Просмотр содержимого документа
«Философия как школа мысли.»
Тема урока: «Философия как школы мысли»
Цель урока: дать общее понятие кто такой философ? Перечислить первых философов и их учения; рассмотреть специфику философских вопросов и ответов.
Тип урока: комбинированный
Форма работы учебной деятельности: работа с раздаточным материалом.
Форма проведения: традиционная
Метод урока: репродуктивный.
ТСО: панельная доска-презентация.
Оборудование: учебник для 11 класса «Человек. Общество. Право».
Межпредметная связь: история, культурология.
Технология: критическое мышление
План урока:
Кого мы называем философами?
Первые философы и их учения
Ход урока:
Орг. Момент. Настрой на урок.
Постановка целей и задач урока. Опеределение темыурока.
Объяснение новой темы урока (у доски и на местах).
Закрепление темы урока. Домашнее задание. СТР.12-23
* Философ – это учитель (мудрец), который дает и открывает своим ученикам знания (веда). Форма передачи навыка в Древней Индии получила название Упанишады (ира- рядом, сад- сидеть с мучителем). Мудрец учил отделять главное от второстепенного, находить сущность, находить связь между различными ситуациями.
Учение Пифагора гласит, для того чтобы развить интеллект и теоретическое мышление обучаемых, учитель пользовался иносказательным языком, язык загадок. На первом этапе ученики- молча слушают учителя, на втором-происходила операция логического расчленения и теоретического умозаключения.
Долг каждого философа – живо интересоваться событиями современности, разбираться в многомерности ситуаций, мыслью, прояснять советом.
Настоящий философ- широко образованный человек. Умеет видеть суть вещей, понимает причины и следствия явлений, общие закономерности развития природных и социальных процессов. Он любит знания и стремится к ним не ради выгоды, а ради истины и совершенствования.
*Первые философы на Востоке (Индии и Китае) были люди находящие на периферии социальной структуры. Развитие философии на Востоке начинается в 7 веке до н.э. Основа ее культурная традиция.
Школа Древней Индии делится на:
Настика
(Неортодоксальное)
Не признавали авторитет Вед, выступали с критикой брахманизма, т.е. древнейшей формы религии в Индии.
Астика
(Ортодоксальное)
Признавали авторитет Вед, существование Бога, бессмертие и реинкарнация души, высшие меры.
Санкхья Чарвака
Ийога Джайнизм
Веданта Буддизм
Ньяя Чарвака
Вайшешика
Миманса
Основные идеи древнеиндийской философии были:
Идея абсолютного, или первоначала;
Идея Бога или Богов;
Идея непрерывности (круговорота) жизни
Идея бессмертия и индивидуальной души
Идея кармы
Идея множества обитаемых миров, материальных и духовных.
Идея праведного пути (йога).
Индийская философия отличается разнообразием:
Школы Индии были религиозно-идеалистическими.
Преобладание духовной проблематики
Практическая философия, организует и рукокодит повседневной жизнью человека.
Понимание высшей и духовной цели жизни человека и достижение освобождения.
Объяснение страданий живых существ
Приверженность традиции.
Школы Индии: Буддизм- Ситхартха Гаутама (Будда-просветленный). Высказал 4 истины:
Есть страдание
Есть причина страдания
Страдание может прекратиться
Есть путь прекращения страдания.
Будда выдвинул ряд положений, которые носят философский характер:
Все вещи обусловлены, ничего не существует само по себе;
Все изменяется, нет ничего постоянного;
Нет никакой перманентной субстанции, нет и Бога;
Одна жизнь по закону кармы творит другую жизнь, и этот процесс непрерывен.
Школы Индии- Йога. Основатель- мудрец Патанджали. Школа выделяет 8 ступеней практического совершенствования:
Обуздание
Культура этики
Положения
Контроль над дыханием
Контроль над чувствами.
Внимание
Созерцание
Сосредоточенность
В школе йоги считается, что высший предмет для сознания и размышления- Бог.
В древнем Китае мифология развита слабо. В китайской религиозной литературе поднималось множество проблем, которые позже получат свое философское решение и обоснование.
В 6-5 вв. до н.э. происходит активное формирование школ китайской философии. Число основных школ:
Натурфилософская школа (Инь-Янь)
Даосизм (Лао-цзы)
Конфуцианство (Кун Фу цзы)
Моизм (Мо-цзы)
Школа имен (Гунсунь Лун)
Школа закона (легизм).
*Немецкий философ Имманул Кант (1724-1804) назвал философию естественной склонностью души. Каждый мыслящий сколько-нибудь мыслящий, культурный человек не может не задумываться над «вечными» вопросами: зачем я живу? что мне делать? На что я могу надеяться? Есть ли судьба? что будет с моим «я»? - это и есть ряд вопросов философии!
Философские вопросы- это вопросы о судьбе, предназначении человека и человечества. Это вопросы не об объектах, а об отношении человека к ним.
Ученый ищет ответы на вопросы: что? Как? почему? Философ- главным образом на другие вопросы: зачем? Во имя чего? Во имя каких высших ценностей и идеалов?
Философы в меру своих сил и способностей- решают эти вечные вопросы, смысложизненные вопросы.
Рефлексия:
Ради чего философ постоянно стремится к знанию?
Какие вопросы волновали умы первых философов?
С какими древними философскими учениями вы знакомы?
Постарайтесь ответить на вопрос: «Кто такой подлинный философ»?