Крым - вместе мы едины. Выборы в демократическом обществе
Крым - вместе мы едины. Выборы в демократическом обществе
Интергрированный урок истории и обществозанния по теме: "Крым - вмете мы едины. Выборы в демократическом обществе" с использованием интерактивной доски. Данный урок проведен в медицинском колледже для студентов 1 курса обучения.
Цели урока:
Образовательные
- углубление и расширение знаний об истории Крыма и демократических традициях в России
- пополнение знаний о процессе и процедурах выборов, их соответствии историческим традициям страны и современному состоянию гражданского общества в России.
Воспитательные:
- формирование патриотизма;
- воспитание активной гражданской позиции;
- разъяснение ценностей достижения демократии - право голосовать и быть избранным;
Развивающие:
- привитие умения навыков работать в группе;
- продолжение работы над обобщением и анализом материала и умением выделять главное;
- формирование навыков критического мышления.
Основные понятия: выборы, представительные органы, мажоритарная и пропорциональная системы, референдум, крещение, христианство.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска
Литература:
Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011
Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2002
Раздаточный материал:
- бюллетени для референдума – 25 шт.
- тестовые задания
План урока.
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
- задания у доски
- задания у интерактивной доски
- устный опрос
- задания на карточках
3. Тема урока и постановка целей урока.
4. Фронтальная беседа. Рассказ об истории Крыма
5. Сообщение по темам: «Крымская война 1853-1856 гг.», «Оборона Севастополя в годы Великой отечественной войны»
6. Фронтальная беседа. Рассказ о выборах и референдуме
7. Ролевая игра “Закон и выборы”.
8. Закрепление нового материала в вотуме и по тестовым заданиям
9. Домашнее задание.
10. Итоги работы, выставление оценок.
11. Рефлексия
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Крым - вместе мы едины. Выборы в демократическом обществе »
Урок истории и обществознанияпо теме
“Крым – вместе мы едины. Выборы в демократическом обществе”
Цели урока:
Образовательные
- углубление и расширение знаний об истории Крыма и демократических традициях в России
- пополнение знаний о процессе и процедурах выборов, их соответствии историческим традициям страны и современному состоянию гражданского общества в России.
Воспитательные:
- формирование патриотизма;
- воспитание активной гражданской позиции;
- разъяснение ценностей достижения демократии - право голосовать и быть избранным;
Развивающие:
- привитие умения навыков работать в группе;
- продолжение работы над обобщением и анализом материала и умением выделять главное;
- формирование навыков критического мышления.
Основные понятия: выборы, представительные органы, мажоритарная и пропорциональная системы, референдум, крещение, христианство.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска
Литература:
Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011
Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2002
Раздаточный материал:
- бюллетени для референдума – 25 шт.
- тестовые задания
План урока.
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
- задания у доски
- задания у интерактивной доски
- устный опрос
- задания на карточках
3. Тема урока и постановка целей урока.
4. Фронтальная беседа. Рассказ об истории Крыма
5. Сообщение по темам: «Крымская война 1853-1856 гг.», «Оборона Севастополя в годы Великой отечественной войны»
6. Фронтальная беседа. Рассказ о выборах и референдуме
7. Ролевая игра “Закон и выборы”.
8. Закрепление нового материала в вотуме и по тестовым заданиям
9. Домашнее задание.
10. Итоги работы, выставление оценок.
11. Рефлексия
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие преподавателя и обучающихся. Проверка присутствующих в группе.
Сегодня мы с вами проведем немного необычный урок. Это будет урок истории и обществознания.
2.Задания у интерактивной доски по обществознанию:
Два человека получают карточки с двумя описаниями. Обучающимся предлагается оценить два разных типа взаимоотношений между государством и его жителями и представить в виде схемы
А) В истории был период, когда государственная власть высоко стояла над людьми, была недосягаема. От нее зависела степень свободы человека в обществе. Его права и обязанности. Государство либо предоставляло права и привилегии тем или иным группам людей. Либо налагало определенные обязанности. Монарх своей властью мог возвысить простолюдина до самого высокого чина, приблизить ко двору, но мог и самого знатного вельможу лишить не только имущества, но и отправить на плаху.)
Б) В древнегреческих полисах между гражданами (коренными жителями) и государством складывались взаимные политико-правовые отношения. Полис заботился о своих гражданах с самого рождения и до самой смерти, кормил и защищал, обеспечивал каждого землей и работой. Полноправные граждане могли участвовать в народном собрании, которое играло важную роль в жизни полиса. Решая вопросы, граждане тем самым участвовали в управлении государством, определяли свою жизнь и полиса в целом. Поэтому каждый гражданин был искренним патриотом своего государства и ценил его интересы выше собственных.
Обучающийся составляет свою схему под соответствующей буквой на доске и потом поясняет ее. Правильный ответ:
Государство граждане
Государство граждане
Задания у интерактивной доски по истории:
Игра «Убери лишнее». Из трех понятий выбрать понятия, касающиеся темы «Крещение Руси».
- Андрей Первозванный, Андрей Рублев, Сергий Радонежский
- Владимир Мономах, Владимир Святой, Иван Калита
- Даждьбог, Будда, Стрибог
Задания у доски по истории:
Один обучающийся получает карточку с заданием, необходимо прочитать задание и написать о чем идет речь в источниках.
Пришли болгары “…Уверуй в закон наш и поклонись Магомету… Учит нас Магомет так: …не есть свинины, вина не пить… Даст Магомет каждому по семидесяти прекрасных жён…”
Потом пришли немцы из Рима и сказали: “Пришли мы, посланные папой”…Владимир же сказал немцам: “Идите обратно, ибо отцы наши не приняли этого”.
Пришли хазарские иудеи… Он же спросил: “А где земля ваша?” …И ответили те: “Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по разным странам за грехи наши, а землю отдал христианам”. И сказал на это Владимир: “Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны?”
Затем прислали греки к Владимиру философа. Философ сказал: “Если хочешь стать с праведниками, то крестись”.
Правильный ответ:
Речь в источниках идет о выборе веры Владимиром I.
Задания у доски по обществознанию:
На доске написано понятие гражданское общество, необходимо дать его определение.
Написаны две концепции гражданского общества, необходимо написать авторов этих концепций.
Устный опрос по обществознанию:
Рассказать о гражданском обществе в России
Устный опрос по истории:
- Скажите, как вы понимание понятия «крещение», «христианство».
Крещение(греч.βάπτισμα — «погружение в воду») — первое и важнейшеехристианскоетаинство. Через крещение человек становится членомЦеркви. Только после крещения человек получает возможность участвовать во всех остальных церковных таинствах. Таинство крещения состоит либо в погружении человека в воду, либо вобливаниипринимающего крещение человека, с произношением священником установленных молитв.
Христианство(отгреч.Χριστός — «пома́занник», «месси́я») —авраамическаямировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных вНовом Завете. Христианство зародилось вI векевПалестине
- Рассказать о крещении Руси.
Задания на карточках по обществознанию и истории:
Карточка № 1
Назовите предпосылки гражданского общества
Исправить ошибки в тексте
Первой на Руси в 955 году крестилась княгиня Ольга. В 980 году князь Владимир предпринял первую религиозную реформу. Владимир крестился в городе Киеве. Крещением Руси считается 981 год. При Владимире построены Софийский собор, Золотые ворота, основана первая библиотека.
Карточка № 2
Назовите главные принципы гражданского общества
Исправить ошибки в тексте
Первой на Руси в 955 году крестилась княгиня Ольга. В 980 году князь Владимир предпринял первую религиозную реформу. Владимир крестился в городе Киеве. Крещением Руси считается 981 год. При Владимире построены Софийский собор, Золотые ворота, основана первая библиотека.
Карточка № 3
Назовите условия развития гражданского общества
Исправить ошибки в тексте
Первой на Руси в 955 году крестилась княгиня Ольга. В 980 году князь Владимир предпринял первую религиозную реформу. Владимир крестился в городе Киеве. Крещением Руси считается 981 год. При Владимире построены Софийский собор, Золотые ворота, основана первая библиотека
3. - Послушайте внимательно меня и попробуйте отгадать отрывок, из какого произведения я сейчас вам прочитаю. Преподаватель зачитывает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан».
Гирей сидел потупя взор;
Янтарь в устах его дымился;
Безмолвно раболепный двор
Вкруг хана грозного теснился.
- Ответы обучающихся - «Бахчисарайский фонтан».
- А может кто – нибудь знает продолжение этого отрывка?
- О каком городе идет речь в этой поэме? – Бахчисарай
- А может кто- нибудь вспомнит строки, где упоминается этот город?
- Где расположен этот город? – Крым.
- Правильно, Крым и именно об этой территории мы будем сегодня говорить.
- Скажите, территорией какого государства является Крым? – Россия.
- Как давно Крым вошел в состав РФ? – 2014 г.
- На основе чего Крым вошел в состав РФ? – на основе референдума.
- Тогда попробуйте назвать тему нашего урока. – «Крым – вместе мы едины. Выборы в демократическом обществе». Запись на интерактивной доске.
- Сейчас давайте попробуем сказать, что мы сегодня узнаем нового? – Историю Крыма, его географическое положение. Как проходят выборы в государстве.
- Все это будет являться целями урока
(- углубление и расширение знаний об истории Крыма и демократических традициях в России
- пополнение знаний о процессе и процедурах выборов, их соответствии историческим традициям страны и современному состоянию гражданского общества в России).
4. Фронтальная беседа. Рассказ об истории Крыма
- Что мы знаем о Крыме? Географическое положение? Остров или полуостров?
Крым - это полуостров, который имеет сравнительно небольшую территорию 27 тыс. кв. км.Крым - составная часть материка Евразия, он расположен практически на равном удалении, как от Северного полюса, так и экватора. Крым - это полуостров, глубоко выходящий в Черное море; в северо-восточной части он омывается водами Азовского моря. По суше полуостров граничит с Херсонской областью Украины, по морю — с Болгарией, Турцией, Румынией, Грузией и Россией. – показать на карте
- Как вы думаете, в чем уникальность Крымского полуострова?
Редкие виды растений и животных
Курортные территории
Памятники культуры
Важное стратегическое значение – доска и фото
Древнейшими обитателями Крыма были киммерийцы (XII в. до н. э.). В середине VII в. до н. э. часть киммерийцев была оттеснена скифами. (слайд)Памятью о себе они оставили названия важнейших городов древности. Так, Пантикапей, или Боспор (современная Керчь), и Кафа (Феодосия) были построены колонистами из древнегреческого города Милета (Херсонес), расположенный в пределах нынешнего Севастополя.
В предгорном и горном Крыму, а также на Южном берегу, обитали тавры. От тавров и происходит древнее название горной и прибрежной части Крыма – Таврия. До наших дней сохранились остатки укрепленных убежищ и жилых построек тавров. (слайд)
В I половине V в. до н. э. возникают два самостоятельных греческих государства. Одно из них – демократическая рабовладельческая республика Херсонес (полуостров) Таврический. Херсонес укрывается за мощными каменными стенами. Он был основан на месте таврского поселения греками. Другое – Боспорское государство, столицей которого стал Пантикапей («путь рыбы»). Акрополь этого города находился на горе Митридат. (слайд)
Херсонес долго хранил греческую культуру и обычаи. Здесь побывали Кирилл и Мефодий, здесь принял крещение Владимир Святой. (слайд)
В XII в. большая часть полуострова стала половецкой. Название знаменитого Артека от имени Артык или Артук – сына половецкого хана. (слайд)
В 1223 г в Крым проникли монголо-татары. Они разрушили Судак, самый богатый из торговых центров Крыма. Золотоордынские завоеватели обложили их непомерно тяжелой данью, вывозили рабов и продавали в другие страны. После завоевания монголами Крыма они стали строить мечети распространять мусульманство в Крыму. (слайд)
В 15 веке Крым был захвачен турками и со временем всех жителей Крыма стали называть крымскими татарами. Они постоянно нападали на южные границы Русского государства. (слайд)
В апреле 1783 года Екатерина II присоединила Крым к России.На полуострове началось строительство новых городов – Симферополя и Севастополя. (слайд)
5. Сообщение по темам: «Крымская война 1853-1856 гг.», «Оборона Севастополя в годы Великой отечественной войны»
- Я просила дома подготовить сообщения по теме: «Крымская война 1853-1856 гг.» и «Оборона Севастополя и освобождение Крыма в 1941-1945 гг.».
19 февраля 1954г. Крым был передан из состава РСФСР в состав УССР в честь празднования 300-летия воссоединение России и Украиныв 1654г.
В 1991 году происходит распад СССР и братские республики отделяются. Таким образом, Крым ушел из состава России вместе с Украиной. (слайд)
Процесс вхождения в состав Российской Федерации территории полуострова Крым начался после событий 2013—2014 гг. на Украине. С точки зрения сторонников присоединения, процесс представляет собой возврат Крыма России или воссоединение Крыма с Россией, с точки зрения противников присоединения — аннексию Крыма или захват Крыма Россией.
16 марта 2014 года прошел референдум. Его результаты таковы….(слайд)
18 мартабыл подписанмежгосударственный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России.
6. Фронтальная беседа. Рассказ о выборах и референдуме.
Понятие референдум, которое вы только что услышали, вам знакомо, но незначительно. Давайте все вместе познакомимся со значениями этого других понятий так важных и нужных для гражданина государства.
Выборы - это действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти, предусмотренных Конституцией РФ. (Кандидат в президенты, партия)
Референдум - это всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. (Закон или изменение территории)
Итак, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и выборы. На референдуме и выборах народ выражает свою волю.
Голосование - демократическая форма выражения своей воли.
Электорат - от лат. Elector- избиратель.
Принципы участия граждан России в выборах:
Гражданин РФ участвует в выборах на основе:
Всеобщего;
Равного;
Прямого избирательного права;
При тайном голосовании.
Граждане обладают активным и пассивным избирательным правом.
Активное избирательное право:
Право граждан участвовать в политической жизни страны
Участвуют все граждане, достигшие 18 лет.
Пассивное избирательное право:
Право гражданина быть избранным в представительные органы государства. Депутатом Государственной Думы может стать гражданин достигший 21 года.
Два условия, при которых гражданин РФ не имеет права избирать и быть избранным:
Признание его недееспособным в судебном порядке;
нахождение в местах лишения свободы по приговору суда.
В настоящее время существует следующая система выборов:
Пропорциональная система - голосование по партийным спискам. Избиратели приходят голосовать, и им предлагают несколько списков, составленных в соответствии с партийной принадлежностью кандидатов. Избиратель отмечает список той партии, которой он симпатизирует. При подсчете голосов партии получают в парламенте количество мест, пропорциональное количеству поданных за эти партии голосов (в России - если партии прошли 7% барьер).
Мажоритарная система предполагает такое определение результатов голосования, при котором избранный считается кандидат, получивший по данному избирательному округу большинство (абсолютное или относительное) голосов; при этом избирательные округа являются одномандатными, т.е. по ним может быть избран только один депутат или депутаты только по одному списку.
В РФ существуют следующие законы, составляющие основу избирательного права и избирательного процесса:
- Конституция Российской Федерации
- Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»
- Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»
- Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
- Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»
- Федеральный закон «О референдуме Российской Федерации»
7. Ролевая игра “Закон и выборы”.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Закон и выборы». Я буду зачитывать вопрос, а вы если знаете отвечаете, а если нет, то я буду пояснять.
- В какое время открыты избирательные участки? (с 8.00 до 20.00)
- Кто может быть членом избирательной комиссии? (любой гражданин РФ)
Рассмотрим Ситуацию 1. Гражданин не хочет принимать участие в выборах. Избирательная комиссия пришла к нему домой и требует, чтобы гражданин проголосовал.Правомерны ли действия комиссии?
Ситуация 2. Человек пришел на выборы, но его фамилия написана неправильно в списке избирателей. Как быть?
Ситуация 3. Если человек болен и не может прийти на избирательный участок, то как ему сделать выбор?
Ситуация 4. Как голосовать человеку, уезжающему из города и отсутствующему в день выборов? (Взять открепительное удостоверение)
Ситуация 5. В бюллетени были поставлены два крестика напротив двух фамилий кандидатов. Является ли этот бюллетень действительным?
Ситуация 6. Вы пришли на избирательный участок. К вам подходит бабушка и просит помочь заполнить бюллетень. Ваши действия?
А теперь, давайте на практике мы с вами рассмотрим и применим все понятия и знания, которые мы получили во второй части урока: проведем референдум. Для этого создадим избирательную комиссию. Преподаватель будет председателем избирательной комиссии и у него будут два члена комиссии –помощники, по одному от каждого ряда. На референдуме будут присутствовать наблюдатели – преподаватели. (Всем раздать бейджики)
Избирательная комиссия в составе учителя и двух учеников начинает свою работу:
- запечатывается избирательная урна; (сказать, что сейчас урны прозрачные и на избирательном участке установлены камеры)
- выдаются избирательные бюллетени;
- следят за голосованием наблюдатели.
Обучающиеся по одному делают свой выбор, бросают свои бюллетени в урну. После того, как все проголосуют, избирательная комиссия объявляет, что выборы состоялись. Пересчитывает все голоса и объявляет результаты выборов.
8. Закрепление нового материала в вотуме и по тестовым заданиям.
1. Гражданин РФ может самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права и обязанности...
А) с 16 лет;
Б) с 18 лет;
В) с 21 года
2. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший...
А) 18 лет;
Б) 21 года;
В) 30 лет.
3. Можете ли вы помочь заполнить бюллетень другому избирателю по его просьбе?
А) да, если меня об этом попросят;
Б) нет, не имею права;
В) да, могу, только по просьбе члена участковой комиссии.
4. Крым – это
А) остров
Б) полуостров
5. В правлении кого Крым был присоединен к России, и в правлении кого он был подарен Украине
А) Екатерина II – Горбачев М.С.
Б) Елизавета Петровна – Хрущев Н.С.
В) Екатерина II – Хрущев Н.С.
6. Когда был подписанмежгосударственный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России.
А) 18 марта 2014 г.
Б) 19 марта 2014 г.
В) 20 марта 2014 г.
9. Домашнее задание.
История - Выучить конспект урока и написать эссе по теме: «Процесс присоединения Крыма к России представляет собой воссоединение народов или аннексию?»
Обществознание - Выучить конспект урока. Задание 1 ряду подготовить проведение выборов бригадиров группы по мажоритарной системе, 2 ряд – по пропорциональной системе.
10. Итоги работы, выставление оценок.
С какими понятиями мы с вами сегодня познакомились?
Что нового вы узнали на уроке?
Оценки за урок получили…
11. Рефлексия
В 2013 году в Казани прошла универсиада, символом которой стали ладошки.
Открытая ладонь – символ мира. За правильные ответы вы получали от меня
ладошки. Теперь давайте попробуем соединить эти ладошки на доске и
посмотреть, что из этого получится.
Из всех ладошек получается флаг - карта России с Крымом.
На этой хорошей ноте мы и завершим наш урок. Спасибо за внимание.