kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока обществознания в 5 классе по теме "Государственная поддержка семьи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по обществознанию в 5 классе по УМК А.И.Кравченко.Цель урока: знакомство учащихся с причинами государственной поддержки семьи, с видами деятельности социальной службы, центрами социальной помощи семье и детям. В ходе урока прходит знакомство с понятиями и терминами: материнский капитал, государственная социальная помощь.В результате работы на уроке учащиеся овладеют принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, учатся участвовать в беседе, дискуссии, работают с документами, выполняют проблемное задание, применяют навыки работы в группе.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока обществознания в 5 классе по теме "Государственная поддержка семьи" »



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 п. Добринка










Методическая разработка урока по обществознанию в 5 классе по теме: «Государственная поддержка семьи»

»









Автор: учитель истории и обществознания Родионова Ирина Васильевна




Урок обществознания в 5 классе

Тема: Государственная поддержка семьи

Цели и задачи:

Познакомить учащихся с причинами государственной поддержки семьи; видами деятельности социальной службы, центрами социальной помощи семье и детям; познакомить с понятиями и терминами: материнский капитал, государственная социальная помощь.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, что такое государственная социальная помощь; овладеют принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами, выполнять проблемные задания, применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД:

Метапредметные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации;

Личностные:

Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; осознание необходимости формирования гражданской позиции и ответственности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, презентация.

Ход урока:

I.Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров. 
   — Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе. 
   — Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия. 
   — Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят! 
   Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: 
   — Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды. 

Вопросы к классу

-О чем притча?

-В чем ее смысл?

-Какое отношение она имеет к нашему уроку?

( Ответы учеников)

Тема урока: «Государственная поддержка семьи»

-Предположите , о чем пойдет речь на уроке.

-На какие вопросы нам предстоит ответить7

( Ответы учеников)

План урока

1.Материнский капитал.

2.Государственная социальная помощь.

3.Социальные службы помощи семье.

III. Введение в новый материал

На прошлых уроках мы говорили о семье как важнейшей ценности общества. А потому государство должно активно поддерживать семью и помогать ей. Еще в древности мы можем найти множество примеров, подтверждающих это. Так, на Востоке существовали дома для престарелых, в Древнем Китае местные власти при сборе налогов старались не обидеть вдов и сирот. Согласно древнерусскому своду законов «Русской Правде» глава семьи обязан был выделить надел земли и часть имущества вдове после смерти ее мужа.

А как сегодня современное государство помогает семье? Обсудим этот вопрос на нашем уроке.

IV. Работа по теме урока

1.Материнский капитал.

90-е годы XX в. Оказались очень трудными для многих семей в России, их доходы оказались ниже прожиточного минимума. К такой категории можно было отнести 15% семей. В этой ситуации рождаемость в нашей стране резко упала.

Проблемное задание. К каким последствиям это могло привести?

( Ответы учеников)

В России уже несколько лет действует новая форма поощрения рождаемости- материнский материал.

Задание: работая с текстом пункта 1 § 23 учебника, ответьте на вопросы.

-Что такое материнский капитал? Дайте определение.

-Кто имеет право получить материнский капитал?

-Каковы условия его получения?

-Остается ли размер материнского капитала неизменным?

-На что можно потратить материнский капитал?

-Когда можно распоряжаться средствами материнского капитала?

( Ответы учеников.)



2. Государственная социальная помощь.

В настоящее время мы еще встречаемся с тревожными явлениями нашей действительности: сохраняется безработица, много денег уходит на оплату жилья, а зарплата не так высока, чтобы обеспечить достойный образ жизни.

-Как живут многодетные и неполные семьи?

- Какие трудности они испытывают?

( Ответы учеников.)

Действительно, малообеспеченные семьи практически не имеют возможности оплачивать дорогостоящие услуги образования и здравоохранения, туристические услуги и многие другие материальные, социальные и духовные блага. В этих условиях становится невозможной качественной социализация детей , реализация их потенциальных возможностей, их духовное и интеллектуальное развитие. Проблема бедности в семье приобретает устойчивый характер. Таким семьям государство оказывает социальную помощь.

Задание: работая с рубрикой «Советуем запомнить!», познакомьтесь с определением «государственная социальная помощь» и прокомментируйте его.

( Проверка выполнения задания.)

Государственная социальная помощь оказывается в целях:
-поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
-адресного использования бюджетных средств;
-создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
-снижения уровня социального неравенства;
-повышения доходов населения.
Помощь выделяется на основании обращения гражданина в специальные органы власти.

К ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся:
-принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи;
-разработка и реализация федеральных программ оказания гражданам на территории Российской Федерации государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг;
-установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации.

Виды оказания государственной социальной помощи:

  • денежные выплаты ( социальные пособия и другие выплаты)

  • натуральная помощь ( топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи)

Задание: К следующему уроку узнайте у родителей , какую помощь от государства получала или получает ваша семья.



3. Социальные службы помощи семье.

Любое уважающее себя государство должно заботиться о своих детях и стариках. Будущее и прошлое взаимосвязаны. И если кто-то считает, что «старикам здесь не место», то он глубоко заблуждается, потому что все наши мысли и действия имеют эффект бумеранга. В цивилизованных странах проблема заботы о пожилых людях и инвалидах решается давно уже на другом уровне.

Для поддержки семьи и детей , попавших в трудную жизненную ситуацию, государство создало специальные учреждения-социальные службы, в том числе центры социальной помощи семье и детям. И работают в них социальные работники.

-Что вам известно о социальных работниках?

-Приходилось ли с ними встречаться?

( Ответы учеников.)

Давайте расширим ваши представления о людях этой профессии.

8 июня в России отмечается День социального работника. Он учрежден указом Президента РФ. Этот день выбран не случайно. Именно в этот день 1701 г. Петр I издал указ «Об определении в домовыя Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых » ( о создании при церквях богаделен для нищих, больных и престарелых).

Профессия социального работника появилась в нашей стране в 90-е гг XX века. Представители этой профессии обеспечивают одиноких пожилых людей продуктами питания и оказывают им другие услуги. Причин для создания такой службы было несколько:

  1. Отдаленные последствия Великой Отечественной войны, когда многие женщины остались вдовами, а многие просто не смогли создать семью.

  2. Вопрос престижа в международных отношениях, поскольку государственную помощь престарелым и немощным гражданам оказывают во всех культурных и богатых странах.

  3. Прямая необходимость заботы о пожилых и больных людях, потому что при общественных катаклизмах они страдают в первую очередь, а к переменам привыкают гораздо труднее.

- Как вы думаете, какое ключевое слово соответствует профессии социального работника?

( Ответы учеников)

В работе социального работника ключевым словом является слово помощь. Он помогает на самом простом , бытовом уровне:

  • Купить продукты, промтовары;

  • Сделать уборку в квартире;

  • Приготовить обед;

  • Сходить в аптеку за лекарствами;

  • Сопроводить пожилого человека в поликлинику или больницу;

  • Оформить справку в государственном учреждении.

Ничего яркого, героического, экстраординарного. Подопечными, как правило, являются одинокие пенсионеры.( формально, может быть, и неодинокие, но живущие отдельно от родственников), инвалиды. Люди больные, психологически неустойчивые, иногда совершенно беспомощные: плохо видят, плохо слышат, ничего не помнят.

Задание: попробуйте создать портрет социального работника, используя схему.

Черта характера

Черта характера



Черта характера



Черта характера



Черта характера



Черта характера



Черта характера























( Проверка выполнения задания.)

Вы совершенно правы, социальными работниками должны работать люди с богатой душевной организацией. Сострадание, доброта, уважение к людям, чувство долга, ответственность и т.д. составляет основу, стержень характера этих людей.

Проблемный вопрос. Как вы думаете, легко ли быть социальным работником? С какими проблемами он может столкнуться?

( Ответы учеников.)

Задание : работая с текстом пункта 3 параграфа 23 учебника, заполните таблицу

«Формы помощи семье»

Формы помощи

Сущность





( Проверка выполнения задания.)



V. Подведение итогов урока

-Почему государство должно поддерживать семью?

( Ответы учеников.)

Задание: работая в группах, продумайте, какую помощь наше государство должно оказывать семьям. Свой ответ обоснуйте.

( Проверка выполнения задания.)

Домашнее задание: параграф 23




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока обществознания в 5 классе по теме "Государственная поддержка семьи"

Автор: Родионова Ирина Васильевна

Дата: 16.06.2014

Номер свидетельства: 106115

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства