Прошунина Татьяна Геннадьевна,
учитель истории и права МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 66» г. Рязани
Тема урока: Голосуя, я определяю будущее страны!
( 8 класс)
Эпиграф урока:
Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы властвовать над своим собственным государством.
Аристотель.
Цели урока:
познакомить учащихся с основами избирательного права в Российской Федерации, избирательными правами граждан РФ;
включить всех учеников в активную работу через использование форм коллективной организации учебного процесса;
способствовать формированию позитивного отношения учащихся к участию в политической жизни страны путем реализации своего избирательного права, воспитанию чувства ответственности за исполнение своего гражданского долга.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебный материал на цифровом носителе (презентация), раздаточный материал (тексты Конституции РФ, жетоны разного цвета для распределения детей по группам).
Основные понятия: избиратель; кандидат; избирательные права (активное и пассивное).
Формы работы: индивидуальная, коллективная.
Методы работы: проблемно – деятельностная игра, рефлексия.
Подготовительная организационная работа:
Провести мини-опрос среди соседей, родственников, знакомых об их отношении к участию в выборах (анкета прилагается).
Подготовиться к игре: ученикам, изъявившим желание, объединиться в две мини-группы по 4 человека каждая, распределить роли (кандидат в депутаты, группа поддержки), подготовить предвыборную программу, агитационный плакат и карточки для голосования.
Учитель заранее продумывает распределение учащихся на две группы для организации учебной деятельности на уроке: девочки и мальчики, дети разного темперамента, имеющие неодинаковые способности. Во время урока используется прием скрытого распределения, позволяющий учителю организовать групповую работу без затраты дополнительного времени: в группы объединяются ученики, получившие жетоны одного цвета.
Ход урока
Вступительное слово учителя. Постановка проблемного вопроса.
Здравствуйте! Тема нашего урока «Голосуя, я определяю будущее страны!» (Слайд 1).
Если мы заглянем в далекое прошлое, то увидим, что выборы - древнейшая процедура, известная человечеству. В первобытном обществе выбирали вождей и старейшин, в Древней Греции и Риме – стратегов и консулов. Еще в IV в. до н.э. Аристотель сказал: «Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы властвовать над своим собственным государством» (Слайд 2). Цель выборов - выявить волю народа, дать возможность гражданам повлиять на государственную политику или на выбор политических лидеров на любом уровне политической власти. Наша страна - демократическое государство и граждане нашей страны тоже выбирают своих представителей во власть. Главный закон страны - Конституция РФ (ст.32,ст.97) - предоставляет гражданам право избирать и быть избранными (Слайд 3). Причем это право есть у всех граждан РФ независимо от расы, пола, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Избирательное право составляет важную часть жизни граждан, благодаря ему, осуществляется демократия. Выборы играют большую роль не только в жизни страны, но и в жизни каждого человека, так как жизнь в государстве напрямую связана с теми, кто стоит у власти, а в демократическом государстве от того, кого выбирают люди.
Работа учащихся с текстом Конституции РФ: Прочитайте ст. 3 Конституции России. Что в ней записано? Так как единственным источником власти в нашей стране является народ, следовательно, человек может влиять на власть. (Слайд 4).Это выражается, прежде всего, в праве избирать. (Слайд 5). Избирательное право может быть активным и пассивным. Как эти права определяются в Конституции? (ст.32 п.2)
Учитель: Достигнув 18 лет, гражданин РФ получает право избирать своих представителей в выборные государственные органы власти и выборные органы местного самоуправления. В 21 год гражданин РФ получает право выдвигать свою кандидатуру и быть избранным в государственные органы власти и выборные органы местного самоуправления.
Вопрос к классу: Что показал опрос, проведенный вами, среди родственников, соседей, знакомых?
Учащиеся докладывают результаты опроса и делают вывод о том, что не все граждане нашей страны пользуются своим правом избирать. (Слайд 6).
Учитель: К сожалению, активность граждан, принимающих участие в выборах, неуклонно снижается. У поэта Владимира Маяковского есть строки:
Единица!
Кому она нужна?!
Голос единицы
Тоньше писка.
Кто ее услышит?-
Разве жена!
И то, если не на базаре,
А близко…
Так считает часть граждан, занимающих пассивную позицию. Они не ходят на выборы, думая, что от их голоса ничего не зависит, что все и так уже решено и ничего их голос в выборах не изменит. Другая часть граждан страны активна. Они считают, что от их голоса зависит очень многое: какая партия наберет большинство голосов, какой кандидат будет представлять их интересы во власти. Не все граждане хотят пользоваться своим избирательным правом, Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Нужно ли выражать свою волю и оказывать воздействие на государство? Попробуем с вами разобраться в этих вопросах.
Групповая работа. Класс делится на две группы (при входе ученики получают жетоны - желтые и зеленые). Одна группа (учащиеся с зелеными жетонами) получает задание привести аргументы в пользу участия в выборах. Другая (дети, получившие желтые жетоны) – аргументы против участия в выборах.
После коллективного обсуждения представители групп по очереди высказывают свою позицию. На доске появляется таблица:
Аргументы в пользу участия в выборах | Аргументы против участия в выборах |
Человек исполняет свой гражданский долг. Он высказывает свою позицию, что является сигналом для власти. Выбирает партию или кандидата, отвечающего в наибольшей степени его взглядам или чаяниям. Люди защищают свои интересы и права. Участие в выборах заставляет задуматься о будущем страны, а значит и о своем будущем. Неучастие в политике не освобождает граждан от ее результатов. Активность избирателей заставляет политиков выполнять свои обещания (или их часть). Неучастие граждан в выборах дает возможность попасть во власть плохим политикам, думающим о своих интересах. Если избиратели активны, в политику попадает более достойный кандидат. Экономика страны будет развиваться лучше, а значит и жизнь граждан будет лучше. | Лучше я потрачу время с пользой для себя. Мой голос ничего не решает в масштабах страны. Политики много обещают и мало делают. Политика – грязная вещь и я не хочу в ней участвовать. Политики думают о себе, а не о народе. |
Вопрос к классу: Как вы думаете, нужно менять отношение граждан нашей страны к участию в выборах? Почему?
Школьники высказывают свою точку зрения. Из таблицы убираются аргументы, признанные учениками несостоятельными. Побеждают аргументы в пользу участия в выборах. Учащиеся приходят к выводу о том, что участие в выборах необходимо (Слайд 6).
Учитель: Для того чтобы избиратели могли определиться за кого голосовать, проводится предвыборная агитация. Борьба кандидатов за доверие избирателей служит не только политическому пробуждению народа, но и дает гражданам возможность выбрать более достойного представлять интересы народа. Кандидаты в депутаты проводят встречи с избирателями (Слайд 7), знакомят их со своими программами (Слайд 8), выслушивают их наказы, отвечают на вопросы (Слайд 9). Давайте представим, как это происходит. Сейчас вам, как избирателям, предстоит встретиться с кандидатами в депутаты, вы сможете задать им вопросы, выступить в их поддержку или высказать свои критические замечания. В конце урока вы проголосуете за кандидата, который показался вам наиболее достойным. (урна для голосования)
Проблемно-деятельностная игра: выступления кандидатов, представление предвыборной программы, предвыборного плаката, ответы на вопросы. Участники каждой группы раздают карточки для голосования. После выступления кандидатов, ученики голосуют за кандидата, который на их взгляд наиболее достоин стать депутатом. (Такой прием позволяет проверить насколько знания, переросли в убеждение).
Рефлексия.
Учитель: Может ли в нашей стране народ оказывать воздействие на власть? Что бы вы посоветовали людям, не желающим ходить на выборы? Согласны ли вы с высказыванием Аристотеля? Почему?
Учитель: Выборы – важнейший механизм осуществления демократии. В недалеком будущем вы будете принимать самое непосредственное участие в общественной и политической жизни страны. (Слайд10)
Если хотите жить в демократическом государстве, в котором можно защищать свои права, участвуйте в выборах. Сами определяйте свое будущее. Не позволяйте другим делать за вас выбор. (Слайд 11)
Анкета для проведения мини-опроса
1. Считаете ли Вы необходимым Ваше участие в выборах?
А) да
Б) нет
В) не знаю
Г) все равно
2. Как вы думаете, играет ли Ваш голос какую-либо роль в выборах?
А) да
Б) нет
В) не знаю
Г) все равно
3. Можно ли утверждать, что выборы - один из путей влияния на власть?
А) да
Б) нет
В) не знаю
Г) все равно
4. Почему Вы участвуете (не участвуете) в выборах