2. Переходя к объяснению новой темы, преподаватель предлагает учащимся повторить пройденный материал по теме «Исторический процесс и его участники».
Повторение проводится методом комплексного опроса.
Вопросы:
1. Что такое исторический процесс?
2. Кто является субъектом исторического процесса?
3. Назовите объект исторического процесса.
Обобщая ответы учащихся, преподаватель приступает непосредственно к плану урока:
1. Первый вопрос плана – политика как деятельность
Преподаватель характеризует политику, дает определения политики с помощью карточки-понятия, которая прикрепляется на доске.
«Политика – это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевание специфическими методами.
Преподаватель напоминает, что на столах учащихся лежат карточки с определениями, которыми они могут пользоваться.
Далее дается определение политического процесса: политический процесс, это цепь политических событий и состояний, которые изменяются с течением времени.
2. Субъекты и объекты политики.
Изложение второго вопроса плана преподаватель начинает с вопроса объект:
1. Вспомните структуру деятельности.
Предполагаемый ответ учащихся: в деятельности различают: субъект и объект
Учащимся предполагается определить, кто является участников политической деятельности?
Предполагаемый ответ: народ, личности, государство.
Преподаватель, обобщает ответы учащихся предлагает рассмотреть схему «Субъекты политики».
Учащиеся записывают в тетради – субъектами политики является:
- социальные общности (группы);
- политические организации и объединения;
- политические элиты;
- личности.
2. Дается характеристика социальных групп.
Вопросы учащимся,
1. Вспомните, что такое социальные группы?
2. Какие социальные группы вам известны?
3. Как социальные группы стремятся удовлетворить свои интересы, использую имеющуюся государственную власть.
Предположительные ответы:
1. Социальные группы – исторически складывающиеся относительно устойчивые группы людей, объединенных общими интересами;
2. Учащиеся отвечают, что к социальным группам относятся классы, нации, социальные группы, различающиеся по территориальному, возрастному, имущественному, религиозному и др. признакам.
3. Митинг, забастовки, выборы депутатов.
3. Характеристика следующего субъекта политики, политических организаций и объединений.
Преподаватель отмечает, что важнейшим из них является государство.
Государство – это политическая организация, которая управляет совместной деятельностью и отношениями людей в целях сохранения целостности общества и поддержания порядка.
Преподаватель предлагает вспомнить учащимся характерные признаки государства:
1. Наличие государственных органов управления власти (парламент, правительство);
2. Наличие слоя людей, профессионально занимающихся управлением.
3. Территория, на которую распространяется власть этого государства.
4. Суверенитет, т.е. исключительное право официально представлять все общество внутри страны и за рубежом, издавать законы и творить правосудие.
Обобщая признаки, учитель поясняет, что государство выполняет самые разные задачи (функции).
Мозговая атака:
Группа делится на 3 команды, которым преподаватель предлагает выполнить задания: Составьте программу выхода из кризиса с помощью вопросов:
1. После крушения социалистической системы влияние России как сверхдержавы в мире заметно упало. Как вы думаете, как можно вернуть прежнее могущество России?
2. Что на ваш взгляд сегодня определяет мощь государства: уровень жизни населения, высокие технологии или запасы оружия массового уничтожения?
Проводится анализ ответов учащихся, выставляются оценки командам.
4. Затем он переходит к вопросу о политических партиях.
На доску прикрепляется понятие «Политическая партия».
Вопросы учащимся:
1. С какой целью создаются политические партии?
Учащиеся предположительно отвечают: - с целью борьбы за власть.
2. Вспомните, когда в нашей стране существовала многопартийная система?
Учащиеся, опираясь на знания из истории вспоминают: в 1917 году (большевики, меньшевики, эсеры, кадеты).
Преподаватель, обобщая ответы учащихся, предлагает вспомнить, какие политические партии существуют в нашей стране сегодня.
Преподаватель задает вопрос: Завершился ли процесс оформления многопартийной системы в нашей стране?
Обобщая ответы учащихся, учитель уточняет: многопартийная система не оформилась полностью, т.к. одни партии распадаются, появляются другие и, кроме того, нет лидирующих партий, удерживающих свои позиции.
5. Переходя к характеристике следующего субъекта политики – политической элите, преподаватель предлагает вспомнить, что такое элита из предыдущей темы.
Учащиеся характеризуют понятие «элита» и отмечают, что различают экономическую, политическую, культурную элиту. На доску вывешивается карточка-понятие «Политическая элита».
Преподаватель дает характеристику политической элиты.
Итак, правящая политическая элита – это сравнительно немногочисленная группа лиц, концентрирующая в своих руках власть, осуществляющая политическое руководство обществом, принимающая политические решения.
Вопрос учащимся:
Кого мы можем отнести к политической элите нашей страны?
Предполагаемый ответ учащихся: высшие лица исполнительной власти, депутаты, партийные лидеры.
Обобщение ответов учащихся и характеристика следующего субъекта политики-личности с опорой на схему «Личность и политика»
Преподаватель характеризует классификацию участников политической деятельности, данную Вебером.
1. Политик «по случаю» - люди, участвующие в голосовании, на выборах.
2. Политик «по совместительству»
3. Профессиональный политик
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы.
1. Кого из современных русских политиков можно отнести к профессиональным политикам?
ЗАДАНИЕ КОМАНДАМ.
Составьте портрет профессионального политика, отвечая на вопросы:
1. Какие способности и умения нужны политическому деятелю?
2. Какими качествами должен обладать профессиональный политик?
Подводя итоги задания, преподаватель оценивает ответы команд и предлагает повторить: субъектами политики выступают личности, социальные группы, политические организации, политические элиты
6.Учащимся предлагается задание с элементами игры.
На доску вывешиваются портреты политических деятелей лицом к доске. По их характеристике учащиеся называют имена политических деятелей.
7. Объекты политики опора на схему «Объекты политики»
Различают внутреннюю и внешнюю политику. Объектом внутренней политики является общество в собственной стране; внешней – мировое сообщество.
Вывод из сказанного: политика воздействует на все общества, соответственно, политическая деятельность имеет огромное значение в развитии общества.
8. Цели и средства политики
Снова напомнив о структуре деятельности, преподаватель отмечает, что политическая деятельность предполагает наличие целей – они делятся на стратегические и текущие.
Для достижения цели, как известно, нужны определенные средства. Вопрос учащимся: Все ли средства хороши для достижения цели? После обсуждения вопроса преподаватель рассказывает о «Моральном компромиссе» современных политиков.
9.Политические действия.
Преподаватель: переходя к последнему вопросу, учитель говорит: всякая деятельность, как вам известно, состоит из действий.
В политической деятельности такими действиями являются.
Учащиеся предположительно отвечают: организация партий, избирательные компании, политические митинги, дипломатичные переговоры и т.д.
На ряду с политическими действиями надо сказать о политическом бездействии.
10. Переходя к закреплению материала, преподаватель еще раз напоминает учащимся:
Итак, сегодня мы с вами поговорили об особой сфере деятельности – политике, о субъектах, объектах, целях и средствах политики, о политических действиях.
Для закрепления понятий и терминов при наличии времени предлагает игру: «Кто больше запомнил понятий»?
Каждой команде выдается лист бумаги. Учащийся пишет запомнившееся понятия и передает другому. Затем – проверяется результат и определяется команда-победительница. Преподаватель подводит итоги, выставляет оценки.
Домашнее задание: Учащимся предлагается самостоятельно составить конспект, изучив основные понятия темы и по результатам урока.