Урок обществознания в 6 классе
«Человек славен добрыми делами»
Учитель
Чинакал Наталия Юрьевна
МБОУ ООШ имени Н.Д.Серова
с.Юнгеровка Лысогорского района
Саратовской области
Тема урока: Человек славен добрыми делами.
Цель урока: Создать условия для формирования представлений учащихся о том, что добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное. для развития речи, обогащения словарного запаса, умения работать в группе, анализировать.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: электронная презентация.
Методы и формы обучения:
методы: наглядный, практический,
формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока:
Организационный момент. Мотивация.
Приветствие. Настрой на работу «Комплимент соседу».
Чтение стихотворения. (слайд 2)
Твори добро. Не отвечай на козни
Стоящих за твоей спиной врагов.
Пойми, мой друг, пока еще не поздно,
Не отвечай потоком бранных слов.
Не оскорби несчастного калеку,
Стоящего с протянутой рукой.
Он остается тем же Человеком,
Но лишь с иной, изломанной судьбой.
Не откажи бродяге во спасенье,
С ним поделись деньгами и едой.
Пусть грешный он. А кто без прегрешений?
Не прогоняй, хоть трижды он чужой.
И поделись, коль есть чем поделиться,
С тем, кто сегодня ничего не ел.
С любым такое может приключиться:
Вчера – богат, сегодня – не у дел.
Не обращай вниманья на злословья
Тех, кто погряз в мещанстве и во лжи.
Дари любовь. Тебе вернут любовью.
Ведь хлеб дает взращенный колос ржи. Ц. Вайнер
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (слайд 3).
- Запишите в тетради, что я хочу узнать сегодня на уроке.
Актуализация.
- Ответьте на вопросы: что такое добро?
Что такое зло? (слайд 4)
– Назовите слова-ассоциации к слову «добро».
– Какие поступки вы бы назвали добрыми?
– А что такое зло?
– Назовите поступки или качества человека, которые вы характеризуете как зло?
Изучение нового материала.
В толковом словаре С.И.Ожегова даются следующие определения понятий «добро», «зло». (слайд 5)
Чтобы лучше разобраться с данными понятиями, поработаем с рубрикой «Поэтическое слово». С.192-193 учебника. (слайд 6)
(ролевое чтение)
Беседа:
Почему принца называли счастливым?
Почему Принц заплакал?
Почему он решил помогать людям?
Почему ласточка решила помогать Принцу?
Отчего ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?
А теперь ответьте на вопросы:
- Кого называют добрым?
- Что ещё может быть добрым? (слайд 7)
Добрыми могут быть не только дела, но добрыми бывают чувства и слова. Ведь не всегда человек может помочь делом, как принц – драгоценностями, помочь можно и словом. Когда человеку плохо, сказать, что все у него получится, что все будет хорошо. Или просто сказать приятные слова такие, которые вы говорили друг другу в начале урока.
- Расскажите о добрых делах, которые вы совершали.
- Как вы считаете, для кого нужно совершать добрые дела?
Добрым быть нелегко. Надо учиться им быть.
Сейчас я вам расскажу притчу «О добром самарянине», которую рассказал Иисус Христос в ответ на вопрос «Кто мой ближний?»
(слайд 8).
Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл той дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино. И, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».
- Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Физминутка.
–Как вы думаете, какое главное правило доброго человека?.
Но прежде чем ответить на этот вопрос, познакомимся с материалом рубрики «Жил на свете человек» с.194-195 учебника.
На свете есть много разных правил, среди которых важными являются правила морали.
6) - Что вы знаете о морали? (слайд 9)
Среди правил морали есть самое главное, которое называют Золотым правилом нравственности. Оно звучит так:
Христианство.
«Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Ислам.
Буддизм.
Иудаизм.
- Почему его называют золотым?
Первичное осмысление и закрепление.
Люди разных народов искали ответ на вопрос «Что такое добро и зло?». Свои размышления оставили они нам в пословицах.
Задание: объясните смысл пословиц. (слайд 10)
Одна из мудрых фраз звучит так: «Жизнь дана на добрые дела». (слайд 11)
Мини-проект. (работа в группах)
Описание:
- участники,
- цель,
- действия,
- результат.
(выступление групп)
3) В Библии есть «Притча о блудном сыне», которую рассказал Иисус Христос. (слайд 12).
(краткий пересказ притчи учителем)
Человек, стоящий на коленях перед стариком, это и есть блудный сын, слово «блудный» здесь означает «заблудший, сбившийся с пути».
- Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает отец?
- Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает его сын?
(Безусловно, сын испытывает радость встречи. Но вместе с тем его мучают угрызения совести, стыд. Он раскаивается, он сожалеет о том, что сделал, просит простить его, готов исправиться, загладить свою вину и т. д.
Отец жалеет сына, его сердце полно сострадания, он готов забыть его поступок и простить.)
Вывод: все это и есть добрые чувства и они открывают путь к добрым поступкам.
V. Рефлексия. (слайд 13)
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Абдул Хасан ибн Джулух Фаррухи Систани
- О чём говорят стихи?
- Согласны ли вы с этим?
Закончите фразу одним словом:
- сегодня урок – это…
- сегодня на уроке я узнал…
-Достигли ли вы цели, поставленной в начале урока?
(учащиеся получают смайлики с изображением солнышка с надписью «Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека».
Домашнее задание. (слайд 14)
Составить памятку «Правила доброты».
Выполнить задания в рабочей тетради с.81 №6, №8.
VI. Выставление оценок.