К каждому заданию (№А1-А14) даны варианты ответа. Выберите из них единственноверный и внесите его в бланк ответов
А1. Какую сферу жизни общества представляют религия, наука, образование?
1) социальную 2) духовную
3) политическую 4) экономическую
А2. Найдите вариант ответа, который продолжит предложение
Человек рождается как биологическое существо, а развивается как ...
1) личность 2) лидер 3) друг 4) одноклассник(ца)
А3. Примером отрицательного воздействия общества на природу является:
1) строительство гидросооружений
2) строительство оросительных систем
3) заболачивание почвы
4) осушение болот
А4. Элементом механизма самоконтроля НЕ является:
1) общественное мнение
2) индивидуальное сознание
3) коммуникация 4) совесть
А5. Сотрудничество нескольких индивидов для решения общей задачи называется:
1) соперничеством
2) поступком
3) конфликтом
4)согласованностью
А6. Какие черты характеризуют человека как личность?
его неповторимость 3) ответственность
цвет глаз 4) выносливость
А7. Совокупность норм, регулирующих общественные отношения с позиций добра и зла, называется:
техническими 3) правовыми
2) моральными 4) юридическими
А8. Проявлением государственной власти является:
введение государственной итоговой аттестации
введение школьной формы в гимназии города N.
осушение болот
увольнение прогулявшего работу служащего
А9. К признакам любого государства относится:
сосредоточение власти в руках монарха
наличие конституции
наличие гражданства (подданства)
равные права граждан
А10. К числу факторов производства относится:
1) обмен 2) торговля 3) труд4) потребление
А11. Основная проблема экономики — это:
1) ограниченность ресурсов
2) недостаточность денежных средств
3) недостаток трудовых ресурсов
4) безработица
А12. Потребление зависит прежде всего от …
1) рекламы 2) внешнего вида товара
3) дохода населения4) качества предлагаемого товара
А13. Ниже приведён список потребностей человека. Все эти потребности, за исключением одной, относятся к биологическим. В вариантах ответа найдите потребность другого вида и перенесите номер ответа в бланк.
1) Питание 2) Творчество 3) Дыхание 4) Защита от холода
А14. Примером влияния общества на природу является:
Ответы на задания второй части (№ В1-В10) записывайте словами, буквами, числами, как требует того вопрос
В1. Отношения в малой группе, возникающие между хорошо знакомыми людьми в процессе их постоянного общения, называются - ___________________________
В2.Примером неречевого общения может служить:
1) письмо другу 2) улыбка при встрече друзей
3) разговор пассажиров автобуса 4) беседа с приятелем
Порядковый номер ответа перенесите в бланк ответов
В3. Установите соответствие между приведёнными понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
акция
А) превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на их производство и реализацию
бюджет
Б) специальные знания, умения. Навыки, полученные работником для практической деятельности
прибыль
В) ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение части прибыли в виде дивидендов и на участие в управлении
капитал
Г) план доходов и расходов на определенный период
квалификация
Д) имущество, способное приносить доход
Запишите в ответ БУКВЫ, расположив их в порядке, соответствующем цифрам:
1
2
3
4
5
Перенесите в бланк ответов только последовательность БУКВ
В4. Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к образованию. Найдите понятие, относящийся к другому термину. Ответ запишите в бланк ответов.
Колледж, знание, вера, кружок, спортивная секция, университет.
В5. Выделите понятие, которое не относится к элементам лидерства:
В6. Установите соответствие между приведёнными понятиями и их примерами. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. В ответ запишите ЦИФРЫ, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
ПРИМЕРЫ ПОНЯТИЕ
A. Угроза терроризма 1) Экологический кризис Б. Опустынивание земель 2) Проблема сохранения mира
B. Радиационное заражение территорий Г. Появление оружия массового поражения
А
Б
В
Г
Перенесите в бланк ответов только последовательность ЦИФР.
В7. Найдите в приведённом ниже списке характеристики человека. Перенесите в
бланк ответов номера правильных вариантов ответа.
1) индивид
2) особь
3)индивидуальность
4)личность
5) образец
В8. Установите соответствие между приведёнными понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
бартер
А) особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров
деньги
Б) целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, направленных на удовлетворение потребностей
номинал
В) экономическая деятельность, направленная на получение дохода, прибыли
труд
Г) натуральный обмен одного товара на другой
бизнес
Д) нарицательная стоимость, обозначенная на ценных бумагах. монетах
Запишите в ответ БУКВЫ, расположив их в порядке, соответствующем цифрам.
1
2
3
4
5
Перенесите в бланк ответов только последовательность БУКВ.
В9. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальный конфликт». Найдите термин, относящийся к другому понятию. Ответ перенесите в бланк для ответов
Ответы на задания части В (В1-В10) записывайте словами, буквами, числами, как требует того вопрос
В1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию «собственность». Укажите термин, относящийся к другому понятию. Порядковый номер ответа запишите в бланк ответов.
Владение
Распоряжение
Творчество
Пользование
Наследование
Имущество
В2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к государству.Найдите и запишите в бланк ответов термин, выпадающий из этого ряда:
Территория, издание законов, флаг, суверенитет, права человека, гимн.
Б3. Назовите отличительный (дополнительный) признак экологической морали в сравнении с «золотым» правилом морали?
1) относись к окружающим так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе
2) человек – царь природы, он должен брать у неё всё
3) природа враждебна к людям, поэтому человек должен относиться к ней равнодушно
4) научись поступать так, чтобы не навредить природе, не причинить ей зла
Порядковый номер ответа запишите в бланк ответов
В4. Установите соответствиемежду понятиями и приведёнными примерами: к каждому примеру из первого столбца подберите понятие из второго столбца
ПРИМЕРЫПОНЯТИЕ
A.Сохранение мира 1) Глобализация
Б. Создание всемирной сети компьютерной связи 2) Глобальные проблемы
B. Выход бизнеса за пределы государства
Г. Рост населения в развивающихся странах
Вответ запишите цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
А
Б
В
Г
Перенесите последовательность ЦИФР в бланк ответов.
В5. Найдите в приведённом ниже списке составляющие экономики и запишите порядковые номера, под которыми они указаны.
1. обмен 2. налоги
3. производство 4. конкуренция
5. потребление 6. Распределение
В6. Внешние формы поведения человека, основанные на привычках, называются______________ Назовите термин и перенесите его в бланк ответов
7. В приведённом списке указаны черты сходства, а также черты отличия функций таких социальных институтов, как школа и СМИ.
1. осуществляют социализацию индивида
2. влияют на формирование общественного сознания
3. информируют о важных событиях в стране
4. способствуют усвоению норм права и морали
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, во вторую колонку – черт отличия.
Черты сходства
Черты отличия
Перенесите в бланк ответов последовательность ЦИФР.
В8. Допишите пропущенное слово:
Социальная среда подростка:
А) ближайшая Б) ___ В) дальняя
В9.Верны ли следующие суждения о деньгах?
А) деньги — товар-посредник, выступающий в роли всеобщего эквивалента;
Б) деньги имеют возможность быть обмененными на любой другой товар?
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
В10. Какие проблемы встают перед современной российской молодёжью?
А) демографическая Б) здоровья В) безработица Г) отсутствие духовных ценностей