Особую актуальность тематика данной работы приобретает в связи с возрастающими требованиями к формированию общих компетенций ФГОС третьего поколения и представляет собой первый ознакомительный опыт формирования мировоззренческой позиции обучающегося. Основана на личном практическом опыте разработчика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Философия, её смысл, функции и роль в обществе »
ФИЛОСОФИЯ ,
ЕЁ СМЫСЛ, ФУНКЦИИ
И
РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ
1.Мировоззрение человека, его суть и структура
В наипростейшем понимании мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир и смысл жизни.
мировоззрение
–это совокупность обобщённых представлений о действительности, которые отражают, раскрывают и предопределяют практическое и теоретическое отношений человека к миру, способ восприятия, осмысления и оценки им окружающей действительности и самого себя как конкретно-исторического субъекта познания и практики.
мировоззрение – это не просто обобщённое
представление о мире,
а форма самосознания человека,
узловыми категориями которого
выступают понятия «мир» и «человек».
Через эти понятия субъект мировоззрения (т.е. человек) осознаёт своё назначение в мире и формирует жизненный установки.
Отношение «мир-человек» это основной вопрос мировоззрения, структура которого состоит из:
Обобщённые знания :
основа, информационная база мировоззрения; чем больше знаний, тем более серьёзное обоснование получает соответствующее мировоззрение.
Убеждения :
это внутренние социально-психологические элементы духовности, благодаря которым воспринимаются или же, наоборот, отбрасываются мировоззренческие знания. Убеждения – это не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, уверенность в справедливости своих принципов, идей, взглядов.
Ценности :
это положительное или отрицательное отношение к явлениям окружающего мира, которое основывается на потребностях и интересах людей, культуре определённого общества.
Идеалы :
это мысленный образец совершенства, норма, к которой следует стремиться как к конечной цели, это опережающее отображение действительности.
Верования :
это форма и способ восприятия информации, норм, ценностей и идеалов общественной жизни, воспринимающиеся как очевидные акты или характеристики объективной действительности, принципы деятельности, определяющие сознательное отношение субъекта к объекту и к самому себе.
Жизненные нормы :
это образцы, стандарты деятельности, которые сложились исторически и установились как определённые правила поведения, выполнение которых отдельным человеком и группой людей является необходимым условием подчинения личной деятельности общественным требованиям.
ИТАК…
ЧТО ТАКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ?
В ЧЁМ ЗНАЧЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА?
В ЧЁМ СУТЬ ОБОБЩЁННЫХ ЗНАНИЙ В СТРУКТУРЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ?
В ЧЁМ СУТЬ УБЕЖДЕНИЙ В СТРУКТУРЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ?
В ЧЁМ СУТЬ ЦЕННОСТЕЙ В СТРУКТУРЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ?
В ЧЁМ СУТЬ ИДЕАЛОВ В СТРУКТУРЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ?
В ЧЁМ СУТЬ ВЕРОВАНИЙ В СТРУКТУРЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ?
В ЧЁМ СУТЬ ЖИЗНЕННЫХ НОРМ В СТРУКТУРЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ?
2.Философия и мировоззрение
Истоками философии и религии в древнем мире были
мифы
ВСПОМНИТЕ ИСТОРИЮ.
В ЧЁМ ПО-ВАШЕМУ СОСТОЯЛА
НЕОБХОДИМОСТЬ
ПОЯВЛЕНИЯ МИФОВ ?
Однако по мере развития знания, освоения первобытных форм общественной жизни мифология уходит со сцены общественного сознания.
Но остались «вечные» вопросы.
Их унаследовали от мифов религия и философия, но отвечают они на них по-разному.
Религия
– это такая форма мировоззрения, в которой мир в сознании человека удваивается на посюсторонний (земной, реальный, естественный) и потусторонний (небесный, сверхъестественный, сверхчувственный). Причем сверхъестественные силы в виде богов играют главенствующую роль в мироздании и в жизни людей.
В отличие от религии философия стремится опереться на науку:
догме противостоит сомнение ,
эмоциям – интеллект ,
вере – логика .
Первые древнегреческие философы
предметом изучения сделали природу – рассматривали проблемы возникновения и строения мира, искали первооснову всего сущего, из которой все возникает и в которую все превращается.
Поворот от космоса к человеку совершил
Сократ
(470-399 гг. до н.э.),
который поставил проблемы смысла человеческой жизни и смерти и др. С тех пор философия ставит перед собой двуединую задачу – исследование мира и человека в их взаимосвязи, взаимоотношении.
Предназначение философии
–создание целостного миропонимания, объяснение объективной реальности и предметных оснований человеческих действий в системе логических категорий и законов.
ИТАК…
ЧТО ЯВИЛОСЬ ИСТОКОМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЛИГИИ И ФИЛОСОФИИ?
В ЧЁМ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИИ?
С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ФИЛОСОФИЯ? КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЛНОВАЛИ ПЕРВЫХ ФИЛОСОФОВ?
В ЧЁМ ВЕЛИЧАЙШАЯ ЗАСЛУГА СОКРАТА ПЕРЕД МИРОВОЙ ФИЛОСОФИЕЙ?
В ЧЁМ СОСТОИТ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ?
3.Предмет философии
Философия как способ и форма духовной деятельности людей является одной из наиболее древних частей общей духовной культуры человечества.
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВСЕГДА ВОЛНОВАЛИ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ
« ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ »
КАК
ВЫ ДУМАЕТЕ,ЧТО ЭТО ЗА
«ВОПРОСЫ»?
Философствование ,
это осмысление основополагающих, принципиально важных проблем природы, общества и мышления, вопросов существования человека и смысла его жизни, предназначение и цели развития общества и каждого отдельного человека
Сложилось множество определений философии:
Философия –
это учение о бытие вообще, безотносительно
к её конкретным и частным проявлениям.
Философия –
это учение о самом по себе сущем
или сущности всего существующего.
Философия –
это учение о познании
и границах человеческого познания.
Философия –
это наука о наиболее общих законах
природы, общества и человеческого мышления.
ИТАК…
ЧТО ЗНАЧИТ ФИЛОСОФСТВОВАТЬ?
КАКИЕ «ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ» НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ИСТОРИИ «МУЧАТ» ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ?
ПЕРЕЧИСЛИТЕ ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ФИЛОСОФИИ?
4.Основной вопрос философии.
ИМЕЙТЕ ВВИДУ, ЧТО «ЛЮБОВЬ К МУДРОСТИ» И ВЫРАЖАЕТСЯ МУДРЫМ ЯЗЫКОМ, НЕ ВСЕГДА ПОНЯТНЫМ ДЛЯ НЕСВЕДУЮЩИХ.
БУДЕМ РАЗБИРАТЬСЯ С ЭТИМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ…
Основной
вопрос философии –
это вопрос об отношении мышления к бытию,
духа к природе,
сознания к материи.
В зависимости о решения основного вопроса философии философы разделились на два направления:
МАТЕРИАЛИСТЫ
ИДЕАЛИСТЫ
Материалисты ,
опираясь на научные данные, утверждают, что первична материя, а сознание человека вторично.
Идеалисты
считают, что первично сознание, - либо в виде некоего абсолютного духа или разума ( объективный идеализм ), либо в виде сознания человека ( субъективный идеализм).
Вторая сторона
основного вопроса философии
– вопрос о познаваемости мира.
Здесь существуют также различные точки зрения – от признания познаваемости мира материалистами и частично объективными идеалистами до отрицания этой познаваемости субъективными идеалистами.
ИТАК…
В ЧЁМ СУТЬ ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ?
ПОДУМАЙТЕ, ПОЧЕМУ ЭТОТ ВОПРОС ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ?
В ЧЁМ СУЩНОСТЬ МАТЕРИАЛИЗМА?
В ЧЁМ СУЩНОСТЬ ИДЕАЛИЗМА?
В ЧЁМ РАЗНИЦА ОБЪЕКТИВНОГО И СУБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА?
В ЧЁМ СОСТОИТ ВТОРАЯ СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ?
В ЧЁМ РАЗНИЦА ПОЗИЦИЙ ГНОСТИЦИЗМА И АГНОСТИЦИЗМА?
5. Проблемы философии
На протяжении всей своей истории философия рассматривает и решает следующие вопросы:
Проблема объекта и предмета философии .
Объектом философии является мир как единое целое, что дает общий взгляд на мир.
Предметом философии являются законы, свойства и формы бытия, действующий во всех областях материального и духовного мира.
Проблема первоосновы мира .
Это проблема материальной или духовной, идеальной первоосновы мира.
Проблема развития мира .
Это проблема формирования методов познания мира, которые по-разному подходят к вопросу о его развитии.
Проблемы познаваемости мира .
Это определение объекта и субъекта познания и раскрытие их сложного диалектического характера.
Проблема человека и его места в мире .
Это изучение человека как мироздания в целом.
ИТАК…
В ЧЁМ СУТЬ ПРОБЛЕМЫ ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА ФИЛОСОФИИ?
В ЧЁМ СУТЬ ПРОБЛЕМЫ ПЕРВООСНОВЫ МИРА?
В ЧЁМ СУТЬ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МИРА?
В ЧЁМ СУТЬ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА?
В ЧЁМ СУТЬ ПРОБЛЕМЫ ПЕРВООСНОВЫ МИРА?
В ЧЁМ СУТЬ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО МЕСТА В МИРЕ?
6. Функции философии
Среди функций философии, прежде всего, выделяют мировоззренческую . Она состоит в том, что, давая человеку общий, целостный взгляд на мир, философия позволяет ему определить свое место и роль в этом мире. Мировоззренческая функция определяет мировоззренческий подход людей к оценке явлений и вещей, осмысливает и обосновывает мировоззренческие идеалы, подчёркивает стратегию их достижения.
Фундаментальная функция
философии состоит в том, что, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, философия тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира, и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области знания.
Методологическая функция
– это выработка общих принципов и норм познавательной деятельности. Философская методология определяет направление научных исследований, даёт возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире.
Гносеологическая функция
философии состоит в том, что она, ориентируя познавательное отношение человека на раскрытие природы и сущности мира, связей и законов его развития, с одной стороны, вооружает людей знанием о мире, о человеке, а с другой – оказывает влияние на каждую из форм общественного сознания, а также определяет общую логику познавательного отношения человека к действительности.
Логическая функция
состоит в том, что философия оказывает содействие формированию культуры человеческого мышления, критической, непредубеждённой позиции в межличностном и социально-культурном общении.
Воспитательная функция
состоит в том, что философия стремится к формированию мировоззренческих и нравственно-эстетических принципов и норм жизнедеятельности человека. Она прививает интерес и вкус к самовоспитанию, усиливает стремление человека к самосовершенствованию, содействует творческому подходу к жизни, поиску жизненных приоритетов.
Аксиологическая функция
помогает человеку в определении жизненных ценностей, системы моральных и гуманистических принципов и идеалов, смысла жизни. И ценность философии здесь не в том, что она даёт готовые ответы на острые вопросы современности, а в том, что, обобщая практический, интеллектуальный и более широкий духовный опыт человечества как настоящую мудрость поколений, с одной стороны, предостерегает, а с другой – предлагает.
Интегративная функция
состоит в объединении практического, познавательного и ценностного опыта жизни людей. Его целостное философское осмысление – необходимое условие гармонической и сбалансированной общественной жизни. Выполняя эту функцию, философия в идеале стремится обобщить, осмыслить, оценить не только интеллектуальные, духовные, жизненно-практические достижения человечества в целом, но и отрицательный исторический опыт.
Критическая функция :
формирование нового мировоззрения, решение философских вопросов всегда сопровождается критикой всяких предрассудков, ошибок, стереотипов (стандартизированных представлениях), которые возникают на этом пути. Задача критического мышления – разрушать, расшатывать догмы (предложения, принимаемые на веру без доказательств) и устаревшие взгляды.
Регулятивная функция :
философия влияет на взаимосогласованность конкретных действий и на направление жизнедеятельности человека на основе понимания общих принципов и целей, определяемых с помощью философского мировосприятия.
Культурологическаяфункция
философии состоит в том, что она выявляет и формирует так называемые универсалии культуры – наиболее общие идеи и представления о мироздании, моральные, художественные, общечеловеческие принципы и ценности.
Прогностическая функция :
философия помогает в формировании наиболее общих представлений и знаний о формах и направлениях развития и будущего состояния объектов и процессов реального мира.