Разработка вводного урока по теме "Экономика" для 8 класса по учебнику под ред.Боголюбова. Некоторые идеи были взяты из разработок других учителей, творчески обработаны. Цель урока: определить место экономической сферы в жизни общества; познакомиться с понятиями «потребности», «ресурсы», «свободные и экономические блага», «альтернативная стоимость».Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний. Формы работы учащихся: беседа, работа в группах, индивидуальная работа. Необходимое техническое оборудование:экран, проектор, компьютер, программные средства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экономика и ее роль в жизни общества. »
Тема урока: Экономика и её роль в жизни общества. Урок 1.
Предмет обществознание
Класс 8
Базовый учебник: Обществознание. 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая. Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение».— М. : Просвещение, 2013.- 223 с.— (Академический школьный учебник)
Цель урока: определить место экономической сферы в жизни общества; познакомиться с понятиями «потребности», «ресурсы», «свободные и экономические блага», «альтернативная стоимость».
Задачи:
Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на понимание значения понятия экономики как важной сфере жизни общества, направленной на удовлетворение многообразных потребностей людей,используя ИКТ повысить мотивацию к изучению данной темы и предмету в целом.
Развивать внимания, восприятия, самостоятельного анализа, познавательного интереса у учащихся, умение анализировать и классифицировать социальную информацию.
Формирование ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся.
Показать связь данной темы с жизнью; формирование умения четко организовать самостоятельную работу в группах.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Формы работы учащихся: беседа, работа в группах, индивидуальная работа.
Урок начинается с показа сюжета из программы «Вести – Саратов». Содержание сюжета интегрирует содержание учебного материала с краеведением, т.к. в нем представлен легко узнаваемый учащимися иллюстративный материал, отражающий развитие экономики региона.
Перед просмотром ставятся вопросы: какую сферу жизни общества иллюстрирует сюжет? Почему вы так решили? Обоснуйте ответ.
Обобщая ответы учащихся, в процессе беседы с ними, происходит формулировка темы и целей урока. Мотивационный этап завершается словами учителя: "Если посмотреть, о чём больше всего пишут газеты и говорит телевидение в начале 21 века, то обнаружится, что одна из основных тем - состояние экономики страны. Почему же об экономике идёт так много разговоров, почему из-за неё так много спорят политики и простые люди, почему экономические новости иногда заставляют людей радоваться, огорчаться или тревожиться?
Чтобы ответить на эти вопросы, сегодня на уроке нам предстоит выяснить, что же означает понятие (термин) экономика, и какую роль играет экономика в жизни общества.
Изучение новой темы.
Перед вами схема. Добавьте в нее недостающий элемент.
Основные сферы жизни общества
Духовная
Социальная
Политическая
………………….
Что такое экономика? Найдем в словаре (стр.223) и запишем определение.
Мотивом любой деятельности, в том числе и экономической, являются потребности. Что это такое? ( В ходе беседы с обучающимися формулируем и записываем определение). Потребность – нужда человека в чем-либо.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Что человеку нужно?»
Потребности людей разнообразны, но попробуем выделить наиболее значимые для человека: потребности в еде, одежде, жилище; потребности в любви, заботе, дружбе, лидерстве; потребности в чтении книг, в знаниях, посещении театра, выставок т.д.
Выполните задание 1.(Распределите потребности на группы)
Духовные
Социальные
Материальные
Чтение книг
В любви, заботе
В еде
В знаниях
В дружбе
В одежде
Посещение театров, выставок
В лидерстве
В жилище
Всегда ли потребности человека одни и те же? Набор и характер потребностей зависят от климатических условий, обычаев, уровня жизни, от развития науки и производства. Потребности изменяются со временем и всегда растут быстрее, чем возможности для их удовлетворения. По мере удовлетворения одних потребностей неизбежно возникают новые. Процесс этот бесконечен: потребности людей безграничны. Но можно ли удовлетворить любые потребности человека?
(Просмотр сюжета о нехватке самолетов в России.)
Ребята, сегодня вы все работники авиастроительных компаний. Что вы будете сегодня выпускать? Конечно, самолеты. У нас три группы, а значит, три отдельных предприятия по производству самолетов.
У каждой группы есть: три листа бумаги, одни ножницы, цветные карандаши.
Ваша задача: произвести как можно больше самолетов.
Время производства: 3 минуты.
Однако существуют требования к качеству самолетов:
У каждого самолета должно быть три иллюминатора.
Должна быть маркировка производителя.
Должна быть российская символика.
С каким проблемами вы столкнулись при работе? Не хватало листов, ножниц, времени? Вы столкнулись с проблемой нехватки, т.е. ограниченности ресурсов.
Запишем определение:
Ресурсы – все то, что необходимо для производства товаров и услуг.
По отношению к безграничным человеческим потребностям ресурсы всегда ограниченны и их никогда не хватает для удовлетворения всех потребностей. Примеры ограниченности ресурсов вы можете найти и вокруг нас: леса, источники воды, полезных ископаемых и т.д. Одни природные ресурсы поддаются воспроизводству, другие же запасы трудно или вовсе невозможно восстановить. Поэтому необходимо использовать их бережно, разумно – рационально. Рациональность – основной принцип экономики.
Удовлетворение безграничных потребностей человека при ограниченных ресурсах – основная проблема экономики.
Ресурсы необходимы для производства благ. Благо – это то, что является полезным для человека, служит удовлетворению его потребностей. Жизненные блага люди получают от природы или производят в процессе экономической деятельности. Экономисты делят все жизненные блага на две группы: свободные блага и экономические блага. Многое ли современный человек берет в готовом виде от природы?
Свободные блага доступны для всех, кто в них нуждается. К ним относят морскую воду, солнечный свет, лесной воздух. Эти блага люди могут получать бесплатно. Рыбу и иные морепродукты в морях и реках можно считать даровыми, но государство может ограничивать их вылов с целью недопущения истощения ресурсов и вводить плату за вылов. То же относится и к животным, являющимся объектами охоты. При этом следует иметь в виду, что рыба морепродукты, выловленные на даровых рыбных промыслах, не являются даровыми, так как для их получения приложен труд. Свободных благ в природе мало и с ростом потребностей общества некоторые из них можно отнести к свободным лишь условно. В Токио в 70-х годах появились кислородные бары, где можно было купить кислородный коктейль и восполнить потерю кислорода в организме. За ними последовали автоматы по продаже кислорода. Кинул 100 йен, подышал чистым кислородом 10 минут. Чуть позже, в конце 90-х, корпорации выпустили портативные генераторы кислорода.
Большинство благ не существует в природе в готовом виде. Люди вынуждены заниматься их производством. Такие блага принято называть экономическими. Приведите примеры экономических благ.
Итак, вы уже поняли, что потребности человека превосходят имеющиеся ресурсы. Поэтому очень часто человек оказывается перед выбором: на что истратить ограниченные средства? Какие потребности удовлетворить в первую очередь? Как разумно распорядиться тем, что мы имеем?
Этот выбор приходится делать всем: производителю, потребителю, каждой семье и даже государству. Степень удовлетворения потребностей человека зависит от размера того дохода, который он получает. Но никто не может заработать столько денег, сколько ему захочется. Поэтому доход любого человека, любой семьи ограничен.
Ограниченность дохода означает, что все без исключения каждодневно решают важную практическую проблему: на что истратить заработанные деньги? Например, члены российской семьи со средним доходом должны решить, какая часть их дохода может быть израсходована на мясо, какая — на масло, какая — на книги и т. д. Они могут хорошо питаться и пополнять свою библиотеку новинками художественной литературы, но тогда им придется отказаться от покупки модной одежды. Для «нового русского» нет вопроса о том, купить ли деликатесы или модную одежду, — и то и другое ему вполне доступно. Но ему приходится выбирать, приобрести ли виллу в Италии на берегу Адриатики или в США близ Сан-Франциско, так как купить обе виллы ему не по карману.
Аналогичный выбор приходится делать руководителям различных фирм. Имеющиеся в их распоряжении денежные капиталы могут быть очень велики, но в любом случае они ограниченны. Поэтому они вынуждены решать, вложить ли средства в новое оборудование, или купить завод, поставляющий им вспомогательные материалы (например, тару), или построить собственный цех по производству тары.
Перед необходимостью выбора стоит и правительство любой страны. Получая в свое распоряжение известную сумму доходов, главным образом в виде налоговых поступлений, оно должно решать, какую часть этих доходов следует выделить на развитие образования, науки и культуры, какую — на охрану окружающей среды, какую — на оборону страны и т. д.
Проблема выбора заключается в том, что, отдавая предпочтение одному виду благ, мы одновременно отказываемся от потребления других; выбирая вариант использования ресурсов, мы теряем возможность использовать их по другому назначению.
Любой экономический выбор имеет свою цену, которую экономисты называют альтернативной стоимостью. Альтернативная стоимость – это то, от чего пришлось отказаться при осуществлении выбора.
Давайте с вами решим задачу:
Отказавшись от работы плотником с зарплатой 25000 рублей в месяц и водителем 20000рублей в месяц, Иван поступил учиться в высшее учебное заведение на бюджетной основе. Какова альтернативная стоимость его решения?
Рефлексия. Работа с облаком тэгов.
С каким основными понятиями экономики мы сегодня познакомились? Какую роль играет экономика в жизни общества и каждого из нас?
Домашнее задание: № 11, зад.2 из раздела «В классе и дома»