Диагностическая контрольная работа по обществознанию 10 класс ( 5 ВАРИАНТОВ)
Диагностическая контрольная работа по обществознанию 10 класс ( 5 ВАРИАНТОВ)
Диагностическая контрольная работа по обществознанию 10 класс может быть использована в качестве итоговой работы.Работа представлена в 5 вариантах. Работа рассчитана на 45 минут. Структура работы выполнена в формате ЕГЭ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Диагностическая контрольная работа по обществознанию 10 класс ( 5 ВАРИАНТОВ) »
Диагностическая контрольная работа по обществознанию 10 классВариант 1
А1. Общество, в отличие от природы 1) развивается закономерно 2) подвержено изменениям 3) творит культуру 4) является динамической системой А2. Экологический кризис относится к глобальным потому, что 1) затрагивает существование большинства землян 2) возник в эпоху экономической глобализации 3) порожден внеземными силами 4) не поддается регулированию А3. Что из перечисленного характеризует постиндустриальное общество? 1) религиозный характер культуры 2) переход от натурального к товарному производству 3) завершение промышленного переворота 4) развитие информационных технологий А4. Страна А. с населением в 15 млн. человек расположена в южном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности А. к обществу традиционного типа? 1) основу хозяйства составляет аграрное производство 2) в стране проживает многонациональное население 3) слабо развита сеть услуг 4) верховная власть в стране передается по наследству A5. Верны ли следующие суждения о характере общественных изменений? А. Все изменения в обществе идут в русле общественного прогресса. Б. Темп общественных изменений возрастает. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А6. К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность в 1) трудовой деятельности 2) нормальном теплообмене 3) сохранении здоровья 4) физической активности А7. Какой признак характеризует человека как личность? 1) физическое и психическое здоровье 2) особенности внешности 3) активная жизненная позиция 4) принадлежность к Homo sapiens А 8. Деятельность человека и поведение животного характеризуются 1) механизмом самоконтроля 2) удовлетворением потребностей 3) выдвижением цели 4) осознанием выбора средств А9. Деятельность человека — это 1) форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и самосовершенствование 2) процесс обмена информацией между людьми как равноправными субъектами познавательной и преобразовательной деятельности 3) система поступков и действий человека по обеспечению им своего существования, по взаимодействию с другими людьми 4) форма активности человека, основное содержание которой - отражение объективной реальности в его сознании, а результат — получение нового знания о себе А 10. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся 1) привычки 2) влечения 3) мотивы 4) эмоции А 11. Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного? А. Муравьи и другие «социальные» животные трудятся так же, как и люди. Б. Все особи животных, в отличие от людей, всегда действуют согласно генетической программе. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А 12. Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности человека? А. Человек овладевает знаниями в процессе изучения основ наук. Б. Человек овладевает знаниями в ходе практической деятельности. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А 13. Старшеклассники обучают младших школьников играть в компьютерные игры. Объектом данной деятельности являются 1) игровые умения младших школьников 2) старшеклассники, проводящие занятия 3) компьютеры, за которыми ведется обучение 4) компьютерные игры А 14. В отличие от других видов познания, в процессе научного познания обязательно происходит 1) отражение внешних признаков познаваемого объекта 2) теоретическое обобщение результатов наблюдений 3) формулировка возможных ответов на возникающие вопросы 4) построение предположений, основанных на опыте А15. Представление — это 1) чувственное отражение в виде образа предметов или явлений, сохраняющееся в сознании (памяти) после окончания непосредственного воздействия на органы чувств 2) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств 3) отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств в виде целостного образа 4) форма (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов, явлений А16. Относительная истина – это 1) непроверенное знание 2) научно не обоснованное знание 3) знание, противоречащее устоявшимся представлениям 4) неполное знание А17. Верны ли следующие суждения о социальном познании? А. В социальном познании его субъект и объект совпадают. Б. В социальном познании активно используется эксперимент. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А 18. Социальное неравенство проявляется в различии 1) доходов 2) способностей 3) темпераментов 4) духовных запросов А19. Для характеристики разделения общества на социальные группы используется понятие 1) социальная мобильность 2) социальная стратификация 3) социальная интеграция 4) социальная дискриминация А20. К восходящей социальной мобильности относят 1) повышение по службе 2) создание семьи 3) рождение ребенка 4) выход на пенсию
Часть В. В1. Запишите слово, пропущенное в схеме. Уровни научного познания …… теоретический
В2. Ниже приведен перечень потребностей. Все они, за исключением одной, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека. Найдите и укажите термин, связанный с другим понятием. Биологические, физиологические, социальные, органические, естественные. В3. Установите соответствие ОБЩЕСТВЕННЫЕ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ИНСТИТУТЫ 1) политическая А) религия, искусство, театр 2) экономическая Б) торговля, банк, биржи 3) социальная В) власть, суды, парламент 4) духовная Г) классы, нации, сословия
В4. Найдите в приведенном списке позиции, относящиеся к духовной сфере жизни общества 1. развлекательная телепередача 2. научное исследование 3. повышение по службе 4. судебное разбирательство 5. образовательный процесс 6. сословные различия В5. Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер Б) характер оценочных суждений
(1) В Новгороде действует специальный центр общественного движения «Женский парламент», где для жительниц города и области проводят семинары преподаватели и психологи из России и зарубежных стран. (2) Администрация Новгородской области выделила «Женскому парламенту» 120 тысяч рублей. (3) радует то, что деньги, скорее всего, будут израсходованы на реализацию программы «Развитие лидерских качеств женщины». (4) Для будущего города важно, что новгородчанки будут лучше ориентироваться в современном мире и смогут конкурировать с мужчинами в бизнесе и политике.
В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Характеристика общества как ___ (1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Её основными элементами являются ____(2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую ____ (3) общества. ___ (4) в каждой сфере решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ___ (5), а также управление совместной ___ (6) людей.
A) целостность Б) система B) общество Г) социальные блага Д) сфера Е) производство Ж) культура 3) социальные институты И) деятельность Часть С. 1. Перечислите любые три черты, характеризующие общество как открытую динамическую систему.
Диагностическая контрольная работа по обществознанию Вариант 1 (ответы) А1. 3 А2. 1 А3. 4 А4. 1 A5. 2 А6. 1 А7. 3 А 8. 2 А9. 1 А 10. 3 А 11. 2 А 12. 3 А 13. 1 А 14. 2 А15. 1 А16. 4 А17. 1 А 18. 1 А19. 2 А20. 1
Часть В. В1. Эмпирический – 1балл В2. Органические - 1 балл В3. ВБГА - 2 балла В4. 125 - 2 балла В5. ААББ - 2 балла В6. БДАЗГИ - 2 балла Часть С. 1. Связь общества с природой 2. Наличие подсистем и других структурных единиц 3. Взаимосвязь частей и элементов общественной структуры 4. Постоянные изменения в жизни общества (3 черты – 2 балла; 1-2 – 1 балл)
Итого: 33 балла
Диагностическая контрольная работа по обществознанию 10 классВариант 2
А1. Природа, в отличие от общества 1) испытывает влияние человеческой деятельности 2) является средой обитания человека 3) изменяется в направлении от низшего к высшему 4) способна развиваться независимо от человека А2. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни? А. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества. Б. Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической духовной сферы общества 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А3. Какое понятие характеризует как общество, так и природу? 1) система 2) весь материальный мир 3)формы и способы взаимодействия людей 4) этап исторического развития A4. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе? А. В современную эпоху прогресс охватил все области общественной жизни. Б. Традиционному обществу не свойственен общественный прогресс. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А5. Какой признак присущ традиционному обществу? 1) развитое фабричное производство 2) создание основного продукта в сельском хозяйстве 3) завершение промышленного переворота 4) высокоразвитая инфраструктура А 6. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как 1) индивида 2) индивидуальность 3) организм 4) личность А 7. Верны ли следующие суждения о сущностных чертах личности? А.Сущностные черты личности обнаруживаются при изучении биологического строения человека. Б. Сущностные черты личности обнаруживаются посредством изучения взглядов человека на природу, общество, других людей. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А8. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная составляющая включает: 1) знания, умения и навыки 2) чувства, память и волю 3) строение тела, силу и ловкость 4) темперамент, внимание, воображение А9. Старшие подростки помогают родителям на даче обрабатывать грядки с огурцами. Субъектом данной деятельности являются 1) советы и рекомендации родителей 2) грядки с огурцами 3) старшие подростки 4) инструменты и дачный инвентарь А10. К потребностям, связанным с природными свойствами человека, относятся потребности в: 1) уважении со стороны других 2) творческом самовыражении 3) общественном признании 4) физическом развитии А11. Изготовление орудий труда, необходимых для охоты (луков, стрел, охотничьего оружия), представляет собой пример деятельности 1) материально-производственной 2) ценностно-ориентировочной 3) прогностической 4) социально-преобразовательной А12. Что из перечисленных проявлений относится к сфере бессознательного? 1) твердое убеждение 2) благородное намерение 3) целенаправленное припоминание 4) творческое озарение А13. Житейские знания основаны на 1) эстетическом отношении к действительности 2) здравом смысле 3) интуитивном озарении 4) научном обобщении фактов А 14. Только в процессе научного познания происходит 1) объяснение объективно действующих законов 2) применение знаний на практике 3) отрицание предыдущих достижений познавательного процесса 4) формирование целостного образа мира А15. Верны ли следующие суждения об общении? А. В процессе общения происходит обмен идеями, эмоциями, материальными предметами. Б. В процессе общения осуществляется социализация личности. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А16. Истинное знание в отличие от ложного 1) добывается в процессе познавательной деятельности 2) соответствует предмету познавательной деятельности 3) представляется с использованием научных терминов 4) всегда теоретически обосновано А17. Верны ли следующие суждения о результатах познавательной деятельности? А. Результат познания зависит от установок, целей и предыдущего опыта познающего субъекта. Б. Результат познания зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А18. К среднему классу в экономически развитых странах относятся 1) неквалифицированные рабочие 2) менеджеры крупных предприятий 3) владельцы небольших фирм 4) лица, занятые физическим трудом А19. Сословное деление общества отражает 1) вид государственного устройства 2) тип социальной стратификации 3) характер экономических связей 4) особенность политической системы А20. Переход людей из одной социальной группы в другую называется 1) социальной дифференциацией 2) социальной мобильностью 3) социальным лифтом 4) социальными изменениями
Часть В В1. Запишите слово, пропущенное в схеме. критерии социальной ... уровень виды культурные уровень доходов деятельности ценности образования В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они , за исключением одного, связаны с понятием «истина». Найдите и укажите термин, связанный с другим понятием. Соответствие действительности; знание; конкретность; процесс; субъективность. ВЗ. ОСОБЕННОСТИ ТИПЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТРАТИФИКАЦИИ A) юридическое закрепление прав 1) кастовая и обязанностей за основными 2) сословная социальными группами 3) классовая Б) преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества B) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую Г) в основе деления на группы — различия в характере труда и размерах и формах его оплаты Д) запрет на браки с представителями других групп
В4. Найдите в приведенном списке социальные потребности человека и укажите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания. Потребности: 1) в сне 2) в общении 3) в достижении статуса 4) в пище 5) в труде 6) в творчестве
В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1)С появлением первых государств зародилось и право. (2) Современные демократические государства имеют разветвленную правовую систему. (3) Однако она далеко не всегда эффективна в защите интересов граждан. (4) Нельзя не признать, что и правовая культура населения остается низкой. Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений
В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Понятие «____» (1) получило распространение с конца 1960-х гг. так принято называть проблемы, носящие ___(2) характер. Они затрагивают интересы каждого народа, каждого человека, их решение возможно только совместными усилиями всех людей. От того. В каком направлении будут осуществляться их решение, зависит ___(3) человечества как биологического вида. В этих проблемах также проявляется ____(4) социальных и природных основ жизни общества и отдельного человека. Одна группа проблем связана с отношениями между государствами. Устранение__(5) экономического развития, сохранение мира — это одновременно и решение проблемы здоровья людей, и проблемы качества освоения природных ресурсов. Прекращение __ (6) также предотвращает загрязнение природной среды в планетарном масштабе.
А) выживание Б) общественный В) глобальные проблемы Г) гонка вооружений Д) неравномерность Е) глобализация Ж) общечеловеческих 3) динамичность И) неразрывность Часть С. 1. Назовите три вида общения и проиллюстрируйте каждый из них примером.
Диагностическая контрольная работа по обществознанию Вариант 2 (ответы) А1. 4 А2. 3 А3. 1 A4. 4 А5. 2 А 6. 4 А 7. 2 А8. 1 А9. 3 А10. 4 А11. 1 А12. 4 А13. 2 А 14. 1 А15. 2 А16. 2 А17. 3 А18. 3 А19. 2 А20. 2 Часть В В1. Стратификации - 1балл В2. Процесс - 1 балл ВЗ.22131 -2 балла В4. 2356 - 2 балла В5. ААББ - 2 балла В6. ВЖАИДГ - 2 балла Часть С. – 3 балла 1. Общение между реальными субъектами; примеры 2. Общение реального субъекта с иллюзорными партнерами 3. Общение реального субъекта с воображаемым партнером 4. Общение воображаемых партнеров
Диагностическая контрольная работа по обществознанию 10 класс Вариант 3
А1. И общество, и природа 1) являются динамическими системами 2) создаются в процессе целенаправленной деятельности людей 3) развиваются независимо от сознания людей 4) носят характер закрытых систем А2. Революция и реформа являются 1) социальными институтами 2) формами общественных преобразований 3) элементами общества как системы 4) видами социальных связей А3. Сущность проблемы Север – Юг заключается в 1) истощении природных ресурсов 2) разрыве в уровне экономического развития регионов планеты 3) формировании сети международных террористических организаци 4) росте культурного многообразия А4. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни? А. Процессы, происходящие в одной сфере жизни, как правило, не влияют на процессы, происходящие в других ее сферах. Б. Выдающиеся произведения искусства могут создаваться в периоды экономических кризисов и политических потрясений. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А5. Какая социальная тенденция проявляется в условиях перехода к постиндустриальному обществу? 1) рост числа занятых в сфере информационных технологий 2) ослабление позиций среднего класса 3) увеличение притока сельского населения в города 4) ликвидация люмпенства как социального явления А6. Человек, в отличие от животного, способен 1) проявлять эмоции 2) заботиться о потомстве 3) предварительно обдумывать свое поведение 4) удовлетворять свои потребности А7. Известный писатель работает над новым произведением. Какой вид деятельности иллюстрируется данным примером? 1) экономическая 2) социальная 3) политическая 4) духовная А8. Артисты государственного драматического театра играют новый спектакль по пьесе современного автора. Укажите субъект этой деятельности. 1) театральное представление 2) театральная труппа 3) декорации 4) драматический театр А9. К существенным признакам, отличающим труд от игры, относится 1) наличие партнера 2) целесообразность 3) результативность 4) активный характер А10. Верны ли следующие суждения о свободе личности? А. Свобода личности проявляется в осознанном следовании установленным нормам Б. Свобода личности проявляется в выборе человеком своего жизненного пути. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А11. Верны ли следующие суждения о формировании личности? А. Наследственные, врожденные, индивидные свойства человека не влияют на формирование его личности. Б. Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А12. Верны ли следующие суждения о формах чувственного и рационального познания? А. Ощущение, восприятие, понятие — это формы чувственного познания. Б. Представление, суждение, умозаключение — это формы рационального познания. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А13. Определение: «Чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств» относится к понятию 1) гипотеза 2) представление 3)восприятие 4) ощущение А14. Полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования называется 1) критерием истины 2) объективной истиной 3) относительной истиной 4) абсолютной истиной А15. Студенты изучают экономическую литературу, касающуюся создания и использования материальных ресурсов общества. Это пример деятельности 1) материально-производственной 2) учебно-познавательной 3) ценностно-ориентировочной 4) социально-преобразовательной А16. Для какой деятельности характерно обобщение свойств вещей в понятиях? 1) материально-производственной 2) социально-преобразовательной 3) духовно-практической 4) духовно-теоретической А17. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает 1) земля 2) земледелец 3) выращиваемая культура 4) техника А18. Кастовый строй является разновидностью 1) политического режима 2) государственного устройства 3) социальной стратификации 4) экономической системы А19. В 20-30-е годы прошлого века значительная часть населения СССР изменила свой социальный статус. Так, многие крестьян стали рабочими, представители знати утратили свои привилегии. Эти факты отражают процесс 1) социальной мобильности 2) экономической дифференциации 3) политической стабилизации 4) социальной стратификации А 20. Социализация личности заключается в (во) 1) приобщении к миру человеческой культуры 2) создании человеком того, чего нет в природе 3) индивидуальных особенностях сознания человека 4) взаимосвязях между отдельными людьми
Часть В. В1. Запишите слово, пропущенное в схеме: … биологические социальные духовные престижные экзистенциальные В2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «структура деятельности». Субъект, цель, средства, индивид, объект, результат. В3. Установите соответствие. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ 1) Человек, активно осваивающий и целенаправленно А) индивид преобразующий природу, общество и самого себя Б) индивидуальность 2) отдельно взятый представитель всего рода человеческого В) личность 3) неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств В4. Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие социальную природу человека. 1) интересы 2) мировоззрение 3) физиология 4) умения 5) наследственность 6) идеалы В5. Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений
(1) Все больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами: они не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью SMS сообщений. (2) Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника и сочувствовать ему. (3) В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз – «SMS-зависимость». (4) Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали, что люди, страдающие этим заболеванием, могут писать SMS сообщения по семь и более часов в день.
В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. На нашей планете существуют страны, резко различающиеся по своему общественно-экономическому ____(1) и соответственно по уровню ___ (2) населения. С одной стороны, существует сравнительно небольшая группа___(3), с другой — большое число государств, в которых экономическое развитие характеризуется отсталостью, а качество жизни населения является низким. Экономика___(4) основывается на добыче и экспорте сырьевых ресурсов. Отсталые и среднеразвитые страны составляют ___(5) населения планеты — около пяти миллиардов из шести. Общая тенденция современного развития, к сожалению, такова, что ____(6) между «золотым миллиардом» и остальной частью человечества не сокращается, а возрастает.
A) развитые страны Б) общество B) отсталые страны Г) подавляющее большинство Д) решение Е) уровень Ж) благосостояние 3) разрыв И) развитие Часть С. 1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественные отношения»? Привлекая знания из курса «Обществознание», составьте два предложения, содержащие информацию об общественных отношениях.
Диагностическая контрольная работа по обществознанию Вариант 3 (ответы) А1. 1 А2. 2 А3. 2 А4. 2 А5. 1 А6. 3 А7. 4 А8. 2 А9. 3 А10. 3 А11. 4 А12. 4 А13. 4 А14. 4 А15. 2 А16. 4 А17. 2 А18. 3 А19. 1 А 20. 1 Часть В. В1.Потребности В2. Индивид. В3. ВАБ В4. 1246 В5. АБАА В6. ИЖАВГЗ Часть С. 1. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – ЭТО МНОГООБРАЗНЫЕ СВЯЗИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ МЕЖДУ СОЦИАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ И ВНУТРИ НИХ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ.
Диагностическая контрольная работа по обществознанию Вариант 4 А1.Проявлением взаимозависимости общества и природы служит 1) экологический кризис 2) возрастание солнечной активности 3) кризис перепроизводства 4) усложнение общественной жизни А2. Верны ли следующие суждения о сферах жизни общества? А. Сферы общественной жизни являются подсистемами общества как целого Б) Все сферы жизни общества неразрывно связаны между собой 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А3. Среди наук о человеке и обществе отдельные социальные институты, процессы, социальные группы и общности являются предметом изучения 1) экономики 2) политологии 3) социологии 4) правоведения А4. Что из перечисленного характеризует современное западное общество? 1) аграрный тип общества 2) неразвитость институтов частной собственности 3) особая ценность человеческой индивидуальности 4) преобладание коллективистских форм сознания А5. Верны ли следующие суждения об обществе и природе? А. С ходом истории воздействие общества на природу возрастает. Б. Природа – неисчерпаемая кладовая ресурсов для человечества. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А6. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как 1) индивида 2) индивидуальность 3) организм 4) личность А7. Социальной сущностью человека обусловлены его потребности в 1) понимании 2) отдыхе 3) питании 4) самосохранении А8. Верны ли следующие суждения о свободе человека? А.Одним из проявлений свободы человека выступает возможность поступать в соответствии со своими желаниями и стремлениями. Б.Свобода человека в обществе ограничена интересами других людей, общества в целом. 1) верно только А 2) верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны А9.Учащиеся колледжа проходят практику на предприятии, производящем электронное оборудование. Деятельность учащихся является примером деятельности: 1) материально-производственной 2) учебно-познавательной 3) ценностно-ориентировочной 4) социально-преобразующей А10. Какой признак характеризует человека как личность? 1) особенности внешности 2) общественная активность 3) свойства темперамента 4) физическое развитие А11. Все формы воздействия общества на людей, в результате которого они приобретают жизненный опыт, — это 1) адаптация 2) образование 3) воспитание 4) социализация А12. Верны ли следующие суждения о личности? А. Главным в характеристике личности является социальная сущность. Б. Новорожденный человек является личностью. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А13. Результатом самопознания, в частности, является 1) накопление знаний о человеке и природе 2) познание ценностей общества 3) изучение социальных норм 4) представление о своих способностях А14. Форма активности человека, направленная на преобразование окружающей действительности, - это 1) потребность 2) мотив 3) целеполагание 4) деятельность
А15. Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания? А. Не только научное познание, но и житейская мудрость может проявиться в проницательных выводах и предположениях. Б. Здравый смысл не способен сформулировать проблему, обнаружить загадку, это свойственно исключительно научному познанию. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А16. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания? 1) описание фактов 2) проведение наблюдений 3) накопление экспериментальных данных 4) выдвижение гипотезы А17. Верны ли следующие суждения об истине? А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира. Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А18. Касты, сословия, классы – это 1) типы социальной стратификации 2) этапы развития государства в новое время 3) социальные группы, присущие средневековому обществу 4) элементы социального статуса личности А19. Социальное неравенство выражается в 1) изменении социального статуса человека 2) разном доступе к социальным благам 3) многообразии социальных норм 4) особенностях поведения людей А20. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности? А. Получение образования является средством социальной мобильности Б. Вертикальная мобильность может осуществляться вопреки желанию человека. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Часть В. В1. Запишите слово, пропущенное в схеме: Структура деятельности мотив цель средства … результат В2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «биологические потребности человека». Воспроизводство рода, питание, дыхание, движение, общение, отдых. В3. Установите соответствие: ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А) создание необходимых людям благ 1) игра Б) наличие воображаемой обстановки 2) общение В) обязательное использование языка 3) труд Г) необходимость специальной подготовки В4. Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу. 1) приоритет коллективистских ценностей 2) рост численности рабочего класса 3) высокая социальная мобильность 4) использование информационных технологий 5) глобализация экономики и ресурсов 6) резкий подъем рождаемости
В5.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) И человек, и животное обладают нервной системой, способны ощущать и воспринимать окружающую действительность. (2) Но в отличие от животных человек обладает абстрактным мышлением и способен осознавать цели своей деятельности и предвидеть ее результаты. (3) Можно констатировать, что благодаря этому человек возвысился над всеми живыми организмами и подчинил себе природу. (4) Все действия человека продуманны и направлены на дальнейшее укрепление его положения как «царя природы». Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений
В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. «Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой ________ (1). Это явление получило название социальной ________ (2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ________ (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. ________ (4). ________ (5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные ________ (6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.» Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
А) миграция Б) мобильность В) горизонтальная Г) институт Д) статус Е) вертикальная Ж) группа З) стратификация И) маргинализация Часть С. 1. Перечислите любые три черты, характеризующие образование как социальный институт.
Диагностическая контрольная работа по обществознанию Вариант 4 (ответы) А1. 1 А2. 3 А3. 3 А4. 3 А5. 1 А6. 4 А7. 1 А8. 3 А9. 2 А10. 2 А11. 4 А12. 1 А13. 4 А14. 4 А15. 1 А16. 4 А17. 3 А18. 1 А19. 2 А20. 3 Часть В. В1. Действия В2. Общение В3. 3123 В4. 23 В5. ААББ В6. ДБВАЕГ Часть С. 1. Наличие ролевой системы 2. Совокупность учреждений 3. Регулирующих правил 4. Важных общественных функций
Диагностическая контрольная работа по обществознанию 10 классВариант 5 А1. Одной из подсистем общества как целого является 1) биосфера 2) духовная культура 3) природа 4) трудовой коллектив А2. Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество включает в себя все способы и формы взаимодействия людей. Б. Общество представляет собой динамичную систему, в которой могут возникать новые и отмирать старые элементы. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А3. Верны ли следующие суждения об обществе? А. К числу подсистем и элементов общества относятся социальные институты. Б. Не все элементы общественной жизни подвержены изменениям. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А4. Какой из примеров иллюстрирует воздействие общества на природу? 1) разгром Ярославом Мудрым печенегов под Киевом 2) формирование кастовой системы в Древней Индии 3) строительство ирригационных сооружений в Древнем Китае 4) издание Иваном IV в 1550 году нового Судебника А5. Какой из признаков свойственен постиндустриальному обществу? 1) завершение промышленного переворота 2) присваивающий тип хозяйства 3) развитие электронных средств массовой коммуникации 4) особая ценность коллектива, общинность А6. К отрицательным последствиям глобализации можно отнести 1) углубление международного разделения труда 2) распространение технических достижений 3) ослабление национальных культур 4) расширение международного сотрудничества А7. Определение возможных последствий реформы льготных выплат представляет собой деятельность 1) практическую 2) ценностно-ориентировочную 3) познавательную 4) прогностическую А8. Деятельность человека, в отличие от поведения животных 1) носит узкоспециализированный характер 2) направлена на удовлетворение физиологических потребностей 3) предваряется целеполаганием 4) всегда носит индивидуальный характер А9. Истинное знание отличается от ложного тем, что оно 1) опирается на здравый смысл 2) использует понятия и суждения 3) создается в результате познавательной деятельности 4) соответствует предмету познания А10. Верны ли следующие суждения о свободе человека? А. Свобода человека — это вседозволенность, возможность поступать согласно только своим желаниям. Б. Свобода человека в обществе предполагает возможность сделать осознанный выбор и принять на себя ответственность за него. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А11. Верны ли следующие суждения о человеке? А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми. Б. Человек может определить, каков он, прислушиваясь к мнению других людей о себе. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А12. Познавательная деятельность, в отличие от трудовой 1) предполагает соответствие цели и средств 2) ориентирована на процесс, а не на результат 3) осуществляется индивидуально 4) направлена на приобретение новых знаний А13. И чувственное, и рациональное познание 1) формирует представления и знания о предмете 2) начинается с ощущения 3) дает наглядный образ предмета 4) использует логическое умозаключение А14. Верны ли следующие суждения о процессе познания? А. В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Б. В процессе познания определенное значение имеет интуиция человека. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А15. «Прометей принес людям свет знаний». Данное утверждение является примером знания 1) житейского 2) мифологического 3) научного 4) «паранаучного» А16. Восприятие – это 1) форма рационального познания 2) психическое свойство, присущее только человеку 3) форма чувственного познания 4) способ объяснения мира А17. Относительная истина в отличие от абсолютной 1) содержит объективное знание о предмете 2) всегда опирается на здравый смысл 3) может быть со временем опровергнута 4) является результатом чувственного и рационального познания А 18. Среди каналов восходящей социальной мобильности социолог П.Сорокин выделял 1) родственные связи 2) накопленный личный опыт 3) расширение состава семьи 4) получение образования А19. Перемещение человека в социальном пространстве без изменения социального статуса называется 1) восходящей социальной мобильностью 2) вертикальной социальной мобильностью 3) горизонтальной социальной мобильностью 4) нисходящей социальной мобильностью А20. Верны ли следующие суждения о социализации личности? А. Процесс социализации продолжается у человека всю жизнь. Б. Важным институтом социализации выступают средства массовой информации 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Часть В. В1. Запишите слово, пропущенное в схеме. Форма научного знания …: Теория: Закон: предположения, система выводы о существенных догадки, взаимосвязанных объективных, повторяющихся выдвигаемые в ходе утверждений, законов связях между предметами научного исследования и явлениями
В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с рациональным познанием. Найдите и укажите термин, связанный с другой формой познания. Понятие, суждение, представление, умозаключение. В3. Установите соответствие между основными потребностями человека и их конкретными примерами. ПРИМЕРЫ ПОТРЕБНОСТИ А) температурная среда обитания 1) социальные Б) питание 2) биологические В) общение Г) самореализация
В4. Найдите в приведенном списке позиции, относящиеся к социальной сфере жизни общества. 1) теория общественного развития 2) пособие по безработице 3) идея социальной справедливости 4) социальное расслоение общества 5) социальный статус личности 6) религиозное учение
В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1)С появлением первых государств зародилось и право. (2) Современные демократические государства имеют разветвленную правовую систему. (3) Однако она далеко не всегда эффективна в защите интересов граждан. (4) Нельзя не признать, что и правовая культура населения остается низкой.
Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений
В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Абсолютная истина – это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное ____(1). Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. На пути к____(2) люди имеют дело с истинами относительными. Относительность наших знаний обусловлена рядом причин. Прежде всего сам мир бесконечно изменчив. Ограничены и___(3) человека. Кроме того, возможности познания зависят от реальных исторических условий и определяются уровнем развития духовной __(4), материального __(5), имеющимися средствами наблюдения и__(6). В итоге на каждом этапе познания мы получаем знания неполные, незавершённые, невечные.
A) знание Б) эксперимент B) производство Г)критерий Д) относительная истина Е) культура Ж) абсолютная истина 3) познавательные возможности
Часть С. 1. Назовите три исторических типа общества. По каким признакам они выделены?
Диагностическая контрольная работа по обществознанию Вариант 5 (ответы) А1. 2 А2. 3 А3. 1 А4. 3 А5. 3 А6. 3 А7. 4 А8. 3 А9. 4 А10. 2 А11. 3 А12. 4 А13. 1 А14. 2 А15. 2 А16. 3 А17. 3 А 18. 4 А19. 3 А20. 3 Часть В. В1. Гипотеза В2. Представление В3. 2211 В4. 245 В5. ААББ В6. АЖЗЕВБ Часть С. 1. Аграрное (традиционное) общество – сельское хозяйство 2. Индустриальное общество – промышленность 3. Постиндустриальное общество – сфера услуг