Урок познания мира в общеобразовательной школе для 3 класса. Расчитан на один час. Целью урока является формирование понятий о многообразии животного мира, а так же знакомство с видами животных. Урок комбинированный, с различными формами работы на уроке. Используются такие формы работы фронтальная беседа, работа по учебнику, фронтальная беседа по прочитанному рассказу, а так же викторина для интеллектуалов. Урок обладает высокой плотностью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Многообразие животных" »
Дата: ________________________
Тема: Многообразие животных.
Цели: Формир-е понятий о многообразии животного мира, развитие умения рассказывать о ситуациях, связанных с животным миром, речи уч-я, воспитание любви и бережного отношения к животным;
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
I. Оргмомент
II. Проверка знаний, умений учащихся для подготовки к новой теме:
пересказ домашнего задания
выполнение тестовых заданий (тест №9)
III. Постановка целей и задач урока
- Ребята прочитайте девиз сегодняшнего урока.
Девиз: «Вглядись, подумай, узнай и сердцем отзовись».
-Как вы понимаете данные слова?
-Кто изображен на иллюстрациях? (животные) Что вы можете сказать о численности животных ? Сформулируйте тему урока.
IV. Организация восприятия и осмысления новой информации:
1) вводная беседа учителя
У поэта Е. Евтушенко есть прекрасные слова:
…Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!..
- К чему призывает нас поэт? Согласны ли вы с его словами?
Наша Республика – цветущий край, имеющий самые различные природно-климатические условия, богатый животный мир, характерную фауну. На территории Казахстана можно встретить обитателя севера стерха и «хозяина» саванны гепарда, живущую в тайге рысь и характерных для Африки и Индии серого варана, пеликана, красного волка. А для реликтовой чайки, семиреченского лягушкозуба, устюртского муфлона наша Республика стала местом последнего обитания. Для того, чтобы сохранить это богатство для других поколений, мы должны знать каждое животное, его образ жизни, место обитания.
Животные – одна из главных частей природы. Немалую роль они играют в жизни человека.
Какую пользу приносят животные человеку?
2) работа по учебнику: с.87 – 89
Животные не похожи друг на друга. И не только потому, что одни большие, а другие маленькие. У одних, например, длинные уши, у других – коротенькие, у одних есть рога, а у других нет, у некоторых зверей длинные и пушистые хвосты, а у некоторых хвостики еле-еле видны.
Одни животные едят листья и траву. Они так и называются – травоядные.
У всех травоядных на ногах копыта. А вот рысь и волк – хищники. Они не щиплют траву и не грызут кору. Они охотятся на других животных. Зайцы очень любят обгрызать кору деревьев и кустарников. Просто жить без этого не могут. Белки и мыши тоже грызут все, что им по зубам, - грибы, шишки, корешки разные. Поэтому все они – и зайцы, и белки, и мыши – называются грызунами.
Медведь тоже хищник. Но охотится он не так часто. Зато если встретит в лесу заросли малины – ест ягоды. А найдет гнездо диких пчел – с большой охотой будет, есть мед. Может отыскать грибы, выкапывать из земли корешки растений.
Дикая свинья научит своих поросят рыться в земле, а рысь научит своих рысят охотиться. Но это будет потом, когда малыши подрастут. А пока зверята маленькие, мамы кормят их молоком. Вот почему их – и травоядных, и хищников, и грызунов – называют млекопитающими.
Севрюга – обитает в Каспийском море. Пищевая ценность её икры очень высока, за рубежом ценится на вес золота.
Беркут – один из красивейших представителей мира птиц, обитающих в степи. Это очень большая птица, она имеет мощные крылья и крепкие когти. Окраска оперения взрослых птиц - коричнево-бурая, голову и часть шеи сзади украшают золотистые заостренные перья. Гнездо из хвороста семья беркута устроила на уступе скалы, сюда они подлетают, ловко пикируя, пристраиваются, словно топчутся на месте, сюда приносят добычу. Здесь в гнезде у них появился птенец, оперение его белое с отдельными темными перышками, он еще неказистый и неуклюжий, ходит вперевалку в гнезде и ждет, когда его покормят родители. Взрослый беркут улетает на охоту, набирает высоту и, увидев добычу, резко идет на снижение, хватает когтями на лету сурка или лисичку. Рвет острым клювом, наедается сам и несет своему птенцу. В гнезде отрывает мелкие кусочки мяса и кормит своего малыша. Эта птица встречается на отдельных территориях и относится к категории редких видов, если ее не охранять, она может исчезнуть. Семья у беркутов образуется один раз и на всю жизнь – самец с самкой вместе строят гнездо и выращивают птенцов, вместе охраняют свою охотничью территорию. Если один из них погибает, то другой очень редко образует другую пару, обычно второй партнер через некоторое время тоже погибает – он не может один защищать свою территорию. Общая численность неизвестна. К несчастью, одни охотники убивают беркутов, а другие, специализирующиеся на охоте с помощью хищной птицы, их называют беркутчи, не всегда ведут себя достойно, разоряют гнезда, забирая из них птенцов. Затем дрессируют их, приучая служить на охоте. Беркуты гибнут потому, что человек преобразовывает среду его обитания, ставит капканы, отравленные приманки, губит животных, которыми питается беркут. Эта птица изображена на Государственном Флаге Республики Казахстан.
Снежные барсы – обитают на труднодоступных горных выступах (Илийский Алатау). Их численность уменьшается. Сейчас этот вид взят под охрану государства.
КАЛАН (камчатский бобр, морская выдра) Был широко распространен в северной части Тихого океана, у берегов Америки от Аляски до Калифорнии. В результате хищнического промысла был почти истреблен. Обитает в прибрежной зоне северной части Тихого океана, вблизи скалистых берегов с большим количеством подводных и надводных камней, на которых каланы отдыхают. На суше неуклюж и беспомощен, в воде очень подвижен, хорошо плавает и ныряет. Ведет дневной образ жизни. Калан — одно из немногих животных, умеющих пользоваться орудиями. Достав со дна моллюска, краба или морского ежа, калан ложится в воде на спину и, ловко орудуя передними лапами, разделывает добычу с помощью припасенного для этого камня. Калан редко плавает брюхом вниз, только когда ищет пропитание, играет или спасается бегством. Остальное время животное проводит, лежа на спине — ест, чистит мех, растит детей, спит. Многие зоологические виды (птицы, млекопитающие) часто левши, калан всегда правша. Ценный пушной зверь. С 1926 года промысел в России был запрещен.
На земле существует около 2 миллионов видов животных.
Фронтальная беседа по прочитанному рассказу.
- На какие группы делятся животные по характеру питания?
- Как называются животные, которые питаются растительной пищей?
- Кто относится к всеядным животным?
- Найдите на иллюстрациях животных, относящихся к разным группам.
Перечислите группы животных.
- Что вы можете рассказать о животных, относящихся к группам: «Черви», «Моллюски», «Пауки»?
Викторина для интеллектуалов.
1. Чем насекомые отличаются от паукообразных?
2. Этот предмет необходим для подводного плавания, его в 1929 году создал изобретатель Луи де Корле, положив в основу особенности строения задних лап лягушки. О чем идет речь? ( о ластах)
3. Кому посвящена следующая загадка?
Лежит веревка,
Шипит плутовка.
Брать опасно -
Укусит. Ясно? ( змея)
4.У ящериц, живущих в песчаных пустынях, конечности сильно расширяются книзу и становятся похожими на лыжи. Почему? ( Для того, чтобы ящерица не проваливалась в песок).
5. Умеют ли птицы разговаривать? ( Да. Вот, скажем, над полем летят вороны и каркают. Вдруг одна из ворон каркнула чуть иначе. Это она заметила добычу и оповестила стаю. Есть тревожные крики – сигналы: «Опасность близко», «Опасность далеко»).
6. Какая птица изображена на Государственном Флаге Республики Казахстан? Что символизирует эта птица?
V. Домашнее задание:
с.87 – 88 пересказ, реферат о любом животном
VI. Итог урока
- Что вы нового узнали в течение урока?
- Как нужно относиться к природе, животному миру?
- От кого нужно охранять животных?
- Какими поступками нужно доказывать свою любовь к окружающему миру?