Цель: развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка. Задачи: * Формировать энциклопедические знания посредством знакомства с песком и его свойствами. * Развивать связную речь, обогащать словарь, умение задавать вопросы, отвечать на них; пользоваться полными предложениями, пользоваться элементарными формами объяснительной речи, самостоятельно рассуждать, делать выводы и обобщения в ходе экспериментальной деятельности. * Воспитание познавательную активность, любознательность, взаимопомощь, аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности. Предварительная работа: игры с песком, рассматривание фотографий с видами построек из песка, беседы. Оборудование: белые халаты и шапочки, лупа, стаканчики с водой, тарелочка с песком сухим на каждого ребенка, весы с гирями, таз с водой, полотенце, 2 большие емкости с сухим песком, лейка с водой, зубочистки, запись со спокойной музыкой, котельные трубочки на каждого ребенка, запись спокойной музыки. Место проведения: групповая комната.
Ход занятия. Дети одеты в белые халаты и шапочки. Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами будем учеными и отправимся в исследовательскую лабораторию. - Отгадайте загадку: Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже. (Песок) - Как вы думаете, что это? (ответы детей) Воспитатель: Сегодня в нашей лаборатории мы изучим свойства песка.
Опыт 1 «Определение цвета». - Посмотрите внимательно, как вы думаете какого цвета песок? (Светло – желтого) Воспитатель: А теперь польем его водой. Какого цвета стал песок? (Темного) Вывод. Сухой песок светлый, а мокрый темный.
Опыт 2 «Определение сыпучести» - Возьмите сухой песок в руки и посыпьте его. Что происходит? Дети: сыпется. - Попробуйте из него слепить куличик. Получается: - А теперь посыпать сырой песок. Что происходит? Дети: не сыпется. - Попробуйте из него слепить куличик. Вывод: Сухой песок сыпуч, но из него нельзя лепить. Сырой песок не сыпуч, но можно из него лепить. Ребята, давайте мы с вами слепим куличик и поставим его в печь, пока мы продолжим свою исследовательскую работу,
наш кулич будет готов.
Опыт 3 «Из чего состоит песок» Воспитатель: У вас на столе лежат тарелочки с песком. Сейчас мы его рассмотрим. А поможет нам в этом необычный предмет - лупа.
Воспитатель: Рассмотрите, через лупу из чего состоит песок. Что вы видите? (ответы детей)
Воспитатель: Песок состоит из маленьких песчинок, полупрозрачных, круглых, не прилипающих друг к другу Физминутка:
Мы песчинки, мы песчинки
Покружиться мы не прочь.
Мы песчинки, мы песчинки
Танцевали б день и ночь.
Встанем дружно все в кружок
Получается песок.
Опыт 4 «Вода - фильтр»
Воспитатель: А теперь внимание! Полейте песок в стакане водой. Куда делась вода? (ответы детей)
Воспитатель: Подойдите к столу. У меня на столе стоит предмет. Что это? Для чего он нужен? (ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы с вами определим, какой песок тяжелее. (Взвешиваем сухой и сырой песок) Сколько гирь мы положили для взвешивания сухого песка? А сколько для взвешивания сырого песка? (ответы детей)
Вывод: Сухой песок легче, а сырой тяжелее.
Опыт 6 «Движение песка».
Воспитатель: Ребята, как вы думайте, песок может двигаться? (ответы детей)
Воспитатель: А как это проверить? (ответы детей)
Воспитатель: Проверьте сами. Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на сухой песок. Что происходит? А теперь подуйте на сырой песок? Что происходит? (ответы детей)
Воспитатель: Песок сухой движется, а сырой нет.
- Как вы думаете, можно на песке рисовать? А на каком песке можно рисовать?
- А я вам предлагаю рисовать не на песке, а цветным песком.
- Молодцы, у вас появились настоящие картины. На этом наши исследования закончены. Вам понравилось в нашей лаборатории? Давайте проверим, готовы ли наши куличи?