kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Экономика и государство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок о том как экономика влияет на государство

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Экономика и государство"»

Разработка урока обществознания в 11 классе


Ввиду актуальности тема данного урока является ведущей в теме « Экономика». Сложность содержания урока оправдывает целесообразность выбора типа, вида, формы урока. В центре стоит проблема, на решение которой нацелены все виды деятельности учащихся.


Тема урока: § 7 Экономика и государство.


Цель урока: выявить роль государства в рыночной экономике.


Задачи урока: 1) познакомить с целями экономической политики государства, с экономическими функциями государства, с самыми эффективными способами регулирования экономики;

2) развивать и совершенствовать навыки актуализации знаний, умения анализировать источники, учебный текст, высказывать своё мнение по проблеме;

3) воспитывать экономическую культуру учащихся.

Тип, вид, форма урока: проблемный урок, лабораторная работа, индивидуально – групповое занятие .


Оборудование:

  1. Таблица « Государство и экономика »

  2. Запись на доске.

  3. Проектор.

  4. Раздаточный материал ( карточки с заданием)




Эпиграф

«Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов»

Дж. Фейлан, американский экономист



Ход урока

План урока

  1. Экономическая политика государства.

  2. Экономические цели государства.

  3. Экономические функции государства.

  4. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики.

  5. Вывод о нужности государственной помощи рыночной экономики.


I.Вступительное слово учителя.

Тема нашего урока «Экономика и государство».

- Попробуйте сформулировать цель урока. (выявить роль государства в рыночной экономике)

- По форме это будет урок лабораторной работы, предполагающей вашу самостоятельную работу с параграфом учебника, источником, таблицей, презентацией. Вам предстоит углубить свои знания в ходе индивидуальной, групповой, фронтальной работы по данной теме.

- В настоящее время практически все реально действующие экономические системы характеризует тесное переплетение рыночных отношений с элементами государственного контроля и регулирования. Мировой опыт доказывает, что не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.

- Среди многообразных направлений политики государства ведущую роль играет экономическая политика.


II. Работа по теме урока.


З/ К-1 Экономическая политика государства.


- Найдите и запишите определение понятия экономическая политика.

(§7, с.77,посл. абз.)

(Экономическая политика государства – это процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей.)

З/ К-2 Экономические цели государства.


- По таблице назовите основные экономические цели государства в

рыночной экономике.

( - экономический рост;

- регулирование занятости;

- поддержание стабильного уровня цен;

- поддержка экспорта.)

- Сопоставьте с информацией учебника (с.77,посл. абз. с.78, перв. абз.)

- Какую новую информацию узнали из учебника?

(Экономические цели государства бывают общими, перспективными , текущими.)


- Приведите примеры всех видов экономических целей государства

(Общие – обеспечение экономической безопасности и экономической эффективности; забота об обеспечении полной занятости и т. д.

Перспективные – формирование социально ориентированного рыночного варианта экономики.

Текущие –снижение инфляции; обеспечение стабилизации и устойчивого роста экономики; борьба с бедностью; снижение налогов на бизнес.)


З/ К-3 Экономические функции государства.


-Узнаем, какие экономические функции выполняет государство в современном обществе? Посмотрите презентацию об экономических функциях государства, обратите внимание на новые функции, которые вы не изучали в 8 классе.

- Презентация, подготовленная ученицей об экономических функциях современного государства.


(после просмотра презентации) – О каких экономических функциях современного государства вы узнали?

( - стабилизация экономики;

- защита прав собственности;

- регулирование денежного обращения;

-перераспределение доходов;

- регулирование взаимоотношений между работодателями и наёмными работниками;

- контроль над внешнеэкономической деятельностью;

- производство общественных благ;

- компенсация внешних эффектов;

- поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы.)


-Теперь полученные знания вам предлагается применить в работе с фрагментом статьи российского учёного- экономиста А.Н. Пороховского «Российская рыночная модель: путь реализации». (учебник с.87) Работаете в группах, выполняете задания к источнику.

Отчёт групп.

1группа – ответ на первый блок вопросов.

- В едином рыночном пространстве государственные институты отслеживают и поддерживают одинаково для всех правила игры.


- По таблице определите, какие государственные институты имеют отношение к экономике, кто ещё может влиять на экономику, чем они являются? (субъектами )


- По мнению учёного, стабильному развитию рыночной системы, способствуют следующие экономические функции:

(1.поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере;

2. поддержка стабильности в экономике;( постоянства)

3. поддержание благоприятного социального климата в стране;

4. поддержание устойчивости финансовой системы;

5.расширение производства общественных благ.)


2 группа – ответ на второй блок вопросов


-( Расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, создание правового поля в предпринимательской сфере.- национальные проекты по развитию образования, здравоохранения, поддержки семьи.)

3 группа - ответ на третий блок вопросов


-(Конкуренцией в экономической науке называют соперничество между субъектами рынка за наиболее выгодные условия продажи или покупки на рынке. Значение для рынка - §3, с.34)


4 группа - ответ на 4 вопрос.

-( В демократическом обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом. Пример)


5 группа - ответ на 5 вопрос.


- ( Значение правовой защиты занимает большое место, так как экономическая деятельность субъектов базируется на договорных и обязательственных отношениях, нарушение которых может разрешить только суд. Пример.)


З/ К- 4. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики.


- Регулирование государством рыночной экономики осуществляется путём прямого и косвенного регулирования.


- Проанализируйте схему на с.81.


- Сообщения учащихся о механизмах государственного регулирования.

1. Правовое (административное) регулирование.

2. Фискальная (бюджетно- налоговая ) политика.

3. Монетарная ( денежно- кредитная ) политика.


З/ К- 5 Вывод о нужности государственной помощи рыночной экономики


- С давних времён идёт дискуссия между теми , кто абсолютизирует и преувеличивает роль рынка, недооценивая роль государства, и теми, кто преувеличивает возможности современного государства, не признавая рыночной саморегуляции. Представители кейнсианского направления, связанного с именем английского экономиста Кейнса, считают, что один только рыночный механизм не в состоянии решать проблемы в экономике: нужна помощь государства. Напротив, представители неоклассицизма(Юм, Фридмен) предлагают, как можно больше освободить экономику от опеки государства.

-А как считаете вы, нужна ли рынку помощь государства?

(мини – дискуссия )

-Какие практические выводы для себя можно сделать из изученной темы? (помощь на с.86)


III. Закрепление

(по группам) 1.Решение познавательной задачи.(на карточке)


Известно, что Чингисхан брал с покорённых народов дань- одну десятую, т.е.10%. И когда его спросили, почему так мало, он ответил, что больше нельзя, иначе народ- плательщик не сможет развиваться и дань будет уменьшаться. Нужно, чтобы народ имел чем платить не только живущим, но и внукам. Как вы думаете, нынешнее правительство России поступает так же? Ответ аргументируйте.

(для сдающих ЕГЭ) 2.По словам эпиграфа выделить проблему (проблема разумного вмешательства государства в экономику) , определить свою позицию, в доказательство её привести один аргумент.


IV.Подведение итога урока. Оценка работы учащихся на уроке.


V. Домашнее задание

§7, ответить на вопросы, выполнить задания на с.88-89.


Используемая литература: 1. Л.И.Боголюбов. Обществознание.11класс.М.: Просвещение, 2011.

2. П. А. Баранов. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М. АСТ. 2011. Обществознание в схемах.

3. Обществознание в схемах.

4.Т.П. Бегенеева. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 10 класс.-М,: ВАКО, 2008.

5.Преподавание истории и обществознания в школе. № 6 -2011.

Ст. «Роль государства в экономике», Королёва Г.Э.,с. 75

6. А.В.Клименко . Обществознание. М.Дрофа, 2009.

7. А.И.Кравченко. Обществознание. 10 класс. М. Русское слово.

2007.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Экономика и государство"

Автор: Анатолий Владимирович Ломаков

Дата: 17.06.2022

Номер свидетельства: 609945

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Роль государства в экономике."
    ["seo_title"] => string(31) "rol-ghosudarstva-v-ekonomikie-1"
    ["file_id"] => string(6) "314788"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459771755"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Презентация к уроку обществознания по теме  "Роль государства в экономике""
    ["seo_title"] => string(83) "priezientatsiia-k-uroku-obshchiestvoznaniia-po-tiemie-rol-ghosudarstva-v-ekonomikie"
    ["file_id"] => string(6) "314789"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459771867"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Презентация для 9 класса к уроку географии по теме "Хозяйство (экономика) страны"."
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_dlia_9_klassa_k_uroku_ghieoghrafii_po_tiemie_khoziaistvo_ekonomi"
    ["file_id"] => string(6) "377585"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1484061621"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "статья на тему "Технология модульного обучения" по экономике"
    ["seo_title"] => string(60) "statianatiemutiekhnologhiiamodulnoghoobuchieniiapoekonomikie"
    ["file_id"] => string(6) "261547"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449153794"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Экономика и её роль в жизни общества"
    ["seo_title"] => string(42) "ekonomika-i-ieio-rol-v-zhizni-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "267835"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450464084"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства