Конспект урока обществознания по теме "Труд и трудовое право"
Конспект урока обществознания по теме "Труд и трудовое право"
Конспект урока по теме "Труд и трудовое право" в технологии педагогических мастерских для 9 класса по учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание".Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии развития критического мышления. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая. Основные этапы урока: стадия "Вызов", стадия "Осмысление", практикум, рефлексия. Обучающиеся знакомятся с основными документами по трудовому праву: Конституцией РФ, Трудовым Кодексом РФ, трудовой книжкой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания по теме "Труд и трудовое право" »
Урок обществознания в 9 классе по теме «Труд и трудовое право»
Учитель: Костылева Ольга Алексеевна, МКОУ ООШ с.Загарье Юрьянского района Кировской области
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии развития критического мышления
Задачи урока - образовательная: формирование представлений учащихся о трудовом законодательстве и роли труда в жизни человека; знакомство с понятийным аппаратом; - развивающая: развитие логическое мышление, умения пользоваться документами, применять теоретические знания в практических ситуациях; - воспитательная: воспитание правовой культуры учащихся, культуры общения
Оборудование: учебник Л.Н.Боголюбова «Введение в обществознание» - презентация «Трудовое право подростка» - Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ - раздаточный материал - рабочие листы
План урока:
Понятие «труд». Роль труда в жизни человека.
Принципы использования труда. Труд на предприятии.
Трудовое право
Особенности регулирования труда несовершеннолетних
Решение познавательных задач (практикум)
Стадия «Вызов» Учитель предлагает прослушать и обсудить притчу:
«Однажды прохожий увидел, как группа людей несет тяжелые камни. Подошел он к одному из них и спросил: «Что ты делаешь?»
- Не видишь, занимаюсь тяжелой, никому не нужной работой.
С этим же вопросом, путник обратился ко второму и получил ответ:
- Деньги зарабатываю.
А третий на этот же вопрос ответил:
- Строю Шартрский собор!»
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- О чем эта притча? Как вы ее понимаете?
- Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятия?
Учитель сообщает тему урока и целиурока: выяснить роль труда и познакомиться с основами трудового права.
- Что знаете по данной проблеме?
Учитель предлагает учащимся составить синквейн со словом «труд». Учащиеся зачитывают синквейны: сначала прилагательные (2 строка), затем глаголы (3 строка), законченное умозаключение в виде предложения (4 строка), ассоциации к слову труд (5 строка)
Затем проводится беседа:
Что такое труд?
Какие виды труда вы знаете?
Как вы считаете, какой труд важнее? Почему?
Что мы приобретаем благодаря труду?
Может ли человек прожить без труда?
Приведите примеры пословиц и поговорок о труде (отчет группы)
Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей
Виды труда: умственный, физический, производительный, непроизводительный.
2. Стадия «Осмысление» Учитель задает вопросы классу:
- Какая отрасль права регулирует общественные отношения по применению труда на предприятиях? (трудовое право)
- Какие источники трудового права вы знаете?
Источниками трудового права являются нормативно-правовые документы в которых закреплены нормы трудового права РФ: Конституция РФ и Трудовой кодекс.
Учащимся предлагается рассмотреть ст. 37 Конституции РФ и записать основные принципы использования труда.
Статья 37 КонституцииРФ определяет основные принципы использования труда:
- труд в нашей стране свободен, это означает, что каждый гражданин вправе по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к труду, выбирать себе род занятий и профессию;
- принудительный труд запрещен, и из этого правила нет никаких исключений;
- каждый человек имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
- труд каждого должен быть соответствующим образом вознагражден; какие-либо ущемления, дискриминация людей (т. е. разная оплата за равный труд) недопустимы;
- кроме того, труд должен быть оплачен, не ниже минимального размера оплаты труда;
- каждый человек имеет право на защиту от безработицы;
- за каждым человеком признается право на трудовые споры: индивидуальные (работника и администрации) и коллективные (трудового коллектива и администрации), включая право на забастовку;
- каждый имеет право на отдых. Результаты обсуждения заносятся в Словарь урока»
Свободен
Безопасен
Доброволен
Оплачиваем
Право на отдых
Право на разрешение споров
Трудовая деятельность большинства людей осуществляется на предприятиях. Учащимся предлагается ответить на вопросы и выполнить задания:
Назовите участников труда на предприятии.
Какие отношения между ними складываются?
Найдите в словаре урока термин «трудовые отношения».
Предположите, какие права и обязанности есть у работника и у работодателя.
При рассмотрении прав и обязанностей работника и работодателя может быть использована таблица:
Работник
Линии сравнения
Работодатель
Право иметь
Работа, рабочее место
Обязанность предоставить
Обязанность выполнять
Исполнения трудовых функций работником
Право использовать
Право получать
Зарплата
Обязанность выплачивать
Обязанность соблюдать
Дисциплина труда
Право требовать
Право иметь
Отдых
Обязанность предоставить
Обязанность соблюдать
Беречь имущество
Право требовать
Учитель обращает внимание учащихся на то, что права работника - это обязанности работодателя и, наоборот, права работодателя - обязанности работника.
При трудоустройстве работник и работодатель заключают между собой трудовой договор. Задания для групп:
1. Познакомьтесь со статьями 56, 57 ТК РФ и выясните:
а) что такое трудовой договор;
б) кто выступает в качестве сторон трудового договора;
в) в чем состоят существенные и несущественные условия трудового договора;
2. Познакомьтесь со статьями 58,77 ТК РФ и выясните:
а) как определяются сроки трудового договора;
д) как регламентируется прекращение трудового договора.
3. Изучите статьи 63, 65 ТК РФ и выясните:
а) с какого возраста заключается трудовой договор;
б) какие документы необходимы при заключении трудового договора;
4. Познакомьтесь со статьей 66: что такое трудовая книжка, какие сведения в нее вносятся, каков порядок ее ведения и хранения.
5. Изучите статьи 91, 92 и выясните: какова продолжительность рабочего времени
Сообщение ученика по теме «Особенности регулирования труда несовершеннолетних»
3. Практикум
Для развития умения применять полученные знания при анализе и оценке конкретных ситуаций учитель организует в группах решение познавательных задач.
1.Группы получают тексты и задания к ним (приложение 1)
Учащиеся заполняют «словарь урока» (приложение 2)
Закрепление полученных знаний:
Назовите основные принципы использования труда по Конституции РФ
Назовите источники трудового права
Назовите участников трудовых отношений
Какие документы необходимы при устройстве на работу
По итогам занятия учитель делает вывод вместе с учащимися. Просит учащихся заполнить карточку «Пять слов об уроке» (твое отношение к проблеме урока, насколько интересен урок
Приложение 1
Текст 1
Ленивицу мать отправила на заработки к работодателю Метелице, дав ей свое письменное согласие на трудоустройство. Метелица заключила с 15-летней Ленивицей трудовой договор в письменной форме, разъяснила ей ее обязанности и пообещала щедрое вознаграждение за работу. По договору Ленивица должна была выбивать перины так, чтобы пух летел; готовить завтрак и обед; работать с 9.00 до 13.00. Первые несколько дней несовершеннолетняя Ленивица исправно выполняла свои обязанности. В следующие два дня она начала лениться, не приготовила завтрак, так как проспала, плохо выбила перины, а во время обеда перебила посуду. Затем она вообще перестала выбивать перины, а завтраки готовила время от времени. День ото дня она все больше ленилась и уже к 11.00 бросала все дела. В это время в город приехали бродячие артисты, которые давали представление как раз тогда, когда у Ленивицы был рабочий день. С той поры Ленивица вообще перестала ходить на работу. Метелица была очень недовольна своей работницей и предложила ей расторгнуть трудовой договор.
Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями?
1) Метелица нарушила порядок и условия заключения трудового договора
2) Метелица установила своей работнице 24-часовую рабочую неделю
3) Ленивица выполняла свои обязанности в соответствии с трудовым договором
4) Права Метелицы были нарушены
Свой выбор аргументируйте.
Текст 2
Несовершеннолетний Буратино решил помочь папе Карло заработать денег и тайком устроился на работу в кукольный театр. Он согласился со следующим трудовым договором.
Трудовой договор.
«Кукольный театр», в лице директора Карабаса Барабаса, именуемый далее «работодатель», и Буратино, именуемый далее «работник», заключили настоящий договор о нижеследующем:
Работник Буратино принимается на работу в «Кукольный театр» по профессии «актер».
Договор является договором по основной работе.
Вид договора: на неопределенный срок.
Срок испытания: 3 месяца.
5. Права и обязанности работника: - участвовать в спектаклях в вечернее и ночное время;
- соблюдать трудовую дисциплину;
- бережно относиться к театральному инвентарю.
Права и обязанности работодателя: - вовремя выплачивать зарплату; - обеспечивать безопасные условия труда.
Особенности режима рабочего времени: ненормированный рабочий день; работать 7 дней в неделю.
8. Работнику устанавливается зарплата в раз мере 2 золотых монет в месяц.
9. Работнику устанавливается ежегодный отпуск продолжительностью 28 рабочих дней.
Адреса и подписи сторон:
Работник: Буратино, актер,
адрес: дом папы Карло.
Подпись
Работодатель: Карабас Барабас, директор кукольного театра
Адрес: ул. Кукольная, 10
Подпись
Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями?
1) Трудовой договор можно признать недействительным
2) Нарушены права работодателя
3) Права несовершеннолетнего Буратино соблюдены в полной мере
г) В трудовом договоре указаны только обязанности работника
Свой выбор аргументируйте
Текст 3
Главная героиня сказки «12 месяцев» устроилась служанкой в дом к своей мачехе. Мачеха устно оговорила все ее обязанности, которые заключались в том, чтобы выполнять работу по дому. Однако мачеха устную договоренность не соблюдала. 15-летняя девушка чистила снег, в сильный мороз ходила в лес за хворостом.
Частенько мачеха отправляла ее на несколько дней в соседнюю деревню, помочь своей сестре. Днем и ночью, не покладая рук, трудилась бедняжка, носила тяжелые ведра с водой, колола дрова, а по ночам гладила белье.
Приближались новогодние праздники, девушка возлагала большие надежды на них, рассчитывая встретить праздник дома у елки. Но коварная мачеха в новогоднюю ночь отправила ее в город за подснежниками. В цветочном магазине «12 месяцев» девушке помогли не только с подснежниками, но и предложили хорошую работу.
Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями?
1) Для несовершеннолетних приемлема только устная форма договора
2) Нарушены нормы труда несовершеннолетних
3) Договор предусматривает только права и обязанности падчерицы
4) Мачеха нарушила порядок и условия заключения трудового договора
Свой выбор аргументируйте.
Приложение 2
Словарь урока
Труд и трудовое право
Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, называется_______________
Виды труда
Отрасль права, которая регулирует общественные отношения по применению труда на предприятиях ________________________