Основные причины правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Конспект урока Обществознания.
Основные причины правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Конспект урока Обществознания.
Методическая разработка урока представлялась на областной конкурс методических разработок по правовой тематике «Молодёжь. Закон. Общество». Выбранная тема занятия весьма актуальна на современном этапе и разработана с учётом возрастных особенностей учащихся.Чтобы материал максимально приблизить к реальной жизненной среде ребят, в основу положены данные по нашему региону - Владимирской области. Чтобы учащиеся прочувствовали, что эта ситуация сложилась сейчас и вокруг них.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Департамент образования администрации Владимирской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области «Никологорский аграрно – промышленный техникум»
Номинация: методическая разработка
Вид работы: открытый урок
Основные причины преступлений, совершаемых несовершеннолетними
Автор: Муромкин Николай Анатольевич, преподаватель обществознания.
Домашний адрес: 601422, Владимирская область, Вязниковский район, п. Никологоры, ул. 3 Пролетарская, д.1, кв.2
Название учебного заведения: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области «Никологорский аграрно – промышленный техникум»
Адрес: 601422, Владимирская область, Вязниковский район, п. Никологоры, ул. 3-я Пролетарская, д. 9, тел 8(49233) 5 – 21 – 15
2012 г.
Пояснительная записка
Методическая разработка урока представляется на областной конкурс методических разработок по правовой тематике «Молодёжь. Закон. Общество». Выбранная тема занятия весьма актуальна на современном этапе и разработана с учётом возрастных особенностей учащихся.
Чтобы материал максимально приблизить к реальной жизненной среде ребят, в основу положены данные по Владимирской области. Чтобы учащиеся прочувствовали, что эта ситуация сложилась сейчас и вокруг них.
Интерактивная деятельность начинается с ознакомления со статьями Уголовного Кодекса для определения основных понятий и видов ответственности несовершеннолетних.
Большинство ребят уже владеют элементарными компетенциями в пользовании компьютером. И им будет интересно проявить себя в работе в Интернете. И всё же, если есть возможность (у нас в НАПТ она есть) привлечь к проведению занятия в помощь опытного тьюитора, пренебрегать этим не следует. На данном уроке я использую «технологию интерактивного обучения» - обучения, погруженного в общение, основанного на взаимодействии, получении конкретного опыта, осмыслении его и применении на практике. Выбрав необходимую информацию, учащиеся её обсуждают, дискутируют, аргументируют, делают выводы, формируют собственный взгляд на проблему. Чтобы материал был научным и реальным, я выбрал официальные сайты для работы.
Учащиеся работают малыми группами, что позволяет решать поставленные к уроку цели и задачи.
Каждая группа получает карточку с заданием и перечнем сайтов, где нужно искать необходимую информацию (Приложение 1). Для экономии времени, в карточках можно отметить конкретные сайты для поиска нужной информации. В приложении 2 представлены материалы, найденные ребятами во время работы. Добытую информацию ребята копируют на Word документ, и это помогает им быстро приводить цифры, аргументы и факты.
Обсуждая вопросы, предложенные преподавателем (Приложение 1), учащиеся имеют возможность и время записывать основные тезисы в рабочие тетради.
Таким образом, к концу урока у ребят в тетрадях записаны выводы.
Тема: Основные причины преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
Цели и задачи:
образовательные - содействовать формированию знаний о процессах, идущих в сфере правовых отношений, раскрыть некоторые понятия и положения Уголовного Кодекса, выявить наиболее значимые социальные причины преступности среди несовершеннолетних, критерии выделения основных социальных групп;
развивающие - способствовать развитию исследовательских навыков при работе с документами, умению добывать информацию, анализировать материал, делать выводы, доказывать свою точку зрения,
воспитательные - дать представление учащимся о причинах преступности среди молодёжи и, в первую очередь, в нашем регионе; помочь осознать учащимся свою собственную социальную позицию.
ПК на каждую группу обучающихся (Кабинет Информационных технологий)
карточки с заданиями
План занятия:
1. Мотивация (2 мин.)
2. Объявление темы, учебных результатов и хода занятий (2 мин.)
3. Интерактивная часть (39 мин.)
4. Подведение итогов (2 мин.)
Форма проведения занятия: работа в малых группах. Разделить обучающихся на 3- 4 группы по 4- 5 человек по желанию учащихся. Этот способ деления предпочтителен, если обучающиеся имеют примерно одинаковую подготовку, им будет работать комфортно.
Ход занятия:
Мотивация (2мин.)
Происходящие перемены в российском государстве привели к существенным изменениям в обществе. Особенно остро на них отреагировала молодежь, она стала более криминально-активной. Все чаще несовершеннолетние стали попадать на скамью подсудимых. Давайте зададимся вопросом: «Такчто жетолкает подростка на совершениепреступления?».
2. Объявление темы, учебных результатов и хода занятий (2 мин.)
Сегодня мы с вами познакомимся положениями Уголовного кодекса, касающегося ответственности несовершеннолетних. Для получения этих знаний мы с вами поработаем с Уголовным кодексом. Но большую часть урока, я хочу предложить вам поработать в интернете и, обсудив добытую вами информацию попытаться ответить на поставленный вопрос.
3. Интерактивная часть (19+20 мин.)
1. Для начала определим, кто такой – несовершеннолетний? И каковы особенности уголовной ответственности несовершеннолетних? (Для экономии времени статьи можно распределить между группами).
Уч-ся работают с текстом Уголовного Кодекса ст.ст.87 – 92 и в порядке очерёдности статей обмениваются информацией и записывают определение и виды наказания.
Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:
а) штраф;
б) лишение права заниматься определенной деятельностью;
в) обязательные работы;
г) исправительные работы;
д) ограничение свободы
Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:
а) предупреждение;
б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
в) возложение обязанности загладить причиненный вред;
г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
А теперь, думаю, самое интересное для вас - работаем в интернете. Каждая группа имеет конкретное задание (см. карточку): Найти необходимую информацию, довести её до сведения других и обсудить. Не забудьте выразить своё мнение. Удачи!
Работа в Интернете (15-18 мин.)
(Во время дискуссии выводы, по каждому пункту обсуждения, записывают в рабочие тетради). (20-22 мин.)
Как вы оцениваете тенденцию преступности: растёт или снижается? Аргументируйте.
В целом преступность уменьшается, а возраст преступников снижается.
Что вас настораживает в такой ситуации? Почему?
Преступник «молодеет». Есть факты правонарушений в возрасте 9 лет!!! Это происходит на моей малой родине: где живу я, мои родственники, друзья и подруги – это происходит рядом со мной!
Какие преступления совершаются несовершеннолетними чаще всего? Употребление алкоголя и наркотиков, грабежи, квартирные кражи, разбойные нападения, хулиганство
Какие причины преступности среди молодёжи вы могли бы выделить?
-резкое ухудшение экономической ситуации,
- уменьшение возможностей для трудоустройства подростков,
-низкий уровень в организации досуга,
- семейное неблагополучие,
- не обеспечивается неотвратимость наказания.
Какие меры профилактики и предотвращения преступлений принимаются в нашем регионе?
Общественные организации по защите прав ребёнка, Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, участковые уполномоченных полиции и ПДН.
Какие мероприятия вы можете предложить, чтобы попытаться решить эту проблему?
Оптимизировать работу центров досуга, спортивных клубов и секций, регулярно проводить работу по правовому воспитанию, ответственность родителей должна действовать на деле, а не оставаться в декларативной форме. Но в первую очередь, каждый должен определить: кто Я? Зачем Я здесь? Что я могу сделать, чтобы окружающим меня людям стало лучше, уютней? Может, тогда мои ровесники перестанут совершать преступления и нести людям зло???
4. Подведение итогов (2 мин.)
Приложение 1
Карточка 1.
Рассматриваемые вопросы:
Как вы оцениваете тенденцию преступности: растёт или снижается? Аргументируйте.
Что вас настораживает в такой ситуации? Почему?
Какие преступления совершаются несовершеннолетними чаще всего?
Какие причины преступности среди молодёжи вы могли бы выделить?
Какие меры профилактики и предотвращения преступлений принимаются в нашем регионе?
Какие мероприятия вы можете предложить, чтобы решить эту проблему?
На отмеченных сайтах найдите информацию постатистике преступлений, совершённых несовершеннолетними во Владимирской области за 2010 – 2011 годы.
Рабочие сайты:
http://kraspubl.ru
http://be5.biz/pravo/
http://vladnovosti.ru/
http://www.avo.ru/news
http://vyazniki.ru
http://vladimirstat.ru
http://www.rg.ru
http://forum.vladinfo.ru
http://vladimir.rfn.ru
http://vladimir.bezformata.ru
http://news.vladimir.ru
Карточка 2.
Рассматриваемые вопросы:
Как вы оцениваете тенденцию преступности: растёт или снижается? Аргументируйте.
Что вас настораживает в такой ситуации? Почему?
Какие преступления совершаются несовершеннолетними чаще всего?
Какие причины преступности среди молодёжи вы могли бы выделить?
Какие меры профилактики и предотвращения преступлений принимаются в нашем регионе?
Какие мероприятия вы можете предложить, чтобы решить эту проблему?
На отмеченных сайтах найдите информацию охарактеристике преступлений, совершённых несовершеннолетними во Владимирской области за 2010 – 2011 годы.
Рабочие сайты:
http://kraspubl.ru
http://be5.biz/pravo/
http://vladnovosti.ru/
http://www.avo.ru/news
http://vyazniki.ru
http://vladimirstat.ru
http://www.rg.ru
http://forum.vladinfo.ru
http://vladimir.rfn.ru
http://vladimir.bezformata.ru
http://news.vladimir.ru
Карточка 3.
Рассматриваемые вопросы:
Как вы оцениваете тенденцию преступности: растёт или снижается? Аргументируйте.
Что вас настораживает в такой ситуации? Почему?
Какие преступления совершаются несовершеннолетними чаще всего?
Какие причины преступности среди молодёжи вы могли бы выделить?
Какие меры профилактики и предотвращения преступлений принимаются в нашем регионе?
Какие мероприятия вы можете предложить, чтобы решить эту проблему?
На отмеченных сайтах найдите информацию опричинах преступности несовершеннолетних во Владимирской области за 2010 – 2011 годы.
Рабочие сайты:
http://kraspubl.ru
http://be5.biz/pravo/
http://vladnovosti.ru/
http://www.avo.ru/news
http://vyazniki.ru
http://vladimirstat.ru
http://www.rg.ru
http://forum.vladinfo.ru
http://vladimir.rfn.ru
http://vladimir.bezformata.ru
http://news.vladimir.ru
Карточка 4.
Рассматриваемые вопросы:
Как вы оцениваете тенденцию преступности: растёт или снижается? Аргументируйте.
Что вас настораживает в такой ситуации? Почему?
Какие преступления совершаются несовершеннолетними чаще всего?
Какие причины преступности среди молодёжи вы могли бы выделить?
Какие меры профилактики и предотвращения преступлений принимаются в нашем регионе?
Какие мероприятия вы можете предложить, чтобы решить эту проблему?
На отмеченных сайтах найдите информацию отом, что делается во Владимирской области по пресечению и профилактике правонарушений.
Рабочие сайты:
http://kraspubl.ru
http://be5.biz/pravo/
http://vladnovosti.ru/
http://www.avo.ru/news
http://vyazniki.ru
http://vladimirstat.ru
http://www.rg.ru
http://forum.vladinfo.ru
http://vladimir.rfn.ru
http://vladimir.bezformata.ru
http://news.vladimir.ru
Приложение 2
А. Статистика:
11.10.2006 14:41 Уровень преступности несовершеннолетних во Владимирской области выше среднего по России.
Грабежи. Эти преступления во Владимирской области - на первом месте в криминальных сводках. За последние 9 месяцев их зафиксировано свыше 2,5 тысяч.
По словам Владимира Денисова, начальника милиции общественной безопасности УВД Владимирской области, количество грабежей в регионе возросло более чем на 16%. По статистике, главный объект посягательства - мобильные телефоны. В основном жертвами преступников становятся женщины и дети.
В регионе снизилось количество убийств. Из двухсот зафиксированных по области, оперативниками раскрыты 170. Беспокоит и уровень преступности несовершеннолетних. Здесь показатели тревожные. Владимир Денисов подчеркнул: эти преступления чаще всего совершаются на почве детского алкоголизма и наркомании.
ВЛАДИМИР ДЕНИСОВ, НАЧАЛЬНИК МИЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УВД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ: «За 9 месяцев этого
года наблюдается снижение по уровню преступности на 9%, в том числе и по тяжким преступлениям - тяжкие телесные повреждения, убийства, грабежи... В целом же, мы отмечаем, уровень преступности несовершеннолетних во Владимирской области выше среднего по России, и выше среднего по ЦФО».
(Мария Платанюк, Евгений Муханов, ВГТРК, 11.10.2006)
( http://vladimir.rfn.ru)
- 9 ноября комитет общественных связей и СМИ администрации области совместно с комитетом по социальной политике, департаментом социальной защиты населения, департаментом по культуре, УМВД и прокуратурой Владимирской области провел единый информационный день для журналистов по теме «Работа органов государственной власти по профилактике преступности несовершеннолетних».
- А. Чернышев отметил, что с 2006 по 2010 г. количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, снизилось на 45 %.
- Сергей Макаров, заместитель начальника отдела организации работы участковых уполномоченных полиции и ПДН областного УМВД: « Впервые с 2006 года наблюдается рост подростковой преступности. За 10 месяцев 2011 года подростками совершено 714 преступлений. Это на 3% больше, чем за аналогичный период прошлого года». Участниками преступлений за этот период стали 599 подростков.
- Каждый четвертый подросток, достигший 14 лет, уже имеет криминальный опыт, - отмечает представитель областной прокуратуры Ольга Булаева.
- В целом за год через Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей проходит до 300 человек: одни задерживаются на 10дней, другие могут провести здесь и больше месяца.
(http://www.avo.ru/news)
Б. Характеристика преступлений:
В структуре преступности несовершеннолетних преобладают тяжкие преступления (более половины), причем большую часть составляют:
грабежи,
квартирные кражи,
разбойные нападения.
Растет количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного или наркотического опьянения…
- Недавно на 10 суток к нам был помещен 9-летний мальчик, - рассказывает Маргарита Артюшкина. - Попал к нам за совершение нескольких краж сотовых телефонов.
- двое молодых людей, гражданин Б. и несовершеннолетний Т., решили совершить дерзкую кражу. Предметом их посягательства стали светящиеся буквы логотипа одного из магазинов на улице Ленина, торгующего компьютерной техникой. Как позже в кабинете у следователя расскажут сами злоумышленники, буквы им понадобились для того, чтобы достать из них светодиоды, которые, должны были стать украшением для автомобиля.
(http://vyazniki.ru)
- Распространенность преступлений, совершаемых несовершеннолетними, реально в несколько раз превышает ее зарегистрированную часть. Особенно высокой латентностью отличаются кражи, грабежи и хулиганство.
В. Причины преступности несовершеннолетних:
Сложилось устойчивое мнение о том, что главными причинами преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста являются резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе. Стремительное снижение уровня жизни сказывается сильнее всего на подростках, ибо во все времена несовершеннолетние были и остаются наиболее уязвимой частью общества.
Одно из негативных проявлений экономического кризиса – сокращение рабочих мест, что привело к уменьшению возможностей для трудоустройства подростков, в первую очередь отбывших наказание в воспитательных учреждениях.
В ряду специфических причин преступности несовершеннолетних на современном этапе жизни общества выделяется и катастрофическое положение с организацией досуга детей и подростков по месту жительства. Многие детские учреждения, организации прекратили свое существование, а помещения, принадлежавшие им, переданы в аренду коммерческим структурам.
Обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям.
Некоторые исследования показывают, что еще до первого осуждения подростки успевают совершить несколько преступлений. Это создает атмосферу безнаказанности. Не обеспечивается неотвратимость наказания – важнейшее средство предупреждения преступного поведения.
(http://be5.biz/pravo/)
Главная причина подростковой преступности во Владимирской области - семейное неблагополучие
Об этом сообщил сегодня журналистам старший помощник прокурора Владимирской области по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Ольга Булаева. Безответственность и нечуткость родителей чаще всего являются причиной и того, что сам ребенок становится жертвой: «В этом году имели место случаи гибели детей по вине родителей: погибли трое детей в Селивановском районе, умер ребенок по вине матери в Ковровском районе, отравился алкоголем трехлетний малыш в Юрьев-Польском районе. При этом учреждения, которые должны были работать с этими семьями, работали не так, как должны были. Не ставился вопрос о привлечении нерадивых родителей к административной ответственности, об изъятии детей из таких семей, о лишении родительских прав. В этом году широко обсуждаются вопросы, связанные с сексуальными преступлениями в отношении несовершеннолетних. Число потерпевших от таких преступлений детей на территории нашей области увеличилось: 26 человек против 18 в аналогичном периоде прошлого года».
Как отметила представитель следственного управления следственного комитета по Владимирской области Ирина Минина, в подобных случаях пострадавший и его родные стремятся умолчать случившееся, тем самым помогая виновному уйти от ответственности. Сотрудники правоохранительных органов призывают жителей региона учить своих детей избегать общения с незнакомцами. Кроме того, чтобы отпугнуть преступника-педофила чаще всего достаточно просто привлечь внимание случайных прохожих. Необходимо учить своих детей защищаться.
(Автор: Владимирская служба новостей 29.08.2011г.)
( http://vladnovosti.ru/)
Г. Что делать?
Наличие причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних, не означает фатальной неизбежности совершения ими преступлений. Важную роль в связи с этим приобретает общая и индивидуальная профилактика – система мер предупреждения преступности, применяемых государственными органами, в том числе органами внутренних дел, в отношении несовершеннолетних, совершающих преступления.
9 ноября комитет общественных связей и представители СМИ посетили Центр воспитания гражданственности и нравственно-правовой культуры молодежи, Владимирский центр содержания несовершеннолетних правонарушителей и Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Радужного.
Используемая литература и Интернет ресурсы:
1. Зубенко В. «Девиантное поведение: сущность, причины, профилактика». // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2002. – №4, с. 43
2. Бакаев А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. М., 2004. с 76.
3. Постановление Правительства РФ от 23 августа 1993 г. "О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей".
4. Постановление Правительства РФ от 13 января 1996 г. "О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1995—1997 гг.".
5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
6. Постановление Правительства РФ от 5 июня 1994 г. № 646 "О Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 4 мая 1999 г.).
7. Постановление Правительства РФ от 25 августа 2000 г. № 625 "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 2001-2002 гг.».