Тема: «Сознательное поколение – светлое будущее.»
Настоящий прогресс человечества зависит не столько
от изобретательности ума, сколько от сознательности.
А. Эйнштейн.
Цель: воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, чувства ответственности за свою Родину, содействовать расширению знаний учеников о роли каждого человека в жизни.
Форма работы: лекция, беседа, диспут.
Задачи:
- способствовать развитию познавательной активности, интеллекта;
- развивать глубокое уважение к своему государству и его дальнейшей судьбе;
- воспитывать нравственно-патриотические чувства.
Ход мероприятия:
Здравствуйте, ребята!
Сегодня, наш первый классный час в новом учебном году и мы его начнём с прослушивания всем известной песни «Прекрасное далёко…», а вы постарайтесь определить его тему (дети слушают один куплет и припев)
-О чём мы сегодня будем говорить на нашем первом уроке в «День знаний»
(Ученики определяю тему классного часа «Сознательное поколение – светлое будущее»)
-Что значит сознательный человек?
(Д. Н. Ушаков даёт следующее определение слову «сознательный»: 1. Обладающий сознанием. 2. Отдающий себе отчет в окружающей действительности и в том, как надлежит действовать, обладающий сознательностью.)
- Какое поколение можно назвать «сознательным»?
-Как вы понимаете тему нашего классного часа?
- « Мы поговорим с вами сейчас
Какое будущее ожидает нас.»
- Объясните пословицу «Человек сам кузнец своего счастья» (ученики объясняют смысл пословицы)
-А сейчас, послушайте притчу и подумайте от кого зависит будущее:
«Дорога к мечте. Притча о сознательном выборе».
Когда-то давно один мудрый пилигрим, странствовавший по разным землям, шел мимо чистого поля по направлению к храму. В поле он увидел трех работающих людей. В этой земле пилигрим еще ни с кем не встречался, и ему захотелось поговорить с этими людьми. Пилигрим приблизился к трем работникам и, желая предложить свою помощь, обратился к тому, который выглядел самым уставшим и, как показалось пилигриму, недовольным и даже озлобленным.
- Что вы тут делаете? - задал вопрос пилигрим.
Первый работник, весь перепачканный и уставший, с нескрываемой злобой в голосе ответил:
- Что, не видишь, камни ворочаю.
Такой ответ удивил и расстроил пилигрима, и тогда он обратился ко второму работнику с тем же вопросом. Второй работник на мгновение отвлекся от своей работы и безучастно сказал:
- Не видишь разве? Деньги зарабатываю!
Пилигрим почему-то был не удовлетворен и таким ответом, а ведь он, напомню, был мудрым человеком. Тогда он подошел к третьему работнику, чтобы задать все тот же вопрос. Третий работник остановился, отложил в сторону свой незамысловатый инструмент, отряхнул руки, поклонился страннику и, подняв глаза к небу, тихо сказал:
- Я здесь строю дорогу к храму.
Ответьте на вопросы:
-Мечта какого работника исполниться и почему?
-Кто из них сознательно строил дорогу к храму?
-Объясните смысл пословицы «Что посеешь, то и пожнёшь».
Послушайте ещё одну притчу:
«Притча о «благом начинании».
Семья путешествовала на своём авто. Проголодавшись, они остановились перекусить у небольшой рощи. Поев, отец бросил остатки еды на землю. Не понравилось это его сыну, и сказал он, что нехорошо мусорить, что для мусора есть специальные ящики.
— Это не мусор, сынок, — с сознанием дела ответил отец, — эти отходы съедят птицы, а всё остальное перегниёт, пойдёт на корм червям и станет удобрением.
Ничего не сказал на это сын, но всё равно остался при своём мнении. Они отправились дальше в путь и через несколько часов вновь остановились перекусить у небольшого леска. Выйдя из машины, они увидели у обочины, где, по-видимому, часто останавливались проезжие, кучу мусора из отходов пищи, которые начинали гнить и распространять неприятный запах, вынести который не было сил.
— Фу, — сказал отец семейства, — ну и вонь. Не люди, а свиньи. Разве можно так мусорить?
— Чего ты сердишься? — спросил сын.
— Как чего, разве ты не видишь, сколько тут мусора? И он портит не только воздух, но и этот прекрасный вид.
— Разве это мусор? — спросил сын. — Это же, как ты говоришь, «удобрение». Когда-то кто-то тоже решил, как и ты «удобрить» здесь землю. Увидели это «добрые» люди и продолжили «благое начинание», и «удобрили» землю кто сколько смог. И не сердиться нужно на людей, а радоваться, что они такие сознательные, что заботятся о природе и «удобряют» почву.
— Радоваться, говоришь? — спросил отец. — Да, ты прав, нужно бы радоваться, но почему-то не получается.
-Ну, а теперь давайте ответим на вопросы:
-Чему учит нас эта притча?
-Почему отец не испытал радости от своего дела
- Как связаны данные притчи с сегодняшней темой классного часа?
(Ответы детей)
Просмотр мультфильма «Точка, точка, запятая…»
Точка, точка, запятая —
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик, —
Появился человечек.
Что увидят эти точки?
Что построят эти ручки?
Далеко ли эти ножки
Уведут его?
Как он будет жить на свете,
Мы за это не в ответе,
Мы его нарисовали —
Только и всего.
Что вы, что вы — это важно,
Чтобы вырос он отважным,
Что бы мог найти дорогу,
Рассчитать разбег.
Это трудно, это сложно,
Но иначе невозможно —
Только так из человечка
Выйдет человек.
-Объясните последние строчки песни
«….Только так из человечка выйдет человечек…»
Одноклассница, одноклассник-
Так называют вас сейчас.
Сегодня в школе юбилейный праздник
И первый школьный классный час:
«Сознательное поколение –
светлое будущее»!
Разве могут быть сомнения,
Что растило вас любящее поколение:
Ваши деды любили село, в котором трудились
Вы любите свой двор и свой дом.
О том, как Родине все пригодились,
Вы внукам с гордостью расскажете потом.
Краеведческий музей есть в школе
В нём экспонаты - отголоски старины.
От утюгов до символов страны.
(Просмотр презентации «Школьный музей»)
- От чего зависит счастливое будущее нашей страны?
- Обведите, вырежьте ладошки
Из них мы мостик сделать должны.
Из детства, ребята, проложим дорожку
В светлое будущее страны.
На фоне песни «Прекрасное далёко» дети обводят ладошки и вырезают. На доске нарисовано дерево и солнце, ученики из ладошек выкладывают дорогу в будущее.
-Вообще, управлять свой жизнью, брать на себя ответственность за нее — это признак сформировавшейся взрослой личности.
На этом наш первый классный час заканчивается. Успехов вам в новом учебном году!