Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира в 4 классе, Великая Отечественная Война»
Урок окружающего мира в 4 классе
(по учебнику «Окружающий мир» 4 класс Е.В. Саплина, А.И. Саплин
УМК «Планета знаний»)
Тема:Великая Отечественная война
Цели: дать представление понятия «Великая Отечественная война»;обогатить учащихся новыми сведениями о событиях периода 1941 – 1945 годов; познакомить со значимыми для советских войск, сражениями периода Великой Отечественной войны; сформировать представления учащихся о подвиге советского солдата.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: учебник «окружающий мир» Е.В. Саплина, А.И. Саплин 4 класс; компьютер, презентация; лист-путеводитель урока; запись песни: «Вставай страна огромная…», рисунки учащихся по заданным темам ВОВ.
Технологии: личностно-ориентированная, деятельностно-ориентированная, проектная, частично-поисковая; ИКТ, работа в группе (в паре).
Методы обучения: наглядный, словесный, практический, работа с книгой, с интернет ресурсами.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся самостоятельно добывать информацию,систематизировать знания о ВОВ; обобщать и делать выводы на основе работы с текстом, интернет ресурсами.
Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные ( УУД):
Регулятивные:принимают и сохраняют цель познавательной деятельности; планируют свои действия в соответствии с поставленной целью; осуществляют пошаговый и итоговый контроль.
Познавательные:обобщают результаты наблюдений за значимыми сражениями Великой Отечественной войны, делают выводы; понимают информацию, представленную на страницах учебника, интернет ресурсах.
Коммуникативные:слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре (в группе).
Ход урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз.
И задумайтесь о том:
Что рассказано? О чем?
Что зачем произошло?
И к чему все привело?
Расскажите еще раз –
И запомните рассказ.
II. Создание ситуации успеха
Учитель:
Всегда полезнее не договорить, чем не дослушать…
Чтобы доказать, что вы, ребята, «вписываетесь» в тему, вы должны излучать уверенность, хорошо говорить и внимательно слушать.
III. Этап актуализации знаний
Учитель:
- Я сейчас прочту вам стихотворение А. Барто «Мы врага отбросим»,
а вы запишите в лист-путеводитель (голубой лист) слова – синонимы к слову «враг»
Сигнал тревоги над страной. Подкрался враг, Как вор ночной. Фашистов черная орда Не вступит в наши города. И мы врага отбросим так, Как наша ненависть крепка, Что даты нынешних атак Народ прославит на века.
- Какие слова вы записали (проверка по эталону) Слайд 2
(Враг, вор, орда, фашисты)
- Как вы понимаете эти слова?
IY.Этап выявления места и причины затруднения (работа в парах)
Ребята, у вас на партах лежит карточка, в которой вы, пообщавшись друг с другом, должны в листе-путеводителе (зеленый лист)дописать определение понятия войны, используя полученные знания на прошлых уроках.
Мировая -
Гражданская -
Отечественная -
Великая -
- Какие термины для определения вызвали у вас затруднение? Слайд 3
- Допишите определения, которые вы узнали и уточнили.
Y. Этап локализации индивидуальных затруднений.
- Послушайте запись песни, попробуйте определить тему сегодняшнего урока, поставьте цели в листе – путеводителе (желтый лист). (Звучит песня «Вставай страна огромная…»
Тема урока: (Великая Отечественная война) Слайд 4
На доске:
- Сформировать представление о…
- Узнать, какие сражения…
- Применять в жизни полученные знания…
YI. Этап построения проекта и коррекции выявленных затруднений.
Знакомство с основными, значимыми этапами, сражениями ВОВ
1. - Что же такое Великая Отечественная война? Слайды 5-6
Великая Отечественная война – война Союза Советских Социалистических республик, начавшаяся с вторжения на советскую территорию войск гитлеровской Германии и её европейских союзников, и закончившаяся освобождением от фашизма стран Центральной и Восточной Европы; важнейшая составная часть второй мировой войны.
В 30-е годы в Германии к власти пришли фашисты во главе С Адольфом Гитлером. Их целью было создать сильное государство, подчинить себе другие страны, завладеть чужими природными богатствами. В 1939 году началась Вторая мировая война.
Слайд 7
Мощные немецкие армии двигались в трёх направлениях: северном – на Ленинград, центральном – на Москву, южном – на Украину и Кавказ. Началась Великая Отечественная война, которая длилась почти четыре года – 1418 дней. (22.06.1941 – 09.05.1945гг.
Слайд 8
2. Создание проекта «Значимые сражения Великой Отечественной войны» (работа в группах 15 минут).
Учитель:
- Ребята, я предлагаю вам объединиться в корреспондентские группы и поработать корреспондентами военных газет, оказавшимися на передовой, на одном из знаменитых сражений Великой Отечественной войны, и сделать небольшую статью об этом сражении.
(Учащиеся получают задания, работают с учебниками с.109 – 112 и с интернет ресурсами, подготовленными учителем, выданными в виде ссылок, рисунками, выполненными на уроке ИЗО и картинками. На бумаге формата А 2 ученики пишут основные данные и даты, приклеивают рисунки и картинки, согласно тематике).
Слайд 9
1 группа – Брестская крепость
2 группа – Ленинградская блокада
3 группа – Битва под Москвой
4 группа – Сталинградское сражение
5 группа – Курская битва – битва техники
Физкультминутка
Мы солдаты, мы солдаты
Бодрым шагом мы идем.
В нашу армию, ребята,
Просто так не попадешь.
Нужно быть умелыми, сильными и смелыми.
Наклонитесь все вперед,
А потом наоборот.
Влево, вправо наклонитесь,
Наклоняйтесь, не ленитесь!
На одной ноге постойте-ка,
Будто бы солдатик стойкий.
Руки вверх, руки в бок,
И на месте - скок, скок, скок!
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом…
Марш на место не спеша.
YII. Этап обобщения затруднений во внешней речи.
Представление проектов командирами групп. Слайды 10, 11, 12, 13, 14
YII. Этап самостоятельной работы.
Учитель:
- В листе-путеводителе (оранжевый лист) запишите значимые сражения Великой Отечественной войны.
YIII. Этап рефлексии.
Учитель:
- Чем занимались сегодня на уроке?
- Какие цели ставили на урок?
- Удалось ли их достичь?
- Какими способами?
Кто доволен своей работой?
- У вас, ребята, в листе-путеводителе (розовый лист) есть «мишень» самооценки. Оцените себя по пятибалльной шкале.
Домашнее задание:
С. 107 – 113 читать, отвечать на вопросы, объединиться в пары и подготовить сообщения о городах героях Советского союза.