kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по обществознанию "Правонарушение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Знакомство ученика с понятием «Правонарушение», с признаками правонарушения, формами вины правонарушителя. Формирование представления о признаках правонарушения, формах правонарушения (действия, бездействия), формах вины правонарушителя. Формирование словаря обществоведческих  понятий и терминов, правильной оценки правонарушений. Развитие речи, внимания, памяти. Воспитание положительных качеств личности.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию "Правонарушение"»

Конспект по обществознанию на тему «Правонарушение»

с ребёнком, обучающимся в школе-интернате VIII вида №1 г. Красного Сулина по индивидуальным программам на дому.

Учитель: Стремоухова Людмила Леонидовна.



Цели: Знакомство ученика с понятием «Правонарушение», с признаками правонарушения, формами вины правонарушителя. Формирование представления о признаках правонарушения, формах правонарушения (действия, бездействия), формах вины правонарушителя.

Формирование словаря обществоведческих понятий и терминов, правильной оценки правонарушений.

Развитие речи, внимания, памяти.

Воспитание положительных качеств личности.



Оборудование: Индивидуальные раздаточные карточки в виде текстов и определений по ранее изученным темам для повторения и закрепления изученного и изучаемого материала (см. Приложение).

Таблица «Преступление» (определение; признаки правонарушений; формы вины правонарушителя – то же, что на карточках № 8 - 12).























Ход урока.



I. Организационный момент.

Цель: Ввести ученика в урок:

1. Организация рабочего места

2. Речевая разминка.

- Назови или прочти обществоведческие термины, которые изучали на предыдущих уроках (Гражданин, государство, Президент, право, закон, Конституция). (Лист №1)


II. Повторение.

Цель: 1. Выявление знания обществоведческих понятий, изученных ранее.

2. Актуализация знаний.


Задания ученику.

1. Прочти определения данных обществоведческих терминов, которые назвал во время речевой разминки. (Определения даны на отдельных карточках №1-6)

2. Реши кроссворд, используя термины из речевой разминки (при затруднении разрешается пользоваться карточками с определениями этих обществоведческих терминов). Кроссворд дан на отдельном листе (Лист №2).

3.Дополни предложения. Используй термины из кроссворда. Запиши пропущенные слова. (Предложения даны на отдельной карточке: №7).

4. Подведение итогов по повторению.

- Мы с тобой вспомнили некоторые обществоведческие или правоведческие понятия, которые необходимо знать каждому человеку. Сегодня мы продолжим знакомиться с новыми понятиями по правоведению.


Физкультурная пауза. Упражнения для шейного отдела позвоночника: повороты, полукруги и наклоны головы.


III. Изучение нового.

Цель: Познакомить обучающегося с понятием «Правонарушение», формами правонарушений, основными признаками правонарушения, формами вины правонарушителя. Формировать представления о признаках правонарушений, формах вины правонарушителя. Формировать словарь правоведческих понятий.

Первый этап. Сообщение темы и цели урока.

Цель этапа: Первоначальное восприятие, осмысление и запечатление в памяти всей системы знаний и умений, которые предстоит усвоить на уроке.


1. Учитель озвучивает тему урока и план работы с опорой на таблицу «Правонарушение».

Учитель: Тема нашего урока – «Правонарушение»

- Скажи, как ты считаешь, что такое «правонарушение»?

- Сегодня ты познакомишься с понятием «правонарушение»,

- с основными признаками правонарушения,

- с формами вины правонарушителя.

Мы разберем с тобой примеры правонарушений, будем учиться определять формы вины правонарушителя.

2. Вопросы ученику.

- О чем будем говорить на уроке? (о правонарушении)

- Что нового должны узнать на уроке (основные принципы правонарушения, формы вины).


Второй этап. Изучение нового материала.

Цель этапа: Поэтапное возвращение к изучаемому материалу, где общее разделяется на частное. Уточнение, расширение и углубление объема каждой выделенной части учебного материала.


1. Знакомство с понятием «Правонарушение»

1.1. Рассказ учителя с опорой на текст таблицы «правонарушение»

- Нередко жизненные обстоятельства приводят человека к нарушению закона или правонарушению. Что же такое правонарушение? Узнаем из определения:

Правонарушением называется противоправное антиобщественное виновное действие (или бездействие), которое либо нарушает установленные правом запреты, либо не исполняет предписаний норм права, т.е. программ поведения людей в определенных ситуациях.


Рассмотрим два примера правонарушений:

Первый: Управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.

- Что это такое? Это противоправное антиобщественное виновное действие.

Второй: Неуплата налогов.

- Что это такое? Это противоправное антиобщественное виновное бездействие.

1.2. Задание ученику.

а) Прочти на карточке №8 определение правонарушения.

б) Ответь на вопросы:

- Где записаны правонарушения? (в Уголовном кодексе).

- Для кого считаются опасными правонарушения? (для человека и общества)

- Что представляют собой правонарушения? (нарушение правовых норм)

- Прочти, что такое правовые нормы по карточке. (К.№8)

- В какой форме могут совершаться правонарушения (в форме действия и бездействия)

- Определи форму правонарушений в некоторых ситуациях.

Ситуация №1: Гражданин занимает высокий руководящий пост и, пользуясь служебным положением, берет взятки.

Ситуация №2: Врач не оказывает помощи больному.

Ситуация №3: Гражданин совершает кражи

Ситуация №4: Человек живет в многоэтажном доме на верхнем этаже. Во время дождя крыша протекает, разрушается потолок, портится мебель. Он обращается в жилищную контору, но ремонта крыши не производят.

- Какая форма правонарушения со стороны жилищной конторы?

- Повтори еще раз, в какой форме бывают правонарушения (в форме действия или бездействия).


1.3. Подведем итог, что же такое «правонарушение». Читаем таблицу с определением «Правонарушения» (большая таблица).


2. Знакомство с признаками «Правонарушения»

2.1. Рассказ учителя об основных признаках правонарушения (с опорой на таблицу «Признаки правонарушения»)

- Познакомимся с тремя признаками правонарушения:

I признак: Правонарушение обладает признаком противоправности. Это значит, что данное деяние противоречит правилу поведения, установленному нормой права.

2.2. Задание ученику.

а) Назови первый признак правонарушения.

б) Словарная работа. Задание ученику.

-Прочти на карточке №9, что такое норма права.

- Значит норма права и правовые нормы – это одно и то же.

2.3. Продолжение рассказа учителя.

- Однако одного признака противоправности для определения деяния как правонарушения недостаточно. Ведь на деле противоправное действие может быть настолько незначительным, что его нельзя подвести под категорию правонарушения.

- Допустим, ты на минуту взял у соседа по парте карандаш. Формально это самовольный захват имущества, а то и грабеж. А фактически? Можно сказать, что это грабеж? Почему? – Слишком незначительное действие. Поэтому в понятие правонарушение вводится еще один признак.

II признак: Антиобщественный характер. Это уже важный признак, который означает, что данное деяние вредит обществу и установленным в нем порядкам.

Два эти признака (I и II) объективно проявляются в самом действии или бездействии.

2.4. Задание ученику.

- Назови второй признак правонарушения

2.5. Продолжение рассказа учителя.

- Но есть еще одна сторона правонарушения

III признак: вина самого правонарушителя.

- Что такое вина?

2.6. Словарная работа. Задание ученику.

- Прочти на карточке, что такое вина (Карточка №10).

2.7. Продолжение рассказа учителя.

- Значит, вина - это собственное отношение нарушителя норм права к тому, что он совершил. В этом психическом отношении человека к своему поступку проявляются мотивы и цели правонарушения. Вину человека может установить только суд.

- Мы познакомились с признаками правонарушения.

- Запомни! Правонарушение может совершить только человек.

- Разберем несколько примеров и определим, в каком случае можно говорить о правонарушении.


Пример №1. - Загорелся сарай,

1) когда сосед поджег сарай из-за каких-то обид на соседа;

2) когда во время грозы в сарай угодила молния.

- В каком случае речь идет о правонарушении? Почему?

Пример №2 - Нанесен вред здоровью человека,

1) когда один человек побил другого.

2) когда собака покусала человека.

- В каком случае речь идет о правонарушении? Почему?


2.8.Подведение итогов по признакам правонарушения.

а) Вопрос ученику: Назови признаки правонарушения с опорой на таблицу (Противоправность, антиобщественный характер, вина)

б) Прочти по табличке (Карточка №11 «Три признака правонарушений») первый признак.

- Ответь на вопрос: - Где указано противоправное деяние? (В уголовном кодексе)

в) прочти второй признак правонарушений

- Ответь на вопрос: - Каким должно быть правонарушение? (очень опасным)

г) прочти третий признак правонарушения.

- Ответь на вопрос: - Без чего не может быть правонарушения? (без вины).

д) Скажи (прочти по карточке №10), что такое вина правонарушителя?

е) Где можно установить вину правонарушителя? (только в суде)


Физкультурная пауза. Упражнения для глаз.


3. Знакомство с формами вины.

3.1. Рассказ учителя:

- Вина правонарушителя бывает в двух формах (Посмотрим на таблицу)

а) в форме умысла, когда правонарушение совершается умышленно

б) в форме неосторожности

3.2.Вопрос ученику:

- Назови формы вины (умысел, неосторожность)

3.3.Продолжение рассказа учителя.

- Если правонарушение совершается умышленно, это значит, что правонарушитель понимает опасный вредный характер своих действий и их результатов и желает их наступления либо допускает, что они наступят.

- Форма вины в виде «Умысел» может быть двух видов: прямой умысел и косвенный.


3.4. Рассмотрим две ситуации.

Ситуация №1. Поругались два человека, нанесли друг другу словесные обиды. Один затаил зло, решил отомстить. Подкараулил в переулке, ударил неожиданно палкой, когда человек упал, он сильно избил его. От побоев человек скончался.

- Эти действия были заранее спланированы правонарушителем.

- Как ты считаешь, здесь присутствует форма прямого умысла или косвенного?


Ситуация №2. Приятели не могли разрешить спор, перешли на ругань, затем начали драться. Один из них сильно ударил другого. Случилось непредвиденное: от удара бывший друг скончался. Парень не хотел его убивать, а только проучить, но удар оказался слишком сильным.

- Какая форма вины в данном случае. Прямой или косвенный умысел?


3.5. Продолжение рассказа учителя.

- Мы разобрали с тобой форму вины в виде умысла.

- Другая форма вины – неосторожность. Она тоже проявляется в нескольких видах: самонадеянность, небрежность и необоснованный риск

Самонадеянность. Правонарушитель понимает и предвидит возможную опасность своих действий, но полагает, что сумеет её избежать.

- Все знают, что уходя из дома, нельзя оставлять включенными электронагревательные приборы. Но многие оставляют их и возвращаются к пепелищу (что такое – пепелище?).

Это пример самонадеянности.

Небрежность. В другом случае неосторожности правонарушитель не предвидит вредных последствий своих действий, но обязан предвидеть.

Необоснованный риск. Ещё одна из форм неосторожности. Риск не обоснован в том случае, когда заведомо может принести серьезный вред кому-либо.

3.6. Продолжение рассказа учителя.

- Рассмотрим некоторые ситуации и определим, какой вид неосторожности соответствует каждому правонарушению.

Ситуация №1. Водитель автомобиля решил проскочить на перекрестке на красный свет светофора. Он не видел никого вблизи: ни машины, ни людей. Но вдруг на дорогу выбежал мальчик, т.к. у него был зеленый свет светофора. Водитель не успел затормозить и сбил ребенка. Хотел он этого? Конечно, нет. Но его неосторожность едва не стоила жизни мальчика.

- Этот человек не предвидел вредных последствий своих действий, а должен был предвидеть.

- К какому виду неосторожности можно отнести это правонарушение? (небрежность).

Ситуация №2. Уходя из дома, человек оставил не выключенным электронагревательный прибор (утюг или обогреватель), произошло возгорание. В результате дом сгорел.

- Человек понимал и предвидел, что опасность возможна, но понадеялся, что сможет избежать опасности.

- К какому виду неосторожности можно отнести этот случай? (самонадеянность).

Ситуация №3: Мама купала малыша в ванной. Вдруг зазвонил телефон. Мама на минутку оставила малыша одного в воде. Он поскользнулся, упал в воду и чуть не утонул в ванне.

Жизнь ребенка по неосторожности мамы была подвергнута опасности.

- К какому виду неосторожности можно отнести этот случай? (необоснованный риск).


3.7. Подведение итогов по формам вины.

А) рассмотри карточку с формами вины (карточка №12)

Б) Назови формы вины (умысел, неосторожность).

В) Каких видов бывает умысел.

Г) Каких видов бывает неосторожность.

Физкультурная пауза. Упражнения на общую моторику: потягивание, наклоны, повороты, приседания.


Третий этап. Закрепление.

Цель: проверка приобретенных знаний.

- Проверим, как ты усвоил новый материал, закрепим еще раз полученные на уроке знания.

1. Чтение таблиц по теме урока учеником.

2. Вопросы ученику:

- В какой форме может быть совершено правонарушение? (в форме действия и бездействия)

- Приведи примеры правонарушения в форме действия и бездействия.

- Назови признаки правонарушения (противоправность, антиобщественный характер, вина правонарушителя)

- Назови формы вины правонарушителя (умысел, неосторожность)

- Приведи примеры правонарушения с виной в форме умысла,

в форме неосторожности.

3. Попытайся определить, какие действия можно отнести к правонарушению, а какие нельзя: (Попробуй объяснить свой выбор).

- Распивать алкогольные напитки в общественных местах;

- Ловить рыбу на удочку в разрешенном месте

- Ловить рыбу, устанавливая сети в реке.

- Зарабатывать много денег.

- Получить много денег совершив кражу в банке.

- Прогулка с собакой по улице:

а) без намордника и поводка;

б) в наморднике и на поводке.

- Попросить денег взаймы у знакомого.

- Вымогать деньги, применяя силу или оружие.


Подведение итогов.

Итак, мы выполнили с тобой поставленную задачу. Мы познакомились с понятием «Правонарушение», с основными признаками правонарушения, узнали о формах вины правонарушителя. На конкретных примерах учились определять совершено ли правонарушение. Ты молодец! Хорошо работал на уроке.

Запомни! Всякое правонарушение, будь оно в форме действия или бездействия, обязательно влечет за собой наказание.

Об этом мы будем говорить на следующих уроках.


Домашнее задание:

1. Знать определение «Правонарушения».

2. Знать основные признаки правонарушения и формы вины.




Приложение лист №1



ГРАЖДАНИН КОНСТИТУЦИЯ ПРЕЗИДЕНТ

ПРАВО

ЗАКОН

ГОСУДАРСТВО


Приложение лист №2


Реши кроссворд























1



























2




























3



4







































































































По горизонтали:

1. Человек, обладающий совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных Конституцией, имеющий гражданство данного государства.

2. Основной закон государства.

3. Глава государства, гарант Конституции.

По вертикали:

1. … - это то, что нами управляет, органы власти.

3. … - это законы и правила поведения людей, которые устанавливает государство.

4. … - это высший нормативный акт государственной власти.




Приложение

Карточка № 1


Право – это законы и правила поведения людей, которые устанавливает государство.


Карточка № 2

Государство – это то, что нами управляет, это органы власти.


Это: Президент

Правительство

Государственная дума

Совет федерации

Губернаторы

Мэры


Это: Суды

Прокуратура

Армия

Полиция

Служба безопасности

Таможня


Карточка № 3


Президент Российской Федерации – глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Он определяет основные направления внутренней и внешней

политики государства, обеспечивает согласованную работу всех государственных органов.

Президентская власть выступает как «сдержка» и «противовес»

законодательной власти (может наложить вето на любой закон) и исполнительной власти (может отменить постановление правительства).

Но главное в функции Президента – согласование всех органов в проведении основных направлений политики государства.


Карточка № 4


Гражданинс правовой точки зрения – человек, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных Конституцией,

имеющий гражданство данного государства. В широком смысле этого слова – нравственный человек, обладающий политической и правовой культурой, неравнодушный к проблемам общественной жизни, открыто высказывающий свои убеждения, действующий в соответствии с ними, политически активный.


Карточка № 5


Закон – это высший нормативный акт государственной власти.

Закон – это слияние права и политики. В нём сочетаются право и

справедливость, с одной стороны, и политическая сила и

целесообразность – с другой.


Карточка № 6


Конституция – основной закон. Она обладает высшей юридической

силой: ни один закон не может противоречить Конституции.


Карточка № 7

Дополни предложения обществоведческими терминами.

1. Основной закон страны - ……………………

2. ………………… - глава государства, гарант Конституции.

3. …………………- это то, что нами управляет, это органы власти.

4. В Конституции записаны права и обязанности (кого?)………………

5. ……… - это высший нормативный акт государственной власти.


Карточка № 8

Правонарушения – особые поступки людей, которые записаны в Уголовном кодексе и считаются опасными для человека и общества,

так как представляют собой нарушение правовых норм.

Правонарушения могут совершаться в форме действия и бездействия. Правонарушения может совершить только человек.


Правовые нормы – это программы поведения людей

в определённых ситуациях.

Карточка № 9

Норма права - это программы поведения людей в определённых ситуациях.

Карточка № 10

Вина – это отношение лица к своему противоправному поведению

(действию или бездействию) и его последствиям.

Вину человека может установить только суд.

Карточка № 11

Три признака правонарушений:

1-ый признак. Противоправность. Деяние должно быть противоправным, то есть нарушающим уголовные нормы права.

В Уголовном кодексе должно быть указано такое деяние.

2-ой признак. Антиобщественный характер.

Совершённое должно быть очень опасным, вредным для человека, общества и государства.

3-ий признак. Вина правонарушителя. Человек должен быть виновен в совершённом деянии. Без вины нет правонарушения.

Карточка № 12

Формы вины:

I. Умысел. (Правонарушение совершается умышленно).

1. Прямой

2. Косвенный

II. Неосторожность.

1. Самонадеянность

2. Небрежность.

3.Необоснованный риск







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект урока по обществознанию "Правонарушение"

Автор: Стремоухова Людмила Леонидовна

Дата: 11.11.2015

Номер свидетельства: 251492

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока по обществознанию на тему "Правонарушения и юридическая ответственность" "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-na-tiemu-pravonarushieniia-i-iuridichieskaia-otvietstviennost"
    ["file_id"] => string(6) "139283"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417694081"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Основные причины правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Конспект урока Обществознания. "
    ["seo_title"] => string(112) "osnovnyie-prichiny-pravonarushienii-soviershaiemykh-niesoviershiennolietnimi-konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "109762"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405000028"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(29) "Правонарушение "
    ["seo_title"] => string(17) "pravonarushieniie"
    ["file_id"] => string(6) "207730"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430633745"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) ""Правохранительные органы." "
    ["seo_title"] => string(28) "pravokhranitiel-nyie-orghany"
    ["file_id"] => string(6) "141009"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418049445"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства