III. Работа по теме урока | Обеспечение мотивации и принятия обучащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. | Словесный метод (беседа) | Давайте откроем учебники на стр.140. –Какие даты мы там видим? –Какой даты здесь не хватает? –А давайте посчитаем сколько времени прошло с момента Победы? –Верно, в этом году мы будем отмечать 76 годовщину Великой Победы. В учебнике красным цветом выделен призыв военных лет, прочитайте. Обратите внимание на текст, данный после этого призыва. Прочитайте по абзацу. (слайд 4) – Ребята, как вы думаете, почему со словом война употребляется слово Великая? – Молодцы! Читаем следующий абзац. – А почему войну назвали Отечественной? (слайд 5) –Верно. Перейдем к третьему абзацу. Посмотрите на фотографию на стр. 141. (слайд 6) На ней показано как москвичи слушают по радио объявление о начале войны. –Какие у людей лица? Что они чувствуют? Страшно ли им? У каждой войны есть свои герои. В истории Вов остались имена миллионов защитников Отечества, многие из которых не пожалели своих жизней ради нашей Родины. Мы должны помним всех героев, кто сберег нашу землю и защитил нас. (слайд 7) Есть российские города, которым было присвоено высокое звание «город-Герой», это такие города, как: Ленинград (слайд 8) (сегодня Санкт-Петербург), Сталинград (слайд 9) (в наши дни Волгоград), Москва (слайд 10), Новороссийск (слайд 11), Мурманск (слайд 12), Смоленск (слайд 13), Тула (слайд 14), Севастополь (слайд 15). – Теперь я предлагаю разделиться вам на 2 группы. На ваших столах лежат отрывки из писем немецких и русских солдат. Внимательно изучите их, сопоставьте и скажите, какую цель преследовали русская и немецкая армии? – Опираясь на содержание писем, скажите, какой характер войны был у немецких солдат? – А какую войну вели русские солдаты? В начале сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, которая продолжалась 950 дней. На стр.142 представлены фотографии блокадного Ленинграда. Запасы продовольствия быстро таяли, а пополнения не поступало. В декабре 1941 года заступники города получали 300 граммов хлеба и 100 грамм сухарей. В жилищах не было тепла, водопровод не работал, но город жил и боролся. – Как вы думаете, тяжело ли жили люди? (слайд 16) – Да, а чтобы вы хоть немного приставили ту жизнь, послушайте стихотворение. На развороченном пути Стоит мальчишка лет пяти, В глазах расширенных истома, И щеки белые, как мел. Где твоя мама, мальчик? - Дома. - А где твой дом, сынок? - Сгорел. Он сел. Его снежком заносит. В его глазах мутится свет. Он даже хлеба не попросит, Он тоже знает: хлеба нет! В конце октября 1941 года фашисты подошли к столице. В Сражении под Москвой вражеская армия потерпела крупное поражение. Советский народ поверил в скорую победу. На стр. 142 также представлена фотография обороны Москвы. В апреле 1945 года начался штурм Берлина – столицы Германии. Им руководил выдающийся полководец маршал Георгий Жуков. (слайд 17) В ночь с 8 на 9 мая немецкое командование подписало акт о прекращении военных действий и сдачи на милость победителя. 9 мая 1945 года о победе сообщили все радиостанции Советского Союза. Это был праздник со слезами на глазах. Ведь за долгие 4 года война унесла десятки миллионов жизней. (слайд 18) 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади состоялся Парад Победы. Парад длился 2 часа под проливным дождем и под громкие аплодисменты всего Советского Союза. Каждый год, 9 мая весь народ отмечает Великий праздник – День Победы! – Ребята, а теперь давайте проверим свои знания. Ответьте пожалуйста на вопросы: 1) когда началась и закончилась ВОв? 2) Какие города получили звание «город–Герой»? | Дети открывают учебники. 1939г – начало Второй мировой войны; 1941г – начало Великой Отечественной войны; 22 июня 1941 года Германия обрушила свой удар на нашу страну. Дня победы – 9 мая. Один ученик выходит к доске решает пример столбиком. 2021-1945= =76 «Все для фронта! Все для победы!» В 1939 году началась Вторая мировая война. Главными ее виновниками были руководители фашисткой Германии, которые мечтали о мировом господстве и захватили страны Европы. На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны Германия напала на Советский Союз. Так началась Великая Отечественная война. Самая большая в истории человечества. Нашей стране пришлось воевать с сильным и жестоким противником. С первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь народ. Тяжело было всем: и войнам на фронте, и тем, кто сражался с врагом на захваченной территории, – партизанам и подпольщикам, и тем, кто трудился в тылу. На борьбу с врагом вступила не только Красная армия, но и весь советский народ. «Все для фронта! Все для победы!» – этот призыв звучал в те годы. Судьба страны решалась не только на полях сражений. Люди трудились без усталости, чтобы фронт получил новейшее оружие: автоматы, самолеты, танки. Испуганные, печальные. На сладе показаны фото городов-Героев, дети изучают их. 1 группа: Немецкий ефрейтор Вагнер 26 июня 1941 года. «Всё отлично. Мы снова разобьём страну, победив на этот раз Красную армию. Наша рота первой переправилась через Буг, уничтожила 3 бункера и за первый день продвинулась вглубь на 40 км». Последнее письмо А. Голикова жене. 28 июня 1941 года. «Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зелёные деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, как эти цветы, и счастливая. За неё умереть не страшно». 2 группа. Письмо немецкого ефрейтора Брауна 27 июня 1941 года. «За сегодняшний день мы сильно продвинулись вперёд. Авиация ведёт активные действия. Наши бомбардировщики сбивают один русский самолёт за другим. Их почти уже не осталось». Письмо Героя Советского Союза В. Клочкова жене и дочери. 25 августа 1941 года. «Для будущего всех детей, для своей дочки я готов отдать всю кровь каплю за каплей. В случае чего, жалей и воспитывай нашу дочку, говори ей, что отец любил её и за её счастье бил паразитов». Захватническая, несправедливая. Справедливую, освободительную. 1) 1941-1945гг 2) Ленинград (сегодня Санкт-Петербург), Сталинград (в наши дни Волгоград), Москва, Новороссийск, Мурманск, Смоленск, Тула, Севастополь. | Фронтальная, индивидуальная формы | Учебник, презентация | Наблюдение, коллективная проверка | Предметные УУД: развивать устную речь; формировать у обучающихся умения формулировать правила темы урока. | Регулятивные УУД: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Познавательные УУД: на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Личностные УУД: развитие познавательных интересов учебных мотивов; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов. |