Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания "Семья" »
Образовательная область: обществознание
Класс: 6
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: групповая работа.
УМК: программа по обществознанию 5-9 кл. для общеобразовательных школ А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой, учебник «Обществознание» 6 класс под редакцией а. И. Кравченко, Е. А. Певцовой.
Тема урока: «Семья».
Цель: формирование целостной системы знаний о семье как малой социальной группы.
Основные задачи:
1.Образовательные: познакомить учащихся с понятием «Семья»; показать роль семьи в жизни каждого отдельного человека и общества в целом; познакомить учащихся с типами семей, условиями и порядком заключения брака.
2.Развивающие: развивать коммуникативные навыки и умения через групповую работу; ассоциативное мышление; творческие, мыслительные способности (анализ, суждение, рассуждения); учебно-исследовательские умения учащихся.
3.Личностные: понимать значение семьи в жизни человека, формировать нравственную культуру, развивать уважение к членам семьи; формировать представления о различных социальных ролях людей в семье; воспитывать чувство ответственности перед близкими людьми.
4. Метапредметные: формировать умение анализировать текст, картины, схему, объяснять свою точку зрения, выполнять проблемные задания.
5.Воспитательные: воспитывать чувство ответственности пере семьёй сегодня и чувства долга, перед семьёй будущего, способствовать нравственному воспитанию учащихся. Содействовать воспитанию гражданственности и патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействии людей.
Оборудование: доска, экран, проектор, ноутбук, презентация Power Point, маркеры, карточки-задания для групп, плакат с изображением солнышка и тучки, на партах сердечки и капельки дождя.
Формы организации познавательной деятельности (ФОПД):
- фронтальная (общеклассная);
Групповая (мини-группы).
Ожидаемые результаты: после урока ученики смогут:
-дать определение понятию «Семья»;
-знать типы семей;
-уметь называть функции семьи.
Умения и навыки:
-работа в группе;
-работа с карточками-заданиями;
-работа с документами;
-выступать публично;
-уметь отстаивать своё мнение.
Используемые технологии:
Информационные;
Интерактивные;
Сотрудничества;
Личностно-ориентированные;
Методы обучения, применяемые на уроке:
1.По источнику знаний:
Словесный (вступительное слово учителя, выступления групп);
Наглядный (презентация, рабочие листы);
Практический (работа со статьями Семейного Кодекса РФ).
2.В зависимости от особенностей познавательной деятельности учащихся:
Объяснительно-иллюстративный (рассказ учителя);
Частично-поисковый.
Приёмы деятельности учителя:
Объяснение;
Рассказ;
Эвристическая беседа;
Использование межпредметных связей;
Организация самостоятельной работы с заданиями, документами, учебником.
Содержание урока.
I.Начало урока. Организационный момент.
Цель: обеспечить готовность к уроку.
Ожидаемый результат: готовность обучающихся к уроку, постановка учебных задач на основе соотнесения известного и неизвестного по теме, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Педагогические приёмы: приветствие.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я учитель истории и обществознания Жуковской средней школы № 22. Меня зовут Лариса Анатольевна. И я сегодня проведу у вас урок обществознания.
Надеюсь, что по-настоящему солнечное настроение появится у каждого из вас на сегодняшнем уроке.
II.Этап целеполагания и мотивации.
Психологический настрой.
А теперь улыбнитесь, подарите друг другу улыбку. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?
-Тепло (ответ детей).
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о чём-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чём, вы узнаете, отгадав ребус.
Слайд 2 «7я»
-Кто догадался?
-Правильно « семья».
- Итак, тема нашего урока «Семья». Слайд №3
Эпиграфом к нашему уроку я взяла вот такие прекрасные слова: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л. Н. Толстой
Учитель: выскажите свою точку зрения, соответствует ли он теме урока? Почему?
Учитель: Мне хотелось бы рассказать вам одну легенду. В древние времена жила на земле одна семья- 100 человек. И царили в ней мир и согласие. Молва об этом дошла до правителя. Вызвал он к себе главу семейства и спросил: «Как вам удается жить, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился на листке бумаги было начертано 100 раз одно и тоже слово……
Какое слово написал старец и в чём заключается секрет счастья его семьи, мы постараемся сегодня с вами выяснить.
Учитель: В семейном кругу, мы с вами растём.
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
Целеполагание. Слайд №5
Учитель: исходя из темы урока, на какие вопросы вы хотели бы получить ответ?
-что такое семья?
-зачем человеку семья?
-какие бывают семьи?
Учитель: Всё верно, сегодня мы с вами познакомимся с понятие семья, функциями семьи, видами семей, зачем человеку семья.
III.Этап организации групповой познавательной деятельности.
Вступительное слово учителя:
-Вы, наверное, обратили внимание, что сидите как-то необычно.
-Скажите, а дома вам уже приходилось сидеть вместе со всеми членами семьи вот так в кругу
- А по какой причине ваша семья собиралась за одним столом?
-А класс можно назвать семьёй?
-Давайте вспомним, какие правила работы в группе нужно выполнять, чтобы работать быстро, а главное результативно.
Работать сегодня мы будем в рабочих листах, которые я для вас подготовила. В них находятся все творческие задания, которые помогут нам в изучении темы урока.
Слайд№ 6 Основные правила работы в группе.
Ребята, помните: задание надо выполнять с душой. Главное правило: твори, вспоминай, пробуй!
IV.Этап первичного усвоения блока новой учебной информации.
Актуализация знаний.
Цель: подготовка к изучению новой темы, систематизировать знания учащихся о социальной структуре общества, подвести учащихся к формулированию темы постановке задач урока.
Ожидаемый результат: установления правильности и объёмности выполнения домашнего задания всеми учащимися, умение высказывать своё мнение, планировать свою учебную работу.
Педагогический приём: фронтальная беседа
Учитель: когда вы слышите слово « Семья», о чём вы думаете?
Ответы детей:……..
Учитель: Семья-это малая социальная группа.
-А какая ещё социальная группа вам знакома? (Большая)
-А в какой группе проходит основная часть жизни человека? (Семья)
Новая тема
Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков, самостоятельное формулирование понятия «семья», воспитание ответственности перед своей семьёй сегодня и чувство ответственности перед семьёй в будущем?
Ожидаемый результат: умение анализировать, самостоятельно добывать знания, развитие умения делать общие выводы, готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
Педагогические приёмы: работа с карточками-заданиями, схемами, учебником, анализ произведений художников.
Слайд №6 Что такое семья?
Работа в группах.
Ребята выполните первое задание: из набора слов составьте определение понятия «семья» и запишите в рабочем листе.
Слайд №7 Группа, людей, родством связанных (Приложение №1)
Учитель проверяет задание, отмечает работу учеников ( раздаёт « Знайки»)
Решение логических задач.
Учитель: каждая группа получила по одной логической задаче, вы должны выяснить является ли семьёй приведённые примеры отношений. Аргументируйте свою точку зрения (Приложение №2)
Слайд №8 функции семьи.
Учитель: На протяжении истории человечества семья выполняла важные функции (функция-роль). Чтобы ответить на этот вопрос воспользуемся главным источником наших знаний учебником.
Задание: Откройте учебник стр. 89, п.2 «Роль семьи в обществе».
Прочитать самостоятельно текст, выделить функции семьи. Подготовить ответ устно.
Учитель делает вывод после ответов детей: выполняя эти функции, семья придаёт устойчивость и стабильность обществу.
Физкультминутка.
А сейчас мы с вами проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой. Встаньте на одну ногу, вытянув руки вперёд. Постояли на одной ноге, теперь на другой. Теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки. Постояли на одной ноге, затем на другой. Тихо сели.
Учитель:
-Когда было легче удержаться на одной ноге?
-Почему в паре легче, как думаете?
-Что вам помогло? (поддержка, взаимопомощь).
Учитель: поддержка человеку нужна всегда, а особенно в семье, потому что на взаимопонимании держатся семейные отношения.
-А как семья появляется? Перед вами задание №4-этапы рождения семьи. Ваша задача - расположить их в правильной последовательности, записав ответ цифрами, через запятую (Приложение №3).
Проверка задания. Отметить ответы детей!!!
Учитель: семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак.
Слайд №9 (этимология термина «брак»)
Понятие «брак» произошло от древнерусского «брачити», что означало отбирать, выбирать.
Практическая работа.
Учитель: ребята, представьте, что вы сейчас не ученики 6 класса, а юные юристы. У вас на партах статьи Семейного кодекса. Вам нужно изучить эти статьи и помочь мне ответить на вопрос: каковы условия вступления в брак?
Путешествие в Третьяковскую галерею.
-Теперь все вместе совершим виртуальное путешествие в Третьяковскую галерею, которая находится в Москве. Закройте глаза, представьте, что вы птицы и совершаете полёт. 1, 2, 3 – откройте глаза. Посмотрите перед вами картина Пукирёва «Неравный брак», написанная в 1862 году.
-какой это век?
-Сюжет картины - нередкая по тем временам жизненная драма: неравный брак. Юную девушку выдают без её согласия за богатого старика.
-Можно ли сказать, что невеста счастлива?
-Какое условие ст. 12 Семейного кодекса РФ, по вашему мнению, в сюжете картины?
Учитель:
-А сколько человек может быть в семье? (Обращаюсь к детям: сколько человек в их семье?).
В зависимости от состава выделяют двухпоколенные и многопоколенные семьи.
Семья, состоящая из детей и родителей, называется двухпоколенная-поколение детей и поколение родителей.
А если с вами живут бабушка и дедушка, как мы назовём такую семью?
-Ребята, поднимите руку, чья семья является двухпоколенной?
-А чья многопоколенной?
-Бывает так, что детей воспитывает один родитель-мама или папа, такая семья называется неполной. Бывают такие неполные семьи, где дети проживают без обоих родителей у бабушек или дедушек.
-А в зависимости от того, какое количество детей в семье, как могут называться семьи? (многодетная, среднедетная, малодетная).
Учитель: Давайте вернёмся к нашей легенде о семье из 100 человек попробуем предположить, что же написал старец, в чём заключался секрет семейного счастья? Для этого мы с вами, ребята, достроим «дом счастья», состоящий из мудрых мыслей, добрых слов, хорошего настроения.
Предлагаю каждой команде набор кирпичей. Придумайте, какие кирпичики возьмёте для строительства нашего чудесного домика.
Для фантазии даю вам 1 минутку.
Учитель:
-Достроим наш чудесный дом с кирпичика
Чтобы семья прожила долго и счастливо, нашему дому просто необходимы эти кирпичики.
Учитель: строительство любого дома заканчивается возведением крыши. Крыша нашего дома для счастливой семьи называется – «хорошее настроение»
-Вот мы все вместе построили наш «Дом счастья».
- Как вы думаете, ребята, мы раскрыли секрет семейного счастья?
Учитель читает стихотворение.
Дом, как известно всем давно –
Это не стена, не окна,
Это не стулья со столом
Это не дом.
Дом – это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь
Яростным, добрым, нежным, злым
Еле живым.
Дом – это тот, где вас поймут, тот, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом –
Это твой дом.
V.Этап закрепления и применения ЗУН.
Цель: закрепление нового материала.
Ожидаемый результат: умение преодолевать трудности, самостоятельно работать, применяя новые знания.
Педагогические приёмы: фронтальная беседа.
Учитель: наш урок был посвящён важной теме «Семья». Сегодня на уроке мы думали, анализировали, обобщали.
-Скажите на все ли вопросы, которые мы поставили перед собой в начале урока, мы получили ответы?
Условие: внимательно прочти задачу и устно ответь на вопрос.
Вопрос:
1.Является ли семьёй приведённый ниже пример отношений.
Аргументируйте свою точку зрения.
а) У Елены и Алексея Галаниных двое детей. У них нет собственной квартиры, и они живут вместе с родителями.
Задание №3
Какие функции выполняет семья?
Работа с учебником. Открой учебник на стр. 89, прочитай п. 2 и выдели функции семьи.
Задание №4
Этапы рождения семьи.
Ваша задача - расположить их в правильной последовательности, записав цифры в ответ.
1.Обязанности по отношению друг к другу.
2.Брак.
3. Встреча мужчины и женщины.
4.Обязанности по отношению к детям.
5.Рождение детей.
Ответ:________________________
Брак - добровольный союз мужчины и женщины с целью создания семьи.
Запомни понятие!
Задание №5
Практическая работа.
Условие: перед вами статьи Семейного кодекса, вам нужно изучить эти статьи и устно ответить на вопрос.
Вопрос: Каковы условия заключения брака?
Ст.12 Условия заключения брака.
-добровольное согласие мужчины и женщины;
-достижение брачного возраста.
Ст.13 Брачный возраст.
-устанавливается в 18 лет;
-по уважительным причинам в 16 лет.
Домашнее задание:
1.п.14, прочитать и ответить на вопросы.
2.А что вы знаете о своей семье? Предлагаю вам дома провести исследование, больше узнать о своей семье и о родственниках.
Для этого вам нужно выбрать тему мини-сочинения:
1) «Традиции моей семьи».
2) « Гордость нашей семьи».
Самоанализ открытого урока обществознания.
Класс: 6
Учитель: Кривощёк Лариса Анатольевна
Дата проведения урока:
Тема урока: «Семья».
Хороший урок – это слаженный, чётко работающий механизм. Не услышишь его пульса, не прислушаешься к нему, и урок не получится.
Этими словами я бы хотела начать самоанализ урока по теме «Семья», относящийся к разделу «Социальная сфера» курса «Обществознания» 6 класса. Начальные знания по этой теме ученики уже получили, изучая тему «Социальные группы».
Это и дало возможность построить урок на уровне восприятия, осмысления и запоминания.
При проектировании и проведении урока, при отборе учебного материала учитывались уровень обученности и реальные учебные возможности детей.
Для поддержания «тонуса» урока, темпа, насыщенности и эффективности работы, опираясь на возрастные особенности учащихся, выбирала и тип урока. Исходя из места урока в системе уроков по обществознанию, а также цели и функций урока, мною был выбран тип урока – комбинированный, форма урока – групповая.
Цель урока: формирование целостной системы знаний о семье как малой социальной группы.
1.Образовательные: познакомить учащихся с понятием «Семья»; показать роль семьи в жизни каждого отдельного человека и общества в целом; познакомить учащихся с типами семей, условиями и порядком заключения брака.
2.Развивающие: развивать коммуникативные навыки и умения через групповую работу; ассоциативное мышление; творческие, мыслительные способности (анализ, суждение, рассуждения); учебно-исследовательские умения учащихся.
3.Личностные: понимать значение семьи в жизни человека, формировать нравственную культуру, развивать уважение к членам семьи; формировать представления о различных социальных ролях людей в семье; воспитывать чувство ответственности перед близкими людьми.
4. Метапредметные: формировать умение анализировать текст, картины, схему, объяснять свою точку зрения, выполнять проблемные задания.
5.Воспитательные: воспитывать чувство ответственности пере семьёй сегодня и чувства долга, перед семьёй будущего, способствовать нравственному воспитанию учащихся. Содействовать воспитанию гражданственности и патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействии людей.
Оборудование: доска, экран, проектор, ноутбук, презентация Power Point, маркеры, карточки-задания для групп, плакат с изображением солнышка и тучки, на партах сердечки и капельки дождя.
Формы организации познавательной деятельности (ФОПД):
- фронтальная (общеклассная);
Групповая (мини-группы).
Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учётом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.
Основной используемый подход к реализации цели – личностно-ориентированный, предполагающий создание условий для развития учащегося с учётом биологических возможностей и социальных условий.
Опираясь на требования к современному уроку обществознания, структура урока была запланирована следующим образом. Урок состоял из 7 этапов, логически связанных между собой.
1.Организационный. На мой взгляд, в оргмоменте были обеспечены: доброжелательная обстановка, психологический настрой на предстоящее общение.
2.Целеполагания и мотивации. На данном этапе шла подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Для формирования надпредметной компетенции не была названа тема урока, учащиеся смогли её сами сформулировать. Совместно с учителем учащиеся сформулировали и цели урока.
3.Усвоения новых знаний. На этом этапе использовались приёмы, усиливающие восприятие нового материала: анализ, обобщение, работа с картинами, учебной презентацией, учебником, документами, обращение к социальному опыту учащихся. Изучение нового материала строилось в форме совместной деятельности учеников, учеников и учителя.
С целью формирования у школьников целостного представления о мире, я постаралась осуществлять межпредметные связи в содержании учебного материала с литературой, ИЗО, технологией.
Широко использовались три вида общения: сотрудничество детей между собой, сотрудничество учащегося с учителем, сотрудничество школьника с самим собой.
6.Подведения итогов результативности учебной деятельности учеников и класса в целом.
7.Информирования о домашнем задании. Для того чтобы «усилить» положительный личностный смысл полученной учебной информации, школьникам предлагается творческое задание (по выбору) написать мини-сочинение.
На уроке применялись различные методы учебной деятельности: объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный.
В классе учатся ребята с разным уровнем физического здоровья. В связи с этим урок, который был предложен вам, конструировался, задумывался как урок здоровьесберегающего обучения. Что достигалось через:
-учёт возрастных, психологических особенностей аудитории;
- создание благоприятного психологического климата на уроке;
- разнообразие видов деятельности и форм работы;
- преподавание, сохраняющее интерес к учебному материалу;
- создание условий для самовыражения.
Форма проведения урока способствовала развитию коммуникативных, творческих способностей учащихся.
Темп урока достаточно высокий. Объясняется насыщенностью изучаемого материала.
Использовались инновационные образовательные технологии: ИКТ, игровые технологии, интерактивные методы обучения: синквейн, метод рефлексии.
Применение ИКТ сделало урок более наглядным, насыщенным, интересным.
Использованные методы и приёмы обеспечили рациональное использование рабочего времени и предупреждение перегрузок учащихся.
Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, и организовать их активную работу, решение задач занятия. План урока выполнен, задачи, и цели урока реализованы полностью.
Урок обогатил, меняна будущее тем, что я убедилась: система творческих заданий работает как технология, воспроизводимая в любом классе.
Описание методики использования ИТ во время урока.
Урок обществознания на тему «Семья» был разработан с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые использовались для усиления информативности впечатлений, получаемых учащимися в ходе урока и для систематизации знаний.
На данном уроке ИТ используются на всех этапах.
Визуальной основой всего урока является презентация, созданная в Power Point. Слайды презентации заменяют традиционные записи на доске и демонстрацию схем и картин. В презентации отражается ход урока и основные понятия урока.
На данном уроке ИТ использовались в следующих целях:
-для усиления смысловой нагрузки сведений, циркулирующих в ходе делового общения учителя и учащихся. Наиболее важные и сложные моменты урока были внесены в презентацию, для того чтобы ученики смогли воспринимать их не только на слух, но и визуально;
-для обучения навыкам работы с информацией, и развития умения мыслить критически и делать выводы.
Кроме повышения мотивации, наглядности и создания эмоционального настроя, использование компьютеров на уроках позволяет повысить эффективность деятельности учителя и учащихся.
Использование ИКТ на уроках обществознания способствует формированию информационной компетентности учащихся, повышению познавательной активности и учебной мотивации.
Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты темы, что даёт возможность учащимся в течение урока сконцентрировать на них внимание. Объяснение учителя сопровождается видеорядом, который представлен рисунками, схемами, картинами, заданиями.
Презентация позволяет иллюстрировать рассказ, сделать урок более организованным, наглядным, интересным, мобильным.