Урок на тему: «Индивид, индивидуальность, личность».
10 класс
финал городского конкурса «Прорыв 2011 - 2012»
22. 05.2012 г. учитель обществознания МБОУ «СОШ № 17»
Шарова Татьяна Николаевна
Тема урока: «Индивид, индивидуальность, личность».
Тип урока: изучение нового материала
Форма: урок с использованием мультимедиа презентации
Цель урока: изучить понятия и термины: «индивид», «индивидуальность», «личность», структура личности, «ид», «эго», «супер-эго».
Задачи урока:
Познакомиться с особенностями структуры личности.
Продолжить развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, работать с документами и таблицами, делать выводы.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Понятие личности, разновидности личности.
3. Индивид и индивидуальность.
4. Структура личности по З.Фрейду.
5. Закрепление изученного на уроке.
Деятельность учащихся на уроке:
- Групповая.
- Индивидуальная.
- Аналитическая.
Оборудование урока:
1. Учебник: Обществознание 10 кл. Профильный уровень Учебник. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. , Смирнова Н.М. и др. – М.: Просвещение, 2009 - 416с.
2. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию для 10 класса (профильный уровень) по учебнику Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М.: ВАКО, 2010, - 512 с.
3. Компьютер, мультимедийное оборудование.
4. Авторская презентация учителя по данной теме.
5. Раздаточный материал для анализа поставленной проблемы.
Ход урока.
Организационный момент:
Тема нашего урока «Индивид, индивидуальность, личность».
В рамках урока изучим такие разделы как
1. Понятие и разновидности личности.
2. Индивид и индивидуальность.
3. Структура личности по З.Фрейду.
Такие понятия и термины как «индивид», «индивидуальность», «личность», «структура личности», «ид», «эго», «супер-эго». А также продолжим развивать умение осуществлять комплексный поиск, систематизировать информацию по теме, работать с документами и таблицами, делать выводы. Мы поработаем в группах, с учебником над поставленными вопросами, индивидуально, и попробуем самостоятельно сделать вывод по пройденному на уроке материалу.
Сегодня ближе к концу урока, мы с вами постараемся дать определения и характеристики понятиям Индивид, Индивидуальность, Личность. Для этого нам необходимо заполнить вот такую таблицу.
Индивид | Индивидуальность | Личность |
| | |
И я попрошу вас зарисовать ее к себе в тетрадочку. И начнем мы заполнение с понятия «Личность».
1. Понятие и разновидности личности.
Так что же такое личность? Еще в 1937 году исследователь Гордон Олпорт насчитал более 50 определений личности, почерпнутых из философии, теологии, юриспруденции, социологии и психологии. Давайте и мы с вами попробуем в этом разобраться.
Для этого я предлагаю в вашем раздаточном материале выделить три ключевых аспекта, характеризующих личность.
Учащимся раздается материал для изучения и анализа.
Проходит коллективная работа по заполнению графы «Личность».
ЛИЧНОСТЬ
Человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социальнозначимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. | Личностью становятся в процессе социализации. Социализация – осуществляющийся на протяжении всей жизни индивида, процесс воздействия на него общества и его структуры, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. |
Внутренний мир личности: ценностные ориентации самостоятельность ответственность мораль честь достоинство |
При всем разнообразии толкований понятия «личность» все ученые согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия. Какие же бывают разновидности личности, и кого мы можем ей назвать? А может ли человек не быть личностью? Является ли личностью годовалый ребенок, психически неполноценный человек или изощренный преступник?
Давайте мы это проанализируем по страницам параграфа и попробуем сделать выводы.
Для этого я предлагаю вам поделиться на 2 группы по 5 человек. 1 группа читает с 1 по 3 абзац, а 2 группа читает с 4 по 6 абзац. Ваша задача состоит в том, чтобы проанализировать данный фрагмент текста и выделить разновидности личности:
Чтение и анализ текста. Выделение понятий и запись их в тетрадь.
1) формирующаяся личность;
2) патологическая или аномальная личность;
3) асоциальная личность;
4) зрелая личность.
Так вот, мы получили, что личность - это индивид, обладающий совокупностью социально- значимых черт; личностью становятся в процессе социализации; характеристика личности зависит от внутреннего мира. Кроме этого, имеются разновидности личности – формирующаяся личность, патологическая или аномальная, асоциальная и зрелая личность. Но так же существуют и близкие к понятию личность – понятия индивид и индивидуальность. Попробуем разобраться, чем же они отличаются.
2. Индивид, индивидуальность.
Поработаем также в группах. 1 группе я предлагаю материал по определению индивида, а 2 – по определению индивидуальности. Вам необходимо выделить три ключевых аспекта, характеризующих данные понятия.
Учащимся раздается материал для изучения и анализа.
Работа по заполнению граф «Индивид», «Индивидуальность».
На основе вашего обсуждения и выводов, заполним вот такую таблицу (слайд). Время на обсуждение – (во время обсуждения оказывается консультационная помощь)
ИНДИВИД
Человек как отдельное биосоциальное существо в среде других людей, то есть единичный представитель человеческого рода. |
Понятие «индивид» употребляется: для обозначения всякого представителя человеческого рода; индивид – не просто один, а всегда «один из нас»; каждый отдельный индивид зависим от социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование. |
Общество не просто окружает индивида, а живет «внутри него». Эпоха, в которой человек родился и сформировался, уровень культуры, которого достиг его народ, способ жизнедеятельности, социальная группа, к которой он принадлежит – все это накладывает печать на поведение индивида. |
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интеллект, потребности, способность и интересы, т.е.его неповторимые качества | темперамент | характер | интеллект |
потребности | интересы | способности |
Социальные отличия: Место в социально – классовой структуре – социальный статус | Философские отличия: Неповторимое своеобразие мышления. |
На основе обсуждения составляется таблица
Индивид | Индивидуальность | Личность |
1) представитель человеческого рода; 2) зависим от социальных условий; 3) общество, в котором живет индивид, накладывает отпечаток на его поведение. | 1) неповторимое качество человека; 2) зависит от социального статуса; 3) неповторимое своеобразие мышления | 1) индивид, обладающий совокупностью социально- значимых черт; 2) личностью становятся в процессе социализации; 3) характеристика личности зависит от внутреннего мира. |
Так вот, проанализировав нашу таблицу, мы можем подвести итог: Индивид - представитель человеческого рода, а индивидуальность – это некое уникальное, неповторимое качество индивида, отличающее его от других индивидов. И когда индивид, в процессе социализации приобретает свою индивидуальность, он становится личностью.
И, как вы уже понимаете, личность – это некая сложная система, а следовательно, она состоит из определенных элементов. Они-то и составляют структуру личности. У разных ученых – разные взгляды на структуру личности, но наиболее точно и просто, на мой взгляд, ее передает структура по Зигмунду Фрейду.
3. Структура личности по З.Фрейду: (минут)
Запишем определение структуры личности.
Структура личности — специфическая организация качеств, способностей, мотивов, ценностей, присущих данному индивиду, образующая его неповторимую личность в различных проявлениях.
Рассмотрим ее структуру, которую предложил основатель психоанализа З. Фрейд.
ИД - примитивные, инстинктивные аспекты личности
ЭГО – часть психики, ответственная за принятие решений, социальная составляющая человека.
СУПЕР-ЭГО – совесть и идеал
Так вот, структура личности – это наша биологическая сущность, ограниченная социальными рамками и нормами, т.е. тем мной, который я есть. А еще каждый индивид имеет некое представление о себе идеальном, к которому индивид стремиться, а вот если не получается в каких-то ситуациях быть идеальным, человека мучает совесть.
4. Закрепление изученного на уроке:
А теперь я предлагаю закрепить пройденный материал с помощью небольшого теста.
Тест
1. Индивид – это:
А) представитель человеческого рода; Б) представитель конкретной профессии;
В) член какой-либо корпорации; Г) человек, получивший хорошее воспитание.
2. Личность формируется под воздействием:
А) природной среды; Б) биологической программы;
В) социализации; Г) собственных убеждений
3. В индивидуальности человека выражается:
А) его принадлежность к человеческому роду;
Б) принадлежность к определенной социальной группе;
В) неповторимое своеобразие качеств; Г) наличие прав и обязанностей.
4. Подросток является личностью:
А) зрелой; Б) индивидуальной; В) биологической; Г) формирующейся
5. Часть психики, ответственная за принятие решений:
А) ид; Б) эго; В) супер-эго; Г) идеал
Ответы: 1 – А; 2 – В; 3 – В; 4 – Г; 5 – Б
«Урок окончен, всем спасибо…»