Просмотр содержимого документа
«Конфликты в обществе»
Тема урока: Конфликты в обществе.
Прежде чем сказать - посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
(Старинная народная мудрость)
Тип урока: изучение нового материала, выстроенный в форме интерактивного занятия.
Класс – 8
Цели:
Понять сущность любых конфликтов.
Разобрать разнообразие конфликтов.
Уметь анализировать конфликтные ситуации. Находить оптимальные способы их разрешения.
Задачи:
Определить: что такое «конфликт», субъект и объект конфликта.
Выявить видовое разнообразие конфликтов в обществе.
Рассмотреть способы разрешения конфликтных ситуаций.
Ход урока.
I. Организационный момент. Слово учителя. Слайд № 1.
Учебная мотивация.
Создание конфликтной ситуации учителем.
Игра «Художник». Форма работы – групповая.
Учащимся предлагается провести игру «Нарисуй здание». Пусть каждая группа выберет художника для участия в игре. Им даётся задание быстро и красиво нарисовать здание. Художники начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать всё сначала, потому что художники допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, выдвигая новые и новые претензии: здание должно быть объёмным, крыша другой и т.д. Затем учитель даёт возможность закончить рисунок и сообщает, что всё равно художники неправильно выполнили задание, поэтому победителей нет. Ученики начинают предъявлять претензии, учитель напоминает, что это просто игра и подводит к пониманию конфликта и темы урока. Слайд № 2; 3.
Работа с текстом учебника (стр. 152). Учащимся предлагается прочитать текст и ответить на вопросы:
1. Почему отношения сторон названы конфликтами?
2. Кто выступил в роли субъектов, участников, конфликтов?
3. Что послужило предметом конфликта?
4. Что послужило поводом и причиной конфликта?
Работа над понятиями. Слайд № 4.
Подведение итогов и переход к следующей части урока.
II. Конфликт и его видовое разнообразие. Слайд № 5. Видовой ряд конфликтов. Учитель просит учащихся назвать конфликтные ситуации на слайде.
В процессе беседы учителя с детьми рассматриваются видовые разнообразия конфликтов: внутриличностные, межличностные, социальные. Выясняются, что первые происходят внутри одного человека, вторые – между двумя людьми, третьи – между двумя группами. В зависимости от предмета спора выделяют религиозные, политические, профессиональные, имущественные, этнические, территориальные и другие конфликты. Слайд № 6; 7; 8; 9.
Вопросы учителя: Какова цель конфликта?
Какие конфликты являются более крупномасштабными?
Работа в парах (Работа над понятиями). Предлагаются понятия: конфронтация, соперничество, конкуренция. Учитель выслушивает мнение ребят и подводит итоги. Слайд № 10.
Конфронтация – пассивное противостояние групп с противоборствующими политическими, экономи-ческими или социальными интересами.
Соперничество – борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, групп, организации.
Конкуренция - особый тип конфликта, его цель получение выгоды, прибыли, либо доступа к дефицитным благам. Слайды № 11. Подводится итог.
Вывод учителя: В современном мире, вступая в отношения между собой, люди часто сталкиваются с конфликтными ситуациями. Умение выйти из них – главное достоинство человека.
III. Работа с дополнительным материалом. Приложение № 1.
Высказывания великих людей по проблеме конфликта. Учащиеся приходят к пониманию того, что ссора, конфликт – плохой выход из ситуации. И необходимо всегда искать пути разрешения.
Слайд № 12.
IV. Подведение итогов.
Конфликты в обществе неизбежны. Однако они наносят колоссальный ущерб здоровью, имуществу, судьбам людей. И конечно, люди должны учиться избегать конфликты.
В конце урока обращается внимание учащихся на эпиграф и на картину, символизирующую мир. Подводятся итоги урока. Слайд № 13.
V. Домашнее задание: § 23. Подготовить презентацию конфликтных ситуаций в мире с использованием знаний, полученных на уроке.