Государственные символы России.
Урок – игра для 4 класса
Цели:
Закрепить знания учащихся о государственной символике;
Ознакомить с символикой МОУ СОШ №97;
Формировать уважительное отношение к государственным символам России;
Воспитание патриотизма и гражданственности.
«Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан»
М. Монтель.
Учитель: Здравствуйте уважаемые гости, ребята. Сегодня мы проводим урок, посвященный символике нашей страны. Он необычен. Я приготовила материал, чтобы проверить ваши знания по символике нашей страны.
Ведущий 1 Ребята, что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих на нашей сегодняшней встрече?
Дети 4 класса: все мы –россияне!
Слайд: виды России, березы, памятники В.о.в. и слова
«Милая светлая Родина! Вся наша безграничная любовь – тебе, все наши помыслы – с тобой.»
М.Шолохов
Тихая музыка на фоне видов России «С чего начинается Родина»
Чтецы (4 класс)
Как не гордится мне тобой
О родина моя!
Когда над Доном, над рекой
Стою недвижим я.
Во всей тебе и мощь видна,
И сила с красотой,
Недаром ты и названа
Великой и святой.
Живём мы посреди большой России.
Средь городов, лесов, озёр, полей,
И есть у нас, когда бы нас спросили,
Меч для врага, объятья для друзей.
Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить.
И нам порой так нужно оглянуться.
Ведущий 1 Во все времена в разных странах и землях существовали определённые знака и символы, с помощью которых люди обращались друг с другом, показывали к какому роду племени или народу они принадлежат.
Ведущий 2 Что такое символы? (Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.) Символы вызывают у нас определённые представления. Символы бывают официальные – те, которые утверждены законом и неофициальные. Московский Кремль, и Покровский собор и памятник Минину и Пожарскому, и Медный всадник – отражают особенности только одного государства на земле – России. Бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов – это тоже символы России. Неофициальные символы не в меньшей, а зачастую и в большей степени, нежели официальные, формируют представление о государстве. Сегодня в сознании людей накрепко связаны Россия и Красная площадь, Гагарин, медведь, лапти, балалайка, берёза…
Ведущий 3 Наша сегодняшняя встреча посвящена официальным государственным символам Российской Федерации.
Ведущий 1 Герб, флаг и гимн – это основные символы любого государства, показывающие его могущество и независимость. Они являются необходимыми элементами международных встреч и договоров. Это «лицо» нашей страны.
Ведущий 2 С государственными символами Российской Федерации вы познакомились на классных часах и на уроках окружающего мира.
Ведущий 3 Сегодня мы хотим в игровой форме проверить ваши знания.
Мы подготовили для вас игру-викторину, которая поможет выявить знатоков российской символики.
Ведущий 1 Вы видите, что в классе три сектора, которые соответствуют цветам Российского флага. Каждый сектор – команда.
Ведущий 2 Наша игра будет состоять из двух этапов. На первом этапе по 3 человека от каждой команды пройдут тестирование на компьютере. Консультантами у вас будут ученики 9 класса, на груди у каждого из них цвета команды.
Прошу членов команд подойти к своим консультантам.
Ведущий 3 Остальные члены команд в это время будут принимать участие в викторине. За каждый верный ответ вы будите получать жетон. Победителем сегодняшней игры будет команда, набравшая большее количество жетонов.
Ведущий 1 Внимание! Начинаем нашу викторину!
Ведущий 2
Словно крылья полотнище плещется,
Отражая ветра напор,
Символ нашего государства-
Флаг соцветия триколор.
Я горжусь тобой, символ Родины,
Что сумел в себя ты вобрать,
И просторы свои, и историю,
И любовь, что дала нам мать!
Д. Попова
(Слайд: флаг России над Кремлём или Белым Домом.)
Ведущий 3 Вы догадываетесь, что I этап викторины посвящен флагу.
Государственный флаг означает единство страны, служит символом власти.
Ведущий 1 Внимание 1 вопрос:
Что такое флаг? (Прикреплённое к древку полотнище определённого цвета и размера.)
Ведущий 2 Внимание! Следующий вопрос:
Что означает слово «флаг»?
(Это греческое слово «Флего» в переводе означает озарять, гореть.)
Ведущий 3 Итак, следующий вопрос:
Какой флаг является символом военно–морского флота России? (Андреевский; на белом полотнище прямоугольной формы 2 синие полоски, расположенные по диагонали.)
Ведущий 1 Ребята! Где можно увидеть государственный флаг?
(На правительственных зданиях, кораблях, на торжественных мероприятиях.)
Ведущий 2 Внимание вопрос:
Когда россияне отмечают День государственного флага Российской Федерации? (22 августа)
Ведущий 3 Подведем итоги I этапа:
Ведущий 1(На фоне слайда: Герб РФ)
Спокоен за наше Отечество,
Его охраняет не год-
Двуглавый орёл человечество
России на крыльях несёт.
В когтях его скипетр с державой,
Корона венчает его.
Увенчан он русскою славою
Единством народа всего.
Как символ Европы и Азии,
Украшен медалью златой,
Копьём поражает дракона
Георгий – наш всадник святой.
Наш герб – укрепленье Отечества
Оплот он богатства его.
Пусть помнят народы России –
Святыня дороже всего.
Ведущий 2 II этап викторины посвящен государственному гербу Российской Федерации.
Ведущий 3 Внимание вопрос:
Что такое герб?
(Это изображение, которое отражает внутреннее устройство государства, его могущество, = эмблема государства.)
Ведущий 1 Следующий вопрос:
Почему на гербе РФ изображен орёл?
(Двуглавый орёл – символ власти, могущества).
Ведущий 2 Ребята, какой смысл имеет герб РФ?
(Россия расположена в двух частях света- Европе и Азии, поэтому головы орла повёрнуты в разные стороны. Всадник, поражающий дракона –символ готовности народа встать на защиту родной земли)
Ведущий 1 Скажите, где можно увидеть изображение герба?
(На флагах, монетах, печатях, официальных бумагах.)
Ведущий 2 Подведём итоги II этапа.
Ведущий 3
То был и есть России клич,
Клич гордой песни величавой.
И гласом всех её звонниц
Он раздаётся над державой.
«Живи, Отечество моё! –
Поют поляны и дубравы.
И «Славься! Славься!» - мы поём,-
Наш голос светлый величавый,
Гимн наши нервы бередит,
И кровь по жилам быстро льётся
То был и есть России клич,
Он в нашем сердце остаётся.
Его нельзя иначе петь:
В нём наша гордость, наша Слава,
Пусть величавее звенит наш гимн,
Его поёт держава! (Корнеев А.Р.)
Слайд: На фоне Кремля и знамени РФ I куплет гимна. (Дети встают)
Ведущий 1 Заключительный III этап викторины посвящен Гимну РФ.
Внимание! Вопрос:
Что означает слово «гимн»?
(Это греческое слово в переводе означает торжественная песня.)
Ведущий 2 Следующий вопрос:
Когда был принят современный гимн России и кто его авторы?
(Декабрь 2000г., С.Михалков, В.Александров)
Ведущий 3 Ребята, Где и когда можно услышать Гимн РФ?
(На встречах президентов, на соревнованиях, по радио в 6.00 и 24.00)
Ведущий 1 Подведем итоги III этапа.
Ребята, сегодняшняя встреча показала ваши отличные знания символики нашей Родины.
Знание символов государства – почётная обязанность каждого гражданина, показатель уважения и любви к своему государству.
Государственные символы есть не что иное, как связь между прошлым и будущим.
Зная символы своей Родины, граждане страны чтят память предков, передавших им любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, исторически сложившееся государственное единство.