конспект урока обществознания в 5 классе по теме "Государственная поддержка семьи"
Конспект урока обществознания в 5 классе по теме "Государственная поддержка семьи"
Конспект урока по обществознанию в 5 классе по УМК А.И.Кравченко.Цель урока: знакомство учащихся с причинами государственной поддержки семьи, с видами деятельности социальной службы, центрами социальной помощи семье и детям. В ходе урока прходит знакомство с понятиями и терминами: материнский капитал, государственная социальная помощь.В результате работы на уроке учащиеся овладеют принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, учатся участвовать в беседе, дискуссии, работают с документами, выполняют проблемное задание, применяют навыки работы в группе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока обществознания в 5 классе по теме "Государственная поддержка семьи" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 п. Добринка
Методическая разработка урока по обществознанию в 5 классе по теме: «Государственная поддержка семьи»
»
Автор: учитель истории и обществознания Родионова Ирина Васильевна
Урок обществознания в 5 классе
Тема: Государственная поддержка семьи
Цели и задачи:
Познакомить учащихся с причинами государственной поддержки семьи; видами деятельности социальной службы, центрами социальной помощи семье и детям; познакомить с понятиями и терминами: материнский капитал, государственная социальная помощь.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, что такое государственная социальная помощь; овладеют принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами, выполнять проблемные задания, применять навыки работы в группе.
Формируемые УУД:
Метапредметные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации;
Личностные:
Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; осознание необходимости формирования гражданской позиции и ответственности.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, презентация.
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров. — Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе. — Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия. — Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: — Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды.
Вопросы к классу
-О чем притча?
-В чем ее смысл?
-Какое отношение она имеет к нашему уроку?
( Ответы учеников)
Тема урока: «Государственная поддержка семьи»
-Предположите , о чем пойдет речь на уроке.
-На какие вопросы нам предстоит ответить7
( Ответы учеников)
План урока
1.Материнский капитал.
2.Государственная социальная помощь.
3.Социальные службы помощи семье.
III. Введение в новый материал
На прошлых уроках мы говорили о семье как важнейшей ценности общества. А потому государство должно активно поддерживать семью и помогать ей. Еще в древности мы можем найти множество примеров, подтверждающих это. Так, на Востоке существовали дома для престарелых, в Древнем Китае местные власти при сборе налогов старались не обидеть вдов и сирот. Согласно древнерусскому своду законов «Русской Правде» глава семьи обязан был выделить надел земли и часть имущества вдове после смерти ее мужа.
А как сегодня современное государство помогает семье? Обсудим этот вопрос на нашем уроке.
IV. Работа по теме урока
1.Материнский капитал.
90-е годы XX в. Оказались очень трудными для многих семей в России, их доходы оказались ниже прожиточного минимума. К такой категории можно было отнести 15% семей. В этой ситуации рождаемость в нашей стране резко упала.
Проблемное задание. К каким последствиям это могло привести?
( Ответы учеников)
В России уже несколько лет действует новая форма поощрения рождаемости- материнский материал.
Задание: работая с текстом пункта 1 § 23 учебника, ответьте на вопросы.
-Что такое материнский капитал? Дайте определение.
-Кто имеет право получить материнский капитал?
-Каковы условия его получения?
-Остается ли размер материнского капитала неизменным?
-На что можно потратить материнский капитал?
-Когда можно распоряжаться средствами материнского капитала?
( Ответы учеников.)
2. Государственная социальная помощь.
В настоящее время мы еще встречаемся с тревожными явлениями нашей действительности: сохраняется безработица, много денег уходит на оплату жилья, а зарплата не так высока, чтобы обеспечить достойный образ жизни.
-Как живут многодетные и неполные семьи?
- Какие трудности они испытывают?
( Ответы учеников.)
Действительно, малообеспеченные семьи практически не имеют возможности оплачивать дорогостоящие услуги образования и здравоохранения, туристические услуги и многие другие материальные, социальные и духовные блага. В этих условиях становится невозможной качественной социализация детей , реализация их потенциальных возможностей, их духовное и интеллектуальное развитие. Проблема бедности в семье приобретает устойчивый характер. Таким семьям государство оказывает социальную помощь.
Задание: работая с рубрикой «Советуем запомнить!», познакомьтесь с определением «государственная социальная помощь» и прокомментируйте его.
( Проверка выполнения задания.)
Государственная социальная помощь оказывается в целях: -поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; -адресного использования бюджетных средств; -создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; -снижения уровня социального неравенства; -повышения доходов населения. Помощь выделяется на основании обращения гражданина в специальные органы власти.
К ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся: -принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи; -разработка и реализация федеральных программ оказания гражданам на территории Российской Федерации государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг; -установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации.
Виды оказания государственной социальной помощи:
денежные выплаты ( социальные пособия и другие выплаты)
натуральная помощь ( топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи)
Задание: К следующему уроку узнайте у родителей , какую помощь от государства получала или получает ваша семья.
3. Социальные службы помощи семье.
Любое уважающее себя государство должно заботиться о своих детях и стариках. Будущее и прошлое взаимосвязаны. И если кто-то считает, что «старикам здесь не место», то он глубоко заблуждается, потому что все наши мысли и действия имеют эффект бумеранга. В цивилизованных странах проблема заботы о пожилых людях и инвалидах решается давно уже на другом уровне.
Для поддержки семьи и детей , попавших в трудную жизненную ситуацию, государство создало специальные учреждения-социальные службы, в том числе центры социальной помощи семье и детям. И работают в них социальные работники.
-Что вам известно о социальных работниках?
-Приходилось ли с ними встречаться?
( Ответы учеников.)
Давайте расширим ваши представления о людях этой профессии.
8 июня в России отмечается День социального работника. Он учрежден указом Президента РФ. Этот день выбран не случайно. Именно в этот день 1701 г. Петр I издал указ «Об определении в домовыя Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых » ( о создании при церквях богаделен для нищих, больных и престарелых).
Профессия социального работника появилась в нашей стране в 90-е гг XX века. Представители этой профессии обеспечивают одиноких пожилых людей продуктами питания и оказывают им другие услуги. Причин для создания такой службы было несколько:
Отдаленные последствия Великой Отечественной войны, когда многие женщины остались вдовами, а многие просто не смогли создать семью.
Вопрос престижа в международных отношениях, поскольку государственную помощь престарелым и немощным гражданам оказывают во всех культурных и богатых странах.
Прямая необходимость заботы о пожилых и больных людях, потому что при общественных катаклизмах они страдают в первую очередь, а к переменам привыкают гораздо труднее.
- Как вы думаете, какое ключевое слово соответствует профессии социального работника?
( Ответы учеников)
В работе социального работника ключевым словом является слово помощь. Он помогает на самом простом , бытовом уровне:
Купить продукты, промтовары;
Сделать уборку в квартире;
Приготовить обед;
Сходить в аптеку за лекарствами;
Сопроводить пожилого человека в поликлинику или больницу;
Оформить справку в государственном учреждении.
Ничего яркого, героического, экстраординарного. Подопечными, как правило, являются одинокие пенсионеры.( формально, может быть, и неодинокие, но живущие отдельно от родственников), инвалиды. Люди больные, психологически неустойчивые, иногда совершенно беспомощные: плохо видят, плохо слышат, ничего не помнят.
Задание: попробуйте создать портрет социального работника, используя схему.
Черта характера
Черта характера
Черта характера
Черта характера
Черта характера
Черта характера
Черта характера
( Проверка выполнения задания.)
Вы совершенно правы, социальными работниками должны работать люди с богатой душевной организацией. Сострадание, доброта, уважение к людям, чувство долга, ответственность и т.д. составляет основу, стержень характера этих людей.
Проблемный вопрос. Как вы думаете, легко ли быть социальным работником? С какими проблемами он может столкнуться?
( Ответы учеников.)
Задание : работая с текстом пункта 3 параграфа 23 учебника, заполните таблицу
«Формы помощи семье»
Формы помощи
Сущность
( Проверка выполнения задания.)
V. Подведение итогов урока
-Почему государство должно поддерживать семью?
( Ответы учеников.)
Задание: работая в группах, продумайте, какую помощь наше государство должно оказывать семьям. Свой ответ обоснуйте.