kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социальная сфера жизни общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любая социальная группа объединяет людей со сходными статусами и ролями. Группы бывают большие и малые. Члены малой группы, в отличие от большой, имеют непосредственные личные контакты. Например, классы, сословия, касты – это большие группы. Семья, школьный класс, круг друзей – малая группа. Социальная общность в широком смысле слова включает не только группы, выделяемые на основе социальных признаков (размер доходов, уровень образования, место в системе властных отношений), но и совокупности людей, объединенных геополитическими, культурно-историческими, территориальными, демографическими признаками. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социальная сфера жизни общества»

Социальная сфера жизни общества


Любая социальная группа объединяет людей со сходными статусами и ролями. Группы бывают большие и малые. Члены малой группы, в отличие от большой, имеют непосредственные личные контакты. Например, классы, сословия, касты – это большие группы. Семья, школьный класс, круг друзей – малая группа. Социальная общность в широком смысле слова включает не только группы, выделяемые на основе социальных признаков (размер доходов, уровень образования, место в системе властных отношений) , но и совокупности людей, объединенных геополитическими, культурно-историческими, территориальными, демографическими признаками. Например, народности, нации, этносы – социальные общности. Приведите другие примеры многообразия социальных групп и общностей.

В настоящее время наиболее распространенной и научно обоснованной является точка зрения, согласно которой общество рассматривася как сложноорганизованная система, обладающая наивысшим уровнем самодостаточности, находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия и подчиняющаяся объективным законам функционирования и развития.

Структурный анализ общества как сложной системы логично начинать с выделения наиболее крупных сложных частей, называемых подсистемами. В качестве таких подсистем в обществе выступают так называемые сферы общественной жизни, представляющие собой части общества, пределы которых определяются влиянием тех или иных общественных отношений. Традиционно обществоведами выделяются следующие основныe сферы общества:

  1. Экономическая сфера — система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику, выступает способ производства и распределения материальных благ в обществе.

  2. Социальная сфера — система социальных отношений, т.е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сферы предполагает рассмотрение горизонтальной и вертикальной дифференциации общества, выделение больших и малых социальных групп, изучение их структур, форм реализации социального контроля в данных группах, анализ системы социальных связей, а также социальных процессов, протекающих на внутри- и межгрупповом уровне.

  3. Политическая сфера (политико-правовая) — система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами (партиями) и политическими массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отношения между людьми и социальными группами, возникновение которых определяется государством.

  4. Духовная сфера (духовно-нравственная) — система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией как системы ценностей общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал. Необходимо отметить, что однозначное разделение сфер общества возможно лишь в рамках его теоретического анализа, однако в реальной жизни характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение (что отражается в названиях, например, социально-экономические отношения). Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы в целом.

 Все четыре сферы взаимодействуют друг с другом. Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека. Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности, организующее познавательные процессы, воображение и поведение.

Группы потребностей:   биологические: потребности в еде, сне, воздухе, тепле, и т.д.

социальные, которые порождены обществом и необходимы человеку для взаимодействия с другими людьми.

духовные: потребности в познании окружающего мира и самого человека.

Группы потребностей по А. Маслоу:

Физиологические: потребность в пище, еде, дыхании, движении и т.д.

Экзистенциальные: потребность в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне и т.д.

Социальные: потребность в общении, в заботе о других, в понимании и т.д.

Престижные: потребность в самоуважении, признании, достижении успеха и т.д.

Духовные: потребность в самовыражении, самоактуализации.

Общество – это динамическая система.

Это означает, что:

Эта система, изменяясь, сохраняет свою сущность и качественную определенность

Общество как динамическая система меняет свои формы, развивается

Связь всех сфер жизни общества вытекает из целостности общества как системы

Сверхсложная система

Многоуровневая (каждый индивид включен в различные подсистемы)

Высокоорганизованная, самоуправляемая система (особенно важна подсистема управления)

Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)

Традиционное общество – это понятие, обозначающее совокупность обществ, общественных укладов, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющая производственная сфера таких обществ – сельское хозяйство. Главные общественные институты – церковь и армия.

Индустриальное общество – это общество, для которого характерны развитая и сложная система разделения труда при высокой степени его специализации, массовое производство товаров, автоматизация производства и управления, широкое внедрение новшеств в производство и жизнь людей. Определяющей производственной сферой индустриального общества является промышленность.

Постиндустриальное общество – это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения произошёл переход от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки являются главной движущей силой экономики.

 


Источники

  1. http://www.yaklass.ru/materiali?chtid=618&mode=cht

  2. http://festival.1september.ru/articles/500010/

  3. https://infourok.ru/metodicheskiy-material-k-urokam-obschestvoznaniya-socialnaya-sfera-zhizni-obschestva-372072.html

  4. https://infourok.ru/osnovnye_sfery_zhizni_obschestva.-388299.htm.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Социальная сфера жизни общества

Автор: Шостак Татьяна Юрьевна

Дата: 15.06.2016

Номер свидетельства: 334673

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "конспект урока "Социальная структура Киевской Руси" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-sotsial-naia-struktura-kiievskoi-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "107368"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403239915"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Экономика и её роль в жизни общества"
    ["seo_title"] => string(42) "ekonomika-i-ieio-rol-v-zhizni-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "267835"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450464084"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Тест по обществознанию в 8 классе по теме «Личность и общество» "
    ["seo_title"] => string(74) "tiest-po-obshchiestvoznaniiu-v-8-klassie-po-tiemie-lichnost-i-obshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "156488"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1421427925"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "тест по обществознанию 11класс "
    ["seo_title"] => string(36) "tiest-po-obshchiestvoznaniiu-11klass"
    ["file_id"] => string(6) "168630"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1423255447"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Урок обществознания «Экономика и экономическая сфера общества»"
    ["seo_title"] => string(69) "urok_obshchestvoznaniia_ekonomika_i_ekonomicheskaia_sfera_obshchestva"
    ["file_id"] => string(6) "657226"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1728155750"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства