Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД, сформированные деятельностью учителя и ученика |
1. Организацион-ный этап. | Приветствие учащихся. | Приветствие учителя, друг друга. | Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности. |
. | | . | |
2. Актуализация знаний. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся | Показывает фото на экране людей с ограниченными возможностями. - Ребята, что общего у этих людей, изображенных на фото? - О чем мы будем говорить с вами на уроке. | Самостоятельно анализируют материал, отвечают на вопрос учителя. Определяют тему, цель и задачи урока | Познавательные УУД: выделение нужной информации из текста; актуализация своего жизненного опыта; выделение проблемы. Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника; Умение давать ответы на вопросы. |
3. Изучение новой темы. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. | На доске записывает слово ИНВАЛИД. Ребята, я прошу вас быстро назвать ассоциации, которые у вас возникают со словом ИНВАЛИД А теперь , разбившись на пары, попробуйте, пожалуйста, сформулировать : кого называют инвалидом? Задание: прочитать в учебнике на с.33 определение инвалидности Сравните свое определение инвалидности с определением, данным в учебнике В последнее время практически все, кто общается с инвалидами, помогают им и сами они предпочитают называть себя «люди с ограниченными возможностями». Такое название более уважительно, более ясно отражает то, в чем эти люди нуждаются. Ограничение – когда ты не можешь легко и просто делать то, что для других людей естественно и просто. То, что ДОСТУПНО для тебя, ограничено, недоступно для инвалидов. | Ребята отвечают на вопрос, применяя свой жизненный опыт. Работая в парах, учащиеся дают свое определение слову «инвалид» Читают определение по учебнику и сравнивают свое определение с определением в учебнике. | Познавательные УУД: умение привлекать жизненный опыт учащихся. Умение выделять нужную информацию из текста. Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы и слушать ответы товарищей. Регулятивные УУД: умение формулировать свои мысли. |
4 .Причины инвалидности . | Задание группам :Как люди становятся инвалидами? | В группах на отдельных листах выполняют задания. | Познавательные УУД: умение ставить и решать проблемы Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению; умение работать в группе Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность. |
5. Демонстрационная мини-игра «Как чувствуют себя люди с ограниченными возможностями» | А теперь, ребята, я прошу всех встать, выйти из-за парты. Крепко зажмурить глаза. Только, чур, не подсматривать и не открывать их до тех пор, пока я не разрешу. Сейчас вы сядете, откроете тетрадь, возьмете ручку. В середине листа тетради запишете сегодняшнее число 9 октября. Положите ручку в пенал. Открыли глаза. Вопросы: все хорошо, вы с нами? -Что вы чувствовали? -вам было трудно? Неудобно? Неуютно? Хотелось вам поскорее открыть глаза? | Ответы учащихся. Самостоятельно определяют следующий этап урока «Трудности, с которыми сталкиваются инвалиды в жизни» | Познавательные УУД: умение структурировать знания выбор наиболее эффективных способов решения задач установление причинно-следственных связей построение логической цепи рассуждений выдвижение гипотез; их обоснование Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы и слушать ответы товарищей Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность. |
6. Жизнь людей с ограниченными возможностями в современном обществе | - Ребята, посмотрите на экран. Какие проблемы жизни людей с ограниченными возможностями отражены в этих знаках? - Какие проблемы ЛОВ можно добавить к этому списку? - А сейчас, подумайте и напишите, как можно помочь в их решении (работа в парах) Ребята, то что вы предложили , чтобы помочь ЛОВ называется ДОСТУПНАЯ СРЕДА | Ответы учащихся Работа в парах. Озвучивание ответов. | Коммуникативные УУД: Умение договариваться, слушать товарища, выражать полно и точно свои мысли Познавательные УУД: умение структурировать знания выбор наиболее эффективных способов решения задач установление причинно-следственных связей построение логической цепи рассуждений выдвижение гипотез; их обоснование Регулятивные УУД: умение формулировать свои мысли. |
7.просмотр видеоролика «Ты можешь все» (3 мин) | Предлагает обсудить увиденное -О чем этот фильм -какие чувства вы испытали, когда смотрели фильм? -что хотели нам сказать авторы ролика -Ребята, как вы думаете, а этот мальчик с инвалидностью может учиться в обычной школе, например, нашей, вместе с другими здоровыми детьми? Почему? А что вы можете предложить для этого? Давайте, разделившись на группы, мы попробуем мысленно перестроить нашу школу, превратив ее в школу будущего, где могли бы свободно учиться все дети, включая и детей с ограниченными возможностями А сейчас, ребята, я познакомлю Вас с содержанием одного письма, которое было опубликовано в одной газете. Его написала Маша С., послушайте его: "Дорогая редакция! Меня зовут Маша. Мне 10 лет. Раньше все было хорошо. У меня было много друзей. Мы вместе играли, гуляли во дворе. Но 3 месяца назад я попала в аварию. Я долго пролежала в больнице. Сейчас меня выписали, но ходить я не могу и поэтому сижу дома. И никто из моих друзей не приходит. Родители купили мне коляску, чтобы я могла выезжать на улицу. Но, когда я появляюсь во дворе, ребята ко мне не подходят, не разговаривают. Мне очень одиноко! Посоветуйте, что мне делать?" Вот такая ситуация возникла у Маши С. На парте у вас лежат чистые листочки, возьмите их и напишите свой ответ девочке Маше. | Ответы учащихся Работа в группах (мини-проект «Школа будущего» Учащиеся пишут ответ. Зачитывают. ВЫВОД: Человек с ограниченными возможностями такой же человек, как и все. Он нуждается в счастье, радости, общении, любви, страдает от одиночества, равнодушия, непонимания и нуждается в поддержке. Он приспосабливается к обществу обыкновенных людей, а мы должны ему помочь. Они могут и должны учиться и работать совместно со здоровыми людьми. Им нужно понимание и равноправие, уважение. И доступная среда.
| Личностные УУД: проявление эмоционального отношения к увиденному Познавательные: умение рассуждать, выдвигать гипотезы, версии, обосновывать их Регулятивные: умение формулировать свои мысли, делать выводы |
8. Рефлексия | Ассоциации (ИНВАЛИД) или Задание : Закончите фразу (по выбору) Сегодня я узнал…. Было интересно… Было трудно…. Я понял что…. У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Мне хотелось… | Называют свои ассоциации. Выбирают фразу и письменно отвечают в тетрадях. | |
9. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание Подготовить мини-проект.(по группам) Обойти окрестные дома, улицы (начиная со школы), отметить, что на этом пространстве приспособлено для нормальной жизни ЛОВ, а что нет. Сформулировать предложения, каким образом можно переделать неудобные места? | Слушают и записывают задание в тетради | Коммуникативные УУД: умение работать в группе, слушать предложения товарищей, готовить совместные решения Познавательные: расширить свое представление об окружающей среде, оценивать Регулятивные: умение формулировать свои мысли, делать выводы Личностные: умение взглянуть на окружающее с других позиций |