Цели: Знакомство ученика с понятием «Правонарушение», с признаками правонарушения, формами вины правонарушителя. Формирование представления о признаках правонарушения, формах правонарушения (действия, бездействия), формах вины правонарушителя. Формирование словаря обществоведческих понятий и терминов, правильной оценки правонарушений. Развитие речи, внимания, памяти. Воспитание положительных качеств личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию "Правонарушение"»
Конспект по обществознанию на тему «Правонарушение»
с ребёнком, обучающимся в школе-интернате VIII вида №1 г. Красного Сулина по индивидуальным программам на дому.
Учитель: Стремоухова Людмила Леонидовна.
Цели: Знакомство ученика с понятием «Правонарушение», с признаками правонарушения, формами вины правонарушителя. Формирование представления о признаках правонарушения, формах правонарушения (действия, бездействия), формах вины правонарушителя.
Формирование словаря обществоведческих понятий и терминов, правильной оценки правонарушений.
Развитие речи, внимания, памяти.
Воспитание положительных качеств личности.
Оборудование: Индивидуальные раздаточные карточки в виде текстов и определений по ранее изученным темам для повторения и закрепления изученного и изучаемого материала (см. Приложение).
Таблица «Преступление» (определение; признаки правонарушений; формы вины правонарушителя – то же, что на карточках № 8 - 12).
Ход урока.
I. Организационный момент.
Цель: Ввести ученика в урок:
1. Организация рабочего места
2. Речевая разминка.
- Назови или прочти обществоведческие термины, которые изучали на предыдущих уроках (Гражданин, государство, Президент, право, закон, Конституция). (Лист №1)
II. Повторение.
Цель: 1. Выявление знания обществоведческих понятий, изученных ранее.
2. Актуализация знаний.
Задания ученику.
1. Прочти определения данных обществоведческих терминов, которые назвал во время речевой разминки. (Определения даны на отдельных карточках №1-6)
2. Реши кроссворд, используя термины из речевой разминки (при затруднении разрешается пользоваться карточками с определениями этих обществоведческих терминов). Кроссворд дан на отдельном листе (Лист №2).
3.Дополни предложения. Используй термины из кроссворда. Запиши пропущенные слова. (Предложения даны на отдельной карточке: №7).
4. Подведение итогов по повторению.
- Мы с тобой вспомнили некоторые обществоведческие или правоведческие понятия, которые необходимо знать каждому человеку. Сегодня мы продолжим знакомиться с новыми понятиями по правоведению.
Физкультурная пауза. Упражнения для шейного отдела позвоночника: повороты, полукруги и наклоны головы.
III. Изучение нового.
Цель: Познакомить обучающегося с понятием «Правонарушение», формами правонарушений, основными признаками правонарушения, формами вины правонарушителя. Формировать представления о признаках правонарушений, формах вины правонарушителя. Формировать словарь правоведческих понятий.
Первый этап. Сообщение темы и цели урока.
Цель этапа: Первоначальное восприятие, осмысление и запечатление в памяти всей системы знаний и умений, которые предстоит усвоить на уроке.
1. Учитель озвучивает тему урока и план работы с опорой на таблицу «Правонарушение».
Учитель: Тема нашего урока – «Правонарушение»
- Скажи, как ты считаешь, что такое «правонарушение»?
- Сегодня ты познакомишься с понятием «правонарушение»,
- с основными признаками правонарушения,
- с формами вины правонарушителя.
Мы разберем с тобой примеры правонарушений, будем учиться определять формы вины правонарушителя.
2. Вопросы ученику.
- О чем будем говорить на уроке? (о правонарушении)
- Что нового должны узнать на уроке (основные принципы правонарушения, формы вины).
Второй этап. Изучение нового материала.
Цель этапа: Поэтапное возвращение к изучаемому материалу, где общее разделяется на частное. Уточнение, расширение и углубление объема каждой выделенной части учебного материала.
1. Знакомство с понятием «Правонарушение»
1.1. Рассказ учителя с опорой на текст таблицы «правонарушение»
- Нередко жизненные обстоятельства приводят человека к нарушению закона или правонарушению. Что же такое правонарушение? Узнаем из определения:
Правонарушением называется противоправное антиобщественное виновное действие (или бездействие), которое либо нарушает установленные правом запреты, либо не исполняет предписаний норм права, т.е. программ поведения людей в определенных ситуациях.
Рассмотрим два примера правонарушений:
Первый: Управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
- Что это такое? Это противоправное антиобщественное виновное действие.
Второй: Неуплата налогов.
- Что это такое? Это противоправное антиобщественное виновное бездействие.
1.2. Задание ученику.
а) Прочти на карточке №8 определение правонарушения.
б) Ответь на вопросы:
- Где записаны правонарушения? (в Уголовном кодексе).
- Для кого считаются опасными правонарушения? (для человека и общества)
- Что представляют собой правонарушения? (нарушение правовых норм)
- Прочти, что такое правовые нормы по карточке. (К.№8)
- В какой форме могут совершаться правонарушения (в форме действия и бездействия)
- Определи форму правонарушений в некоторых ситуациях.
Ситуация №1: Гражданин занимает высокий руководящий пост и, пользуясь служебным положением, берет взятки.
Ситуация №2: Врач не оказывает помощи больному.
Ситуация №3: Гражданин совершает кражи
Ситуация №4: Человек живет в многоэтажном доме на верхнем этаже. Во время дождя крыша протекает, разрушается потолок, портится мебель. Он обращается в жилищную контору, но ремонта крыши не производят.
- Какая форма правонарушения со стороны жилищной конторы?
- Повтори еще раз, в какой форме бывают правонарушения (в форме действия или бездействия).
1.3. Подведем итог, что же такое «правонарушение». Читаем таблицу с определением «Правонарушения» (большая таблица).
2. Знакомство с признаками «Правонарушения»
2.1. Рассказ учителя об основных признаках правонарушения (с опорой на таблицу «Признаки правонарушения»)
- Познакомимся с тремя признаками правонарушения:
I признак: Правонарушение обладает признаком противоправности. Это значит, что данное деяние противоречит правилу поведения, установленному нормой права.
2.2. Задание ученику.
а) Назови первый признак правонарушения.
б) Словарная работа. Задание ученику.
-Прочти на карточке №9, что такое норма права.
- Значит норма права и правовые нормы – это одно и то же.
2.3. Продолжение рассказа учителя.
- Однако одного признака противоправности для определения деяния как правонарушения недостаточно. Ведь на деле противоправное действие может быть настолько незначительным, что его нельзя подвести под категорию правонарушения.
- Допустим, ты на минуту взял у соседа по парте карандаш. Формально это самовольный захват имущества, а то и грабеж. А фактически? Можно сказать, что это грабеж? Почему? – Слишком незначительное действие. Поэтому в понятие правонарушение вводится еще один признак.
II признак: Антиобщественный характер. Это уже важный признак, который означает, что данное деяние вредит обществу и установленным в нем порядкам.
Два эти признака (I и II) объективно проявляются в самом действии или бездействии.
2.4. Задание ученику.
- Назови второй признак правонарушения
2.5. Продолжение рассказа учителя.
- Но есть еще одна сторона правонарушения
III признак: вина самого правонарушителя.
- Что такое вина?
2.6. Словарная работа. Задание ученику.
- Прочти на карточке, что такое вина (Карточка №10).
2.7. Продолжение рассказа учителя.
- Значит, вина - это собственное отношение нарушителя норм права к тому, что он совершил. В этом психическом отношении человека к своему поступку проявляются мотивы и цели правонарушения. Вину человека может установить только суд.
- Мы познакомились с признаками правонарушения.
- Запомни! Правонарушение может совершить только человек.
- Разберем несколько примеров и определим, в каком случае можно говорить о правонарушении.
Пример №1. - Загорелся сарай,
1) когда сосед поджег сарай из-за каких-то обид на соседа;
2) когда во время грозы в сарай угодила молния.
- В каком случае речь идет о правонарушении? Почему?
Пример №2 - Нанесен вред здоровью человека,
1) когда один человек побил другого.
2) когда собака покусала человека.
- В каком случае речь идет о правонарушении? Почему?
2.8.Подведение итогов по признакам правонарушения.
а) Вопрос ученику: Назови признаки правонарушения с опорой на таблицу (Противоправность, антиобщественный характер, вина)
б) Прочти по табличке (Карточка №11 «Три признака правонарушений») первый признак.
- Ответь на вопрос: - Где указано противоправное деяние? (В уголовном кодексе)
в) прочти второй признак правонарушений
- Ответь на вопрос: - Каким должно быть правонарушение? (очень опасным)
г) прочти третий признак правонарушения.
- Ответь на вопрос: - Без чего не может быть правонарушения? (без вины).
д) Скажи (прочти по карточке №10), что такое вина правонарушителя?
е) Где можно установить вину правонарушителя? (только в суде)
Физкультурная пауза. Упражнения для глаз.
3. Знакомство с формами вины.
3.1. Рассказ учителя:
- Вина правонарушителя бывает в двух формах (Посмотрим на таблицу)
а) в форме умысла, когда правонарушение совершается умышленно
б) в форме неосторожности
3.2.Вопрос ученику:
- Назови формы вины (умысел, неосторожность)
3.3.Продолжение рассказа учителя.
- Если правонарушение совершается умышленно, это значит, что правонарушитель понимает опасный вредный характер своих действий и их результатов и желает их наступления либо допускает, что они наступят.
- Форма вины в виде «Умысел» может быть двух видов: прямой умысел и косвенный.
3.4. Рассмотрим две ситуации.
Ситуация №1. Поругались два человека, нанесли друг другу словесные обиды. Один затаил зло, решил отомстить. Подкараулил в переулке, ударил неожиданно палкой, когда человек упал, он сильно избил его. От побоев человек скончался.
- Эти действия были заранее спланированы правонарушителем.
- Как ты считаешь, здесь присутствует форма прямого умысла или косвенного?
Ситуация №2. Приятели не могли разрешить спор, перешли на ругань, затем начали драться. Один из них сильно ударил другого. Случилось непредвиденное: от удара бывший друг скончался. Парень не хотел его убивать, а только проучить, но удар оказался слишком сильным.
- Какая форма вины в данном случае. Прямой или косвенный умысел?
3.5. Продолжение рассказа учителя.
- Мы разобрали с тобой форму вины в виде умысла.
- Другая форма вины – неосторожность. Она тоже проявляется в нескольких видах: самонадеянность, небрежность и необоснованный риск
Самонадеянность. Правонарушитель понимает и предвидит возможную опасность своих действий, но полагает, что сумеет её избежать.
- Все знают, что уходя из дома, нельзя оставлять включенными электронагревательные приборы. Но многие оставляют их и возвращаются к пепелищу (что такое – пепелище?).
Это пример самонадеянности.
Небрежность. В другом случае неосторожности правонарушитель не предвидит вредных последствий своих действий, но обязан предвидеть.
Необоснованный риск. Ещё одна из форм неосторожности.Риск не обоснован в том случае, когда заведомо может принести серьезный вред кому-либо.
3.6. Продолжение рассказа учителя.
- Рассмотрим некоторые ситуации и определим, какой вид неосторожности соответствует каждому правонарушению.
Ситуация №1. Водитель автомобиля решил проскочить на перекрестке на красный свет светофора. Он не видел никого вблизи: ни машины, ни людей. Но вдруг на дорогу выбежал мальчик, т.к. у него был зеленый свет светофора. Водитель не успел затормозить и сбил ребенка. Хотел он этого? Конечно, нет. Но его неосторожность едва не стоила жизни мальчика.
- Этот человек не предвидел вредных последствий своих действий, а должен был предвидеть.
- К какому виду неосторожности можно отнести это правонарушение? (небрежность).
Ситуация №2. Уходя из дома, человек оставил не выключенным электронагревательный прибор (утюг или обогреватель), произошло возгорание. В результате дом сгорел.
- Человек понимал и предвидел, что опасность возможна, но понадеялся, что сможет избежать опасности.
- К какому виду неосторожности можно отнести этот случай? (самонадеянность).
Ситуация №3: Мама купала малыша в ванной. Вдруг зазвонил телефон. Мама на минутку оставила малыша одного в воде. Он поскользнулся, упал в воду и чуть не утонул в ванне.
Жизнь ребенка по неосторожности мамы была подвергнута опасности.
- К какому виду неосторожности можно отнести этот случай? (необоснованный риск).
3.7. Подведение итогов по формам вины.
А) рассмотри карточку с формами вины (карточка №12)
Б) Назови формы вины (умысел, неосторожность).
В) Каких видов бывает умысел.
Г) Каких видов бывает неосторожность.
Физкультурная пауза. Упражнения на общую моторику: потягивание, наклоны, повороты, приседания.
Третий этап. Закрепление.
Цель: проверка приобретенных знаний.
- Проверим, как ты усвоил новый материал, закрепим еще раз полученные на уроке знания.
1. Чтение таблиц по теме урока учеником.
2. Вопросы ученику:
- В какой форме может быть совершено правонарушение? (в форме действия и бездействия)
- Приведи примеры правонарушения в форме действия и бездействия.
- Назови формы вины правонарушителя (умысел, неосторожность)
- Приведи примеры правонарушения с виной в форме умысла,
в форме неосторожности.
3. Попытайся определить, какие действия можно отнести к правонарушению, а какие нельзя: (Попробуй объяснить свой выбор).
- Распивать алкогольные напитки в общественных местах;
- Ловить рыбу на удочку в разрешенном месте
- Ловить рыбу, устанавливая сети в реке.
- Зарабатывать много денег.
- Получить много денег совершив кражу в банке.
- Прогулка с собакой по улице:
а) без намордника и поводка;
б) в наморднике и на поводке.
- Попросить денег взаймы у знакомого.
- Вымогать деньги, применяя силу или оружие.
Подведение итогов.
Итак, мы выполнили с тобой поставленную задачу. Мы познакомились с понятием «Правонарушение», с основными признаками правонарушения, узнали о формах вины правонарушителя. На конкретных примерах учились определять совершено ли правонарушение. Ты молодец! Хорошо работал на уроке.
Запомни! Всякое правонарушение, будь оно в форме действия или бездействия, обязательно влечет за собой наказание.
Об этом мы будем говорить на следующих уроках.
Домашнее задание:
1. Знать определение «Правонарушения».
2. Знать основные признаки правонарушения и формы вины.
Приложение лист №1
ГРАЖДАНИН КОНСТИТУЦИЯ ПРЕЗИДЕНТ
ПРАВО
ЗАКОН
ГОСУДАРСТВО
Приложение лист №2
Реши кроссворд
1
2
3
4
По горизонтали:
1. Человек, обладающий совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных Конституцией, имеющий гражданство данного государства.
2. Основной закон государства.
3. Глава государства, гарант Конституции.
По вертикали:
1. … - это то, что нами управляет, органы власти.
3. … - это законы и правила поведения людей, которые устанавливает государство.
4. … - это высший нормативный акт государственной власти.
Приложение
Карточка № 1
Право – это законы и правила поведения людей, которые устанавливает государство.
Карточка № 2
Государство – это то, что нами управляет, это органы власти.
Это: Президент
Правительство
Государственная дума
Совет федерации
Губернаторы
Мэры
Это: Суды
Прокуратура
Армия
Полиция
Служба безопасности
Таможня
Карточка № 3
Президент Российской Федерации – глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
Он определяет основные направления внутренней и внешней
политики государства, обеспечивает согласованную работу всех государственных органов.
Президентская власть выступает как «сдержка» и «противовес»
законодательной власти (может наложить вето на любой закон) и исполнительной власти (может отменить постановление правительства).
Но главное в функции Президента – согласование всех органов в проведении основных направлений политики государства.
Карточка № 4
Гражданин – с правовой точки зрения – человек, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных Конституцией,
имеющий гражданство данного государства. В широком смысле этого слова – нравственный человек, обладающий политической и правовой культурой, неравнодушный к проблемам общественной жизни, открыто высказывающий свои убеждения, действующий в соответствии с ними, политически активный.
Карточка № 5
Закон – это высший нормативный акт государственной власти.
Закон – это слияние права и политики. В нём сочетаются право и
справедливость, с одной стороны, и политическая сила и
целесообразность – с другой.
Карточка № 6
Конституция – основной закон. Она обладает высшей юридической
силой: ни один закон не может противоречить Конституции.
Карточка № 7
Дополни предложения обществоведческими терминами.
1. Основной закон страны - ……………………
2. ………………… - глава государства, гарант Конституции.
3. …………………- это то, что нами управляет, это органы власти.
4. В Конституции записаны права и обязанности (кого?)………………
5. ……… - это высший нормативный акт государственной власти.
Карточка № 8
Правонарушения – особые поступки людей, которые записаны в Уголовном кодексе и считаются опасными для человека и общества,
так как представляют собой нарушение правовых норм.
Правонарушения могут совершаться в форме действия и бездействия. Правонарушения может совершить только человек.
Правовые нормы– это программы поведения людей
в определённых ситуациях.
Карточка № 9
Норма права - это программы поведения людей в определённых ситуациях.
Карточка № 10
Вина – это отношение лица к своему противоправному поведению
(действию или бездействию) и его последствиям.
Вину человека может установить только суд.
Карточка № 11
Три признака правонарушений:
1-ый признак. Противоправность. Деяние должно быть противоправным, то есть нарушающим уголовные нормы права.
В Уголовном кодексе должно быть указано такое деяние.
2-ойпризнак.Антиобщественный характер.
Совершённое должно быть очень опасным, вредным для человека, общества и государства.
3-ий признак. Вина правонарушителя. Человек должен быть виновен в совершённом деянии. Без вины нет правонарушения.