, которое защитники Сталинграда называли главной высотой России?
Мамаев Курган (Мемориал на Мамаевом кургане в городе Волгограде. Создан в шестидесятые годы XX века. Скульптор Евгений Викторович Вучетич, архитектор Яков Борисович Белопольский.)
40
Чем известен «Дом Павлова»?
Его оборона велась 58 суток
50
Назовите дату начала и окончания Сталинградской битвы
17 июля 1942 – 2 февраля 1943
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
10
Сам пропадай…
.. а товарища выручай.
20
С родной земли умри, …
.. но не сходи.
30
Где смелость, …
… там и победа.
40
Лучше смерть, …
… чем позор.
50
Не силой борются, …
… а умением.
КУРСКАЯ БИТВА
10
Сколько дней длилась Курская битва?
50 дней.
20
Сколько танков с обеих сторон участвовало в сражении под Прохоровкой?
1200 танков
30
Как называлась военная операция, которую начало гитлеровское командование в районе Курского выступа?
«Цитадель»
40
Назовите командующего Воронежским фронтом, талантливого полководца, нашего земляка.
Николай Фёдорович Ватутин
50
Как был произведён первый победный
салют войны в Москве 5 августа 1945 года?
12 артиллерийскими залпами из 120 орудий
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Учитель. Подсчитайте количество набранных баллов.
Итак, лучшим знатоком истории сегодня стал …
- Что нового о героических событиях в истории родной страны узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание.
Учебник, страница 143 –146, читать текст, ответить на вопросы. Отметить на ленте времени даты сражений.
Список использованной литературы
Внеклассные мероприятия. 4 класс / авт.-сост. Яровая Л. Н., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. – М.: ВАКО, 2004. – 160 с.
Мир вокруг нас. 4 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова. 2 полугодие / авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 239 с.
Начальная школа Белгородчины. Из опыта работы учителей начальных классов. Выпуск 1. – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2010. – 240 с.
Окружающий мир. 4 класс: поурочные планы по учебнику Н. Ф. Виноградовой, Г. С. Калиновой. Часть 2 / авт.-сост. Т. С. Гулуева. – Волгоград: Учитель, 2007 . – 238 с.: ил.