УРОК 5. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО (§ 4)
На данном уроке учащиеся впервые знакомятся с
теорией правового государства, его сущностью, основными
признаками (принципами). Эти знания дают возможность
расширить представления школьников о демократическом
устройстве власти, высших демократических ценностях,
закреплённых в Конституции РФ.
Задачи урока
1. Познакомить учащихся с элементами теории право-
вого государства, его сущностью, высшей целью, призна-
ками, отдельными позициями, которые нашли своё закре-
пление в Конституции РФ.
2. Способствовать развитию у учащихся следующих
универсальных учебных действий: выбор ценностных ори-
ентиров; поиск и выделение необходимой информации;
моделирование с выделением существенных характеристик
объекта; умение структурировать знания; умение вступать
в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, инте-
грироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со
сверстниками и учителем.
Оборудование урока
Компьютер, учебник, текст Конституции РФ.
План изучения нового материала
1. Сущность правового государства.
2. Развитие идеи правового государства.
3. Основные признаки (принципы) правового государ-
ства.
Варианты организации учебной деятельности
Урок начинается с беседы по вопросам домашнего зада-
ния. Далее учащиеся отвечают на вопрос рубрики «Вспом-
ним».
42
Вариант 1. Комбинированный урок
Перед изучением нового материала учитель может от-
метить, что в современном мире нет государства, граж-
дане которого обладали бы всей полнотой прав и свобод,
были защищены от любого произвола, в том числе и со
стороны государства, где торжествует закон и справедли-
вость. Справедливое общественное устройство для челове-
чества во многом остаётся только идеалом.
Рекомендуется обратиться к ст. 1 Конституции РФ,
в которой даётся характеристика Российской Федерации
как правового государства. Учитель подчёркивает, что
Россия находится в процессе создания такого государ-
ства. Это наша стратегическая цель. Ответственность за
его строительство лежит на молодом поколении.
1. При изучении первого вопроса советуем учителю
самому объяснить материал, опираясь на тексты вводной
части к § 4 и его первого раздела. Характеризуя правовое
государство, важно привлечь внимание к двум сторонам
его сущности:
1) высшей цели правового государства (обеспечение
прав и свобод человека и гражданина);
2) ограниченности государственной власти рамками
права («связанность государства правом»).
Опора на текст ст. 2 Конституции РФ поможет разъ-
яснить, что является высшей ценностью в нашей стране
и в чём состоит обязанность государства. Для закрепле-
ния изученного учащиеся выполняют задание: прочи-
тайте рубрику «Документ» и ответьте на вопросы к ней.
После обсуждения совместными усилиями формулирует-
ся краткое определение правового государства. При воз-
никновении затруднений рекомендуется привлечь текст
учебника.
2. При изучении второго вопроса рекомендуется орга-
низовать работу с учебником. Учащиеся изучают второй
и третий разделы параграфа и составляют дискретный
конспект (отдельными фразами), отражающий наиболее
яркие идеи учёных о правовом государстве.
Далее представлен примерный вариант конспекта. Его
можно оформить в виде таблицы, а также продемонстри-
ровать с помощью мультимедиапроектора.
43
Учёные о правовом государстве
Платон Государство возможно только там,
где господствует справедливый закон;
закон — владыка над правителями, а
они — его рабы
Аристотель Где отсутствует власть закона,
там нет места и какой-либо форме
государственного строя
Цицерон Право должно быть выше власти
Дж. Локк Чтобы в государстве господствовало
право, в нём должен верховенствовать
гражданский закон, соответствующий
«вечному и всеобъемлющему закону
природы»
Ш. Монтескьё Вся власть в государстве должна
быть строго разделена на три вида:
законодательную, исполнительную и
судебную
И. Кант Категорический императив
государственного устройства:
государство должно быть правовым с
разделением властей
С. А. Котляревский Принцип правового государства ставит
перед законодателем заповедь —
уважение к правам личности
При обсуждении содержания конспекта важно помочь
классу выделить идеи, которые сближают взгляды раз-
личных мыслителей.
Далее учитель предлагает классу познакомиться с тек-
стом рубрики «Мнения» и показать связь идей М. М. Спе-
ранского с идеями, изложенными выше.
3. В ходе работы над третьим вопросом учитель де-
монстрирует на доске схему (приводим её в законченном
виде).
44
Основные признаки (принципы) правового государства
Верховенство права
(правового закона)
Незыблемость прав
и свобод человека
Разделение
властей
Важно подчеркнуть, что в правовом государстве гос-
подствует не любой закон, а только правовой, справедли-
вый, гуманный. Советуем привлечь внимание учащихся
к выразительной юридической формулировке «всеобщая
связанность законом» — так юристы говорят о принципе
верховенства права.
Поскольку учащиеся достаточно подготовлены к вос-
приятию нового материала, можно продолжить работу с
текстом Конституции РФ. Для изучения первого признака
учащимся даётся задание: прочитайте ст. 15 (состоит из
4 пунктов) и подумайте над вопросом: в каких пунктах
этой статьи непосредственно закреплено верховенство пра-
ва в нашей стране? (Пп. 2 и 4.)
Второй признак правового государства иллюстрируется
ст. 2 и 17 (п. 2). Третий признак правового государства из-
учается с помощью ст. 10 и 11. Полезно при этом, опира-
ясь на текст учебника, составить схему «Судебная власть
РФ». При наличии времени можно подробно ознакомить-
ся с устройством государственной власти: ст. 80 (п. 1), 95,
96 (п. 1), 105 (п. 1), 110 (п. 1), 111 (п. 1). Органы мест-
ного самоуправления не входят в систему государственной
власти (ст. 12).
Завершая урок, учитель может предложить школьникам
задание 3 рубрики «В классе и дома». Обсуждение позволит
развить важную мысль о взаимной ответственности государ-
ства и гражданина, подумать о том, что гражданин вправе
ожидать и даже требовать от государства согласно конститу-
ционным положениям и, напротив, какую ответственность
несёт каждый из нас перед государством и обществом.
Вариант 2. Лабораторное занятие
Лабораторное занятие проводится по текстам пособия
«Дидактические материалы»1. Данная форма урока воз-
1
Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» /
Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. — М., 2002. В элек-
тронном формате: http://www.prosv.ru/metod/bogolubov8-9/index.htm
45
можна в хорошо подготовленном классе. В качестве до-
машнего задания классу предлагается опережающее чте-
ние § 5 учебника. Для изучения нового материала класс
делится на четыре группы.
Примерный план лабораторного занятия
1. Работа с текстами в 4 группах.
2. Выступления лидеров групп и обсуждение высту-
плений.
Группам предлагаются следующие источники: первой
группе — текст Дж. Локка «Естественное состояние чело-
века и источник власти» (тема 38, текст 3); второй груп-
пе — текст О. Г. Румянцева и В. Н. Додонова «Что такое
правовое государство» (тема 39, текст 1); третьей груп-
пе — текст А. Б. Венгерова «Верховенство права в право-
вом государстве» (тема 39, текст 2); четвёртой группе —
текст С. С. Алексеева «Правовое государство и прогресс
общества» (тема 39, текст 3).
Все тексты содержат по 3—5 вопросов. Хорошо, если
от каждой группы будет столько же выступающих. Перед
началом выступления представителя группы другой её
участник зачитывает вслух фрагмент текста. Это важно
сделать, чтобы участие в обсуждении ответов было более
осмысленным. Учитель просит при чтении текстов инто-
нацией выделять главные мысли, выразительно читать
текст, следить за дикцией (можно даже отметить оценкой
лучшее выразительное чтение).
В качестве заключительного задания можно предло-
жить учащимся выполнить задание 3 рубрики «В классе
и дома» (§ 5).
Дополнительный материал для учителя
Для формирования правового государства требуется высокий
уровень как общей культуры, так и правовой. Построение правового
государства крайне затруднено там, где имеются давние традиции
правового нигилизма. Даже самый совершенный закон мало что спо-
собен изменить, если граждане не имеют привычки соизмерять свои
действия с правом. Правовое государство предполагает также опре-
делённый уровень индивидуальной и общественной нравственности.
Одной из главных предпосылок формирования правового го-
сударства называют наличие институтов гражданского общества.
Демократия основывается на плюрализме гражданского общества.
Свободный доступ к информации, обмен ею и получение этой ин-
46
формации затрудняют процесс превращения властных политических
структур в самовластные, самодовлеющие институты.
Правовое государство требует мощного экономического базиса,
высоких стандартов жизни и доминирования среднего класса в со-
циальной структуре общества. Формирование правового государства
возможно только при наличии рыночной многоукладной экономики.
Правовое государство формируется при условии ориентации на
социальную справедливость (без крайностей уравниловки).
Домашнее задание: § 4 учебника; вопросы рубрики
«Проверим себя»; задания рубрики «В классе и дома».
Нескольким учащимся, интересующимся вопросами пра-
ва, можно предложить провести микроисследование: со-
брать материал о проявлении правового нигилизма в мо-
лодёжной среде и объяснить само это понятие.
Литература для учителя
Бошно С. В. Правоведение: учеб. / С. В. Бошно. — М.,
2004. — Гл. 5.
Марченко М. Н. Теория государства и права: учеб. /
М. Н. Марченко. — М., 2007. — Гл. 14.
Матузов Н. И. Теория государства и права: учеб. /
Н. И. Матузов, А. В. Малько. — М., 2009. — Гл. 6.
Общая теория государства и права: учеб. / под ред.
Н. В. Лазарева. — М., 2010. — Тема 31.