kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Крым - вместе мы едины. Выборы в демократическом обществе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интергрированный урок истории и обществозанния по теме: "Крым - вмете мы едины. Выборы в демократическом обществе" с использованием интерактивной доски. Данный урок проведен в медицинском колледже для студентов 1 курса обучения.

Цели урока:

Образовательные

- углубление и расширение  знаний об истории Крыма и  демократических традициях в России 

- пополнение знаний о процессе и процедурах выборов, их соответствии историческим традициям страны и современному состоянию гражданского общества в России.

Воспитательные:

-   формирование патриотизма;

-   воспитание активной гражданской позиции;

-   разъяснение  ценностей достижения демократии - право голосовать и быть избранным;

Развивающие:

 -  привитие  умения навыков работать в группе;

 - продолжение работы над обобщением и   анализом материала и           умением  выделять главное;

 -  формирование навыков критического мышления.

Основные понятия: выборы, представительные органы, мажоритарная и пропорциональная системы, референдум, крещение, христианство.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска

Литература:

  1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011
  2. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2002

Раздаточный материал:

- бюллетени для референдума – 25 шт.

-  тестовые задания

План  урока.

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

- задания у доски

- задания у интерактивной доски

- устный опрос

- задания на карточках

3. Тема урока и постановка целей урока.

4. Фронтальная беседа. Рассказ об истории Крыма

5. Сообщение по темам: «Крымская война 1853-1856 гг.», «Оборона Севастополя в годы Великой отечественной войны»

6. Фронтальная беседа. Рассказ о выборах и референдуме

7. Ролевая игра “Закон и выборы”.

8. Закрепление нового материала в вотуме и по тестовым заданиям

9. Домашнее задание.

10. Итоги работы, выставление оценок.

11. Рефлексия 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Крым - вместе мы едины. Выборы в демократическом обществе »

Урок истории и обществознания по теме

Крым – вместе мы едины. Выборы в демократическом обществе”

Цели урока:

Образовательные

- углубление и расширение знаний об истории Крыма и демократических традициях в России

- пополнение знаний о процессе и процедурах выборов, их соответствии историческим традициям страны и современному состоянию гражданского общества в России.

Воспитательные:

- формирование патриотизма;

- воспитание активной гражданской позиции;

- разъяснение ценностей достижения демократии - право голосовать и быть избранным;

Развивающие:

- привитие умения навыков работать в группе;

- продолжение работы над обобщением и анализом материала и умением выделять главное;

- формирование навыков критического мышления.

Основные понятия: выборы, представительные органы, мажоритарная и пропорциональная системы, референдум, крещение, христианство.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска

Литература:

  1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011

  2. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2002

Раздаточный материал:

- бюллетени для референдума – 25 шт.

- тестовые задания

План урока.

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

- задания у доски

- задания у интерактивной доски

- устный опрос

- задания на карточках

3. Тема урока и постановка целей урока.

4. Фронтальная беседа. Рассказ об истории Крыма

5. Сообщение по темам: «Крымская война 1853-1856 гг.», «Оборона Севастополя в годы Великой отечественной войны»

6. Фронтальная беседа. Рассказ о выборах и референдуме

7. Ролевая игра “Закон и выборы”.

8. Закрепление нового материала в вотуме и по тестовым заданиям

9. Домашнее задание.

10. Итоги работы, выставление оценок.

11. Рефлексия

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие преподавателя и обучающихся. Проверка присутствующих в группе.

Сегодня мы с вами проведем немного необычный урок. Это будет урок истории и обществознания.

2. Задания у интерактивной доски по обществознанию:

Два человека получают карточки с двумя описаниями.  Обучающимся предлагается оценить два разных типа взаимоотношений между государством и его жителями и представить в виде схемы

А) В истории был период, когда государственная власть высоко стояла  над людьми, была недосягаема. От нее зависела степень свободы человека в обществе. Его права и обязанности. Государство либо предоставляло права и привилегии тем или иным группам людей. Либо налагало определенные обязанности. Монарх своей властью мог возвысить простолюдина до самого высокого чина, приблизить ко двору, но мог и самого знатного  вельможу лишить не только имущества, но и отправить на плаху.)

Б) В древнегреческих полисах между гражданами (коренными жителями) и государством складывались взаимные политико-правовые отношения. Полис заботился о своих гражданах с самого рождения и до самой смерти, кормил и защищал, обеспечивал каждого землей и работой. Полноправные граждане могли участвовать в народном собрании, которое играло важную роль в жизни полиса. Решая вопросы, граждане тем самым участвовали в управлении государством, определяли свою жизнь и полиса в целом. Поэтому каждый гражданин был искренним патриотом своего государства и ценил его интересы выше собственных.

Обучающийся составляет свою схему под соответствующей буквой на доске и потом поясняет ее. Правильный ответ:

Государство граждане

Государство граждане

Задания у интерактивной доски по истории:

Игра «Убери лишнее». Из трех понятий выбрать понятия, касающиеся темы «Крещение Руси».

- Андрей Первозванный, Андрей Рублев, Сергий Радонежский

- Владимир Мономах, Владимир Святой, Иван Калита

- Даждьбог, Будда, Стрибог

Задания у доски по истории:

Один обучающийся получает карточку с заданием, необходимо прочитать задание и написать о чем идет речь в источниках.

Пришли болгары “…Уверуй в закон наш и поклонись Магомету… Учит нас Магомет так: …не есть свинины, вина не пить… Даст Магомет каждому по семидесяти прекрасных жён…”

Потом пришли немцы из Рима и сказали: “Пришли мы, посланные папой”…Владимир же сказал немцам: “Идите обратно, ибо отцы наши не приняли этого”.

Пришли хазарские иудеи… Он же спросил: “А где земля ваша?” …И ответили те: “Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по разным странам за грехи наши, а землю отдал христианам”. И сказал на это Владимир: “Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны?”

Затем прислали греки к Владимиру философа. Философ сказал: “Если хочешь стать с праведниками, то крестись”.

Правильный ответ:

Речь в источниках идет о выборе веры Владимиром I.

Задания у доски по обществознанию:

На доске написано понятие гражданское общество, необходимо дать его определение.

Написаны две концепции гражданского общества, необходимо написать авторов этих концепций.

Устный опрос по обществознанию:

Рассказать о гражданском обществе в России

Устный опрос по истории:

- Скажите, как вы понимание понятия «крещение», «христианство».

Крещение (греч. βάπτισμα — «погружение в воду») — первое и важнейшее христианское таинство. Через крещение человек становится членом Церкви. Только после крещения человек получает возможность участвовать во всех остальных церковных таинствах. Таинство крещения состоит либо в погружении человека в воду, либо в обливании принимающего крещение человека, с произношением священником установленных молитв.

Христианство (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христианство зародилось в I веке в Палестине

- Рассказать о крещении Руси.

Задания на карточках по обществознанию и истории:

Карточка № 1

  1. Назовите предпосылки гражданского общества

  2. Исправить ошибки в тексте

Первой на Руси в 955 году крестилась княгиня Ольга. В 980 году князь Владимир предпринял первую религиозную реформу. Владимир крестился в городе Киеве. Крещением Руси считается 981 год. При Владимире построены Софийский собор, Золотые ворота, основана первая библиотека.

Карточка № 2

  1. Назовите главные принципы гражданского общества

  2. Исправить ошибки в тексте

Первой на Руси в 955 году крестилась княгиня Ольга. В 980 году князь Владимир предпринял первую религиозную реформу. Владимир крестился в городе Киеве. Крещением Руси считается 981 год. При Владимире построены Софийский собор, Золотые ворота, основана первая библиотека.

Карточка № 3

  1. Назовите условия развития гражданского общества

  2. Исправить ошибки в тексте

Первой на Руси в 955 году крестилась княгиня Ольга. В 980 году князь Владимир предпринял первую религиозную реформу. Владимир крестился в городе Киеве. Крещением Руси считается 981 год. При Владимире построены Софийский собор, Золотые ворота, основана первая библиотека

3. - Послушайте внимательно меня и попробуйте отгадать отрывок, из какого произведения я сейчас вам прочитаю. Преподаватель зачитывает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан».

Гирей сидел потупя взор;

Янтарь в устах его дымился;

Безмолвно раболепный двор

Вкруг хана грозного теснился.

- Ответы обучающихся - «Бахчисарайский фонтан».

- А может кто – нибудь знает продолжение этого отрывка?

- О каком городе идет речь в этой поэме? – Бахчисарай

- А может кто- нибудь вспомнит строки, где упоминается этот город?

- Где расположен этот город? – Крым.

- Правильно, Крым и именно об этой территории мы будем сегодня говорить.

- Скажите, территорией какого государства является Крым? – Россия.

- Как давно Крым вошел в состав РФ? – 2014 г.

- На основе чего Крым вошел в состав РФ? – на основе референдума.

- Тогда попробуйте назвать тему нашего урока. – «Крым – вместе мы едины. Выборы в демократическом обществе». Запись на интерактивной доске.

- Сейчас давайте попробуем сказать, что мы сегодня узнаем нового? – Историю Крыма, его географическое положение. Как проходят выборы в государстве.

- Все это будет являться целями урока

(- углубление и расширение знаний об истории Крыма и демократических традициях в России

- пополнение знаний о процессе и процедурах выборов, их соответствии историческим традициям страны и современному состоянию гражданского общества в России).

4. Фронтальная беседа. Рассказ об истории Крыма

- Что мы знаем о Крыме? Географическое положение? Остров или полуостров?

Крым - это полуостров, который имеет сравнительно небольшую территорию 27 тыс. кв. км. Крым - составная часть материка Евразия, он расположен практически на равном удалении, как от Северного полюса, так и экватора. Крым - это полуостров, глубоко выходящий в Черное море; в северо-восточной части он омывается водами Азовского моря. По суше полуостров граничит с Херсонской областью Украины, по морю — с Болгарией, Турцией, Румынией, Грузией и Россией. показать на карте

- Как вы думаете, в чем уникальность Крымского полуострова?

  • Редкие виды растений и животных

  • Курортные территории

  • Памятники культуры

  • Важное стратегическое значение – доска и фото

Древнейшими обитателями Крыма были киммерийцы (XII в. до н. э.). В середине VII в. до н. э. часть киммерийцев была оттеснена скифами. (слайд) Памятью о себе они оставили названия важнейших городов древности. Так, Пантикапей, или Боспор (современная Керчь), и Кафа (Феодосия) были построены колонистами из древнегреческого города Милета (Херсонес), расположенный в пределах нынешнего Севастополя.

В предгорном и горном Крыму, а также на Южном берегу, обитали тавры. От тавров и происходит древнее название горной и прибрежной части Крыма – Таврия. До наших дней сохранились остатки укрепленных убежищ и жилых построек тавров. (слайд)

В I половине V в. до н. э. возникают два самостоятельных греческих государства. Одно из них – демократическая рабовладельческая республика Херсонес (полуостров) Таврический. Херсонес укрывается за мощными каменными стенами. Он был основан на месте таврского поселения греками. Другое – Боспорское государство, столицей которого стал Пантикапей («путь рыбы»). Акрополь этого города находился на горе Митридат. (слайд)

Херсонес долго хранил греческую культуру и обычаи. Здесь побывали Кирилл и Мефодий, здесь принял крещение Владимир Святой. (слайд)

В XII в. большая часть полуострова стала половецкой. Название знаменитого Артека от имени Артык или Артук – сына половецкого хана. (слайд)

В 1223 г в Крым проникли монголо-татары. Они разрушили Судак, самый богатый из торговых центров Крыма. Золотоордынские завоеватели обложили их непомерно тяжелой данью, вывозили рабов и продавали в другие страны. После завоевания монголами Крыма они стали строить мечети распространять мусульманство в Крыму. (слайд)

В 15 веке Крым был захвачен турками и со временем всех жителей Крыма стали называть крымскими татарами. Они постоянно нападали на южные границы Русского государства. (слайд)

В апреле 1783 года Екатерина II присоединила Крым к России. На полуострове началось строительство новых городов – Симферополя и Севастополя. (слайд)

5. Сообщение по темам: «Крымская война 1853-1856 гг.», «Оборона Севастополя в годы Великой отечественной войны»

- Я просила дома подготовить сообщения по теме: «Крымская война 1853-1856 гг.» и «Оборона Севастополя и освобождение Крыма в 1941-1945 гг.».

19 февраля 1954г. Крым был передан из состава РСФСР в состав УССР в честь празднования 300-летия воссоединение России и Украины в 1654г.

В 1991 году происходит распад СССР и братские республики отделяются. Таким образом, Крым ушел из состава России вместе с Украиной. (слайд)

Процесс вхождения в состав Российской Федерации территории полуострова Крым начался после событий 2013—2014 гг. на Украине. С точки зрения сторонников присоединения, процесс представляет собой возврат Крыма России или воссоединение Крыма с Россией, с точки зрения противников присоединения — аннексию Крыма или захват Крыма Россией.

16 марта 2014 года прошел референдум. Его результаты таковы….(слайд)

18 марта был подписан межгосударственный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России.

6. Фронтальная беседа. Рассказ о выборах и референдуме.

Понятие референдум, которое вы только что услышали, вам знакомо, но незначительно. Давайте все вместе познакомимся со значениями этого других понятий так важных и нужных для гражданина государства.

Выборы - это действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти, предусмотренных Конституцией РФ. (Кандидат в президенты, партия)

Референдум - это всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. (Закон или изменение территории)

Итак, высшим  непосредственным  выражением  власти  народа являются референдум и выборы. На референдуме и выборах народ выражает свою волю.

Голосование - демократическая форма выражения своей воли.

Электорат - от лат. Elector- избиратель.

Принципы участия граждан России в выборах:

Гражданин РФ участвует в выборах на основе:

  • Всеобщего;

  • Равного;

  • Прямого избирательного права;

  • При тайном голосовании.

Граждане обладают активным и пассивным избирательным правом.

Активное избирательное право:

  • Право граждан участвовать в политической жизни страны

  • Участвуют все граждане, достигшие 18 лет.

Пассивное избирательное право:

  • Право гражданина быть избранным в представительные органы государства. Депутатом Государственной Думы может стать гражданин достигший 21 года.

Два условия, при которых гражданин РФ не имеет права избирать и быть избранным:

  • Признание его недееспособным в судебном порядке;

  • нахождение в местах лишения свободы по приговору суда.

В настоящее время существует следующая система выборов:

Пропорциональная система - голосование по партийным спискам. Избиратели приходят голосовать, и им предлагают несколько списков, составленных в соответствии с партийной принадлежностью кандидатов. Избиратель отмечает список той партии, которой он симпатизирует. При подсчете голосов партии получают в парламенте количество мест, пропорциональное количеству поданных за эти партии голосов (в России - если партии прошли 7% барьер).

Мажоритарная система предполагает такое определение результатов голосования, при котором избранный считается кандидат, получивший по данному избирательному округу большинство (абсолютное или относительное) голосов; при этом избирательные округа являются одномандатными, т.е. по ним может быть избран только один депутат или депутаты только по одному списку.

В РФ существуют следующие законы, составляющие основу избирательного права и избирательного процесса:

- Конституция Российской Федерации

- Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»

- Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»

- Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

- Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»

- Федеральный закон «О референдуме Российской Федерации»

7. Ролевая игра “Закон и выборы”.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Закон и выборы». Я буду зачитывать вопрос, а вы если знаете отвечаете, а если нет, то я буду пояснять.

- В какое время открыты избирательные участки? (с 8.00 до 20.00)

- Кто может быть членом избирательной комиссии? (любой гражданин РФ)

Рассмотрим Ситуацию 1. Гражданин не хочет принимать участие в выборах. Избирательная комиссия пришла к нему домой и требует, чтобы гражданин проголосовал. Правомерны ли действия комиссии?

Ситуация 2. Человек пришел на выборы, но его фамилия написана неправильно в списке избирателей. Как быть?

Ситуация 3. Если человек болен и не может прийти на избирательный участок, то как ему сделать выбор?

Ситуация 4. Как голосовать человеку, уезжающему из города и отсутствующему в день выборов? (Взять открепительное удостоверение)

Ситуация 5. В бюллетени были поставлены два крестика напротив двух фамилий кандидатов. Является ли этот бюллетень действительным?

Ситуация 6. Вы пришли на избирательный участок. К вам подходит бабушка и просит помочь заполнить бюллетень. Ваши действия?

А теперь, давайте на практике мы с вами рассмотрим и применим все понятия и знания, которые мы получили во второй части урока: проведем референдум. Для этого создадим избирательную комиссию. Преподаватель будет председателем избирательной комиссии и у него будут два члена комиссии –помощники, по одному от каждого ряда. На референдуме будут присутствовать наблюдатели – преподаватели. (Всем раздать бейджики)

Избирательная комиссия в составе учителя и двух учеников начинает свою работу:

- запечатывается избирательная урна; (сказать, что сейчас урны прозрачные и на избирательном участке установлены камеры)

- выдаются избирательные бюллетени;

- следят за голосованием наблюдатели.

Обучающиеся по одному делают свой выбор, бросают свои бюллетени в урну. После того, как все проголосуют, избирательная комиссия объявляет, что выборы состоялись. Пересчитывает все голоса и объявляет результаты выборов.

8. Закрепление нового материала в вотуме и по тестовым заданиям.

1. Гражданин РФ  может  самостоятельно  в  полном  объеме  осуществлять  свои права  и  обязанности...

А) с  16  лет;

Б) с  18  лет;

В) с  21  года

2.  Депутатом  Государственной  Думы  может  быть  избран  гражданин, достигший...

А) 18  лет;

Б) 21  года;

В) 30  лет.

3. Можете  ли  вы  помочь  заполнить  бюллетень  другому  избирателю  по  его просьбе?

А) да, если  меня  об  этом  попросят;

Б) нет, не  имею  права;

В) да, могу, только  по  просьбе  члена  участковой  комиссии.

4. Крым – это

А) остров

Б) полуостров

5. В правлении кого Крым был присоединен к России, и в правлении кого он был подарен Украине

А) Екатерина II – Горбачев М.С.

Б) Елизавета Петровна – Хрущев Н.С.

В) Екатерина II – Хрущев Н.С.

6. Когда был подписан межгосударственный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России.

А) 18 марта 2014 г.

Б) 19 марта 2014 г.

В) 20 марта 2014 г.

9. Домашнее задание.

История - Выучить конспект урока и написать эссе по теме: «Процесс присоединения Крыма к России представляет собой воссоединение народов или аннексию?»

Обществознание - Выучить конспект урока. Задание 1 ряду подготовить проведение выборов бригадиров группы по мажоритарной системе, 2 ряд – по пропорциональной системе.

10. Итоги работы, выставление оценок.

С какими понятиями мы с вами сегодня познакомились?

Что нового вы узнали на уроке?

Оценки за урок получили…

11. Рефлексия

В 2013 году в Казани прошла универсиада, символом которой стали ладошки.

Открытая ладонь – символ мира. За правильные ответы вы получали от меня

ладошки. Теперь давайте попробуем соединить эти ладошки на доске и

посмотреть, что из этого получится.

Из всех ладошек получается флаг - карта России с Крымом.

На этой хорошей ноте мы и завершим наш урок. Спасибо за внимание.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Крым - вместе мы едины. Выборы в демократическом обществе

Автор: Дёмина Олеся Петровна

Дата: 19.03.2015

Номер свидетельства: 188841


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства