Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Государственные символы России"»
Конспект урока.
Организационная информация
Автор урока: Воробьева Татьяна Александровна
Предмет: обществознание
Класс: 5 класс,
Продолжительность урока: 40 минут
Методическая информация
Тема урока: Государственные символы России.
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока: Совершенствование представлений обучающихся о государственных символах, о понятиях «герб», «гимн», «флаг».
Задачи урока:
обучающие
развивающие
воспитательные
-развитие познавательного интереса к истории России;
- формирование представления о символике российского государства, ее значении;
- изучение истории развития государственной символики.
- развитие и совершенствование навыков работы с текстом;
- формирование навыков участия в аналитической беседе;
- форсимование умения выделять в тексте главное.
- воспитание чувства патриотизма, уважения к государственным символам.
Планируемые результаты:
Метапредметные результаты:
Предметные результаты
Личностные результаты:
1. Познавательные:
Формирование способности решать проблемные, творческие задачи, планировать пути достижения целей, анализировать и обобщать информацию, самостоятельно делать выводы.
2. Регулятивные:
Формирование умения организовывать работу с различны ми видами и источниками информации.
3. Коммуникативные:
Формирование готовности формулировать собственное мнение, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, работать в группах.
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов и человечества;
- способность применять понятийный аппарат;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных современных источников;
- расширение жизненного опыта
- координация различных позиций в сотрудничестве, умение уважать мнение других,
- осмысление социально-нравственного опыта других поколений, способность к определению своей позиции;
- понимание культурного многообразия мира, толерантность
Основные виды УУД:
Овладение знаниями об истории государственных символов России; формирование представлений о роли государственных символов России в жизни каждого человека; осмысление значения государственных символов РФ.
Основные дидактические единицы: герб, флаг, гимн.
ЗУНК, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока:
Актуализируют - знания по истории герба, флага, гимна РФ;
Приобретут - представления о роли государственных символов России в жизни каждого человека;
Закрепят - знания и представления о значении государственных символов РФ.
Методы и формы обучения: Деятельностный и личностно – ориентированный подходы, технология проблемного обучения, технология опережающего обучения, проектные, ИКТ технология, здоровьесберегающие технологии, проблемно – диалоговое общение, частично – поисковый, активные методы обучения (дискуссия, работа в парах группах), объяснительно – иллюстративный,
Ход урока
Этап 1. Организационный этап.
Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех.
1 мин
Здравствуйте!
– Ребята, давайте перед началом урока улыбнемся я вам, а вы мне. Теперь улыбнемся друзьям, соседу по парте и создадим хорошее настроение.
Погружение в тему "Угадай тему"
Сосредоточение учащихся на предстоящей теме урока
3 мин
- Ребята, сегодня мне пришло письмо, а в нем фотографии. Давайте их вместе посмотрим. Что же это за картинки?
Из письма достаются картинки березка, матрёшка, медведь, самовар, Спасская башня, балалайка, тройка лошадей (ребята определяют сами). Как вы думаете, каким, словом мы можем объединить эти слова?
(Дети отвечают. Символы.(неофициальные) Символ - условный знак, обозначение чего-либо Какой страны? России). Почему вы так решили? На доске написано слово Россия и картинки прикрепляются к слову. «Облако тэгов».
Учитель: Составьте в тетрадях предложение с этими словами (дети составляют логические цепочки и представляют их.) Учитель: За работу на уроке сегодня вы будите получать матрешек, а сейчас проведем «умную минутку».
Этап 2. «Работа над темой».
Определение целей занятия, мотивация учебной деятельности. Повторение и закрепление изученного материала. (слайд с вопросами)
3 минуты
Наша страна называется Российская Федерация? (да)
В нашей стране проживают люди разных национальностей? (да)
Территория нашей страны поделена на субъекты? (да)
Ты проживаешь в Свердловском крае? (нет)
Основной закон нашей страны Конституция РФ? (да)
Русский язык является государственным языком РФ? (да)
Учащиеся обмениваются листочками и проверяют работы соседа по парте и выставляют оценки. Учитель раздает матрешек за правильно сделанное задание.
Этап 3.«Открытие нового знания». Первичное усвоение знаний, первичный контроль и закрепление умений, навыков.
20 минут
Учитель: Вначале урока мы вспомнили неофициальные символы нашей страны, а какие ещё есть символы? (официальные)
На столе лежат надписи: герб, флаг, гимн, рубль, русский язык, президент, парламент, Россия. Учитель вызывает ученика и предлагает ему выбрать официальные символы Российской Федерации.
Ребята, а есть ли ошибки? А как по-другому называются официальные символы страны? (Государственные) Попробуйте сформулировать тему урока.
(ответ детей будем изучать государственные символы России)
Откройте стр.99 и прочитайте задание «Обсудим вместе», учащиеся озвучивают проблему урока. Какое значение для государства имеют государственные символы: герб, флаг, гимн? Как бы вы ответили на этот вопрос в начале урока? (мнения учащихся)
Давайте обратимся к истории государственной символики, вы получили опережающее задание по рядам: изучить историю герба, флага и гимна по материалу параграфа 12.
Учитель: Что такое герб? Об истории российского герба нам расскажет… (опережающее задание). Самостоятельно формулируют определение, сравнивают его с определением в учебнике. Слушают сообщение … об истории российского герба. Кто хочет дополнить. (Слайд 1)
Учитель: Что такое флаг? Об истории российского флага нам расскажет… (опережающее задание) Самостоятельно формулируют определение, сравнивают его с определением в учебнике. Слушают сообщение ..об истории российского флага. (Слайд 2)
Учитель: Знакомство с гимном РФ. Прослушивание гимнов нашего государства разных времен и их сравнение.(аудиозапись) Слушают, выделяют общее и особенное.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали
Это – березы в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Ну а теперь тихонечко сядем
Ручки пред нами лежат
Этап 4. Самостоятельная работа и представление продуктов своей творческой деятельности.
5 мин.
Учитель: Предлагаю вам создать памятки «Правила использования государственной символики. Учащиеся работают в группах.
1-2 группа – Памятка «Правила использования Государственного гимна»
3-4 группа – «Правила использования Государственного Герба»
5-6 группа – «Правила использования Государственного флага»
Этап 5. Контроль усвоения знаний, коррекция ошибок.
6 минут
Обращаясь к началу урока, учитель акцентирует внимание учащихся на проблеме урока. Какое значение для государства имеют государственные символы: герб, флаг, гимн?
Возможные выводы урока:
-Государственные символы нужны как воплощение истории и отражение настоящего страны, как выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене.
- Эти символы – часть русской истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны.
- Все мы должны хорошо знать историю государственных символов России.
- Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным.
- Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, и его истории и культуры.
Учитель: А сейчас найдем ошибки в тексте.(слайд)
Страна, в которой мы живём – Россия. Ещё наше государство называют Российской Федерацией. «Федерация» - объединение республик, краёв, областей, округов, губерний. Герб России - двуглавый Орёл, принятие этого герба связано с именем Ивана Грозного. У России флаг двухцветный. Впервые бело-сине-красный флаг дал русскому флоту и армии царь Петр II. Гимн — торжественная песня, прославляющая свою страну. При исполнении гимна можно сидеть или стоять, а мужчины снимают головные уборы. Этим они выражают уважение и почтение к стране. У каждой страны есть своя столица, свои государственные символы: герб, флаг, гимн.
Учитель : А сейчас продолжите фразу.
• Я приобрел…
• Я научился…
• Меня заинтересовало…
• Мне захотелось…
• У меня получилось…
В конце урока учащиеся подсчитывают матрешек, которых они заработали на уроке и сами выставляют себе оценки.
Этап 6. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Рефлексия.2мин.
• Мне понравилось…
Учитель:Молодцы, все сегодня поработали хорошо. Оцените рукой свое отношение к уроку (я все понял, были трудности, ещё надо поработать) Д.З.