kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль классного руководителя в развитии творческих способностей школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад для педсовета о проведенной работе по теме: "Роль классного руководителя в развитии творческих способностей школьников"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль классного руководителя в развитии творческих способностей школьников.»

Роль классного руководителя в развитии творческих способностей школьников.

(Булдаков Роман Алексеевич, учитель истории и обществознания, МОУ «Дондыкарская СОШ»)


Современный этап развития школы требует новаторских подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Наряду с принципом демократизации должен быть представлен и метод креативности – ориентации на формирование творческой личности. Ключевая роль в решении этих задач принадлежит классному руководителю, который по возложенным на него функциям как педагог-профессионал является духовным посредником между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, а также организует систему отношений через разнообразные виды деятельности классного коллектива, создает условия для индивидуального самовыражения личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.

Опираясь на рекомендации ученых: Н. Е.Щурковой, Л. И.Маленковой, опыт работы классных руководителей школы, района, я пришел к выводу, что для того чтобы процесс развития творческих способностей учащихся протекал успешно, классному руководителю необходимо:

·  уметь видеть в каждом ученике индивидуальность, уникальность и неповторимость;

·  глубоко изучать личность воспитанника, его положение, статус в воспитательном процессе, иметь целостное и адекватное представление о каждом ученике, его достижениях и проблемах, о сугубо типичных и ярко индивидуальных сторонах его личности;

·  организацию личностно-ориентированной воспитывающей деятельности в классном коллективе строить на основе индивидуальных особенностей учащихся;

·  предоставить школьникам свободу выбора форм и способов проявления своей активности, возможности найти и занять собственную нишу в жизнедеятельности классного коллектива;

·  создать в коллективе класса творческую атмосферу, побуждающую классного руководителя и школьников к коллективному и индивидуальному творчеству, проявлению и развитию своих склонностей и способностей.

Отправной точкой в решении этих задач может являться т.н.  карта интересов (см. Приложение 1) В этой карте отмечается область знаний, особенно интересная ученику, виды деятельности (литературное творчество, искусство, мир природы, спорт, технология, а также предварительный выбор профессии). Данная карта корректируется в течение года, так как у ребят появляются новые интересы, создаются условия для их реализации.

Эта карта помогает сориентировать ребят, иногда с помощью родителей и учителей-предметников, в более правильном выборе кружков, спортивных секций, виде деятельности. В результате этого появляется карта занятости учащихся в кружках и спортивных секциях (см. Приложение 2), которая дает возможность знать не только то, чем интересно заниматься моим детям, но и более эффективно планировать внеклассную и внешкольную работу. Сравнивая эти две карты, можно проследить, насколько полно реализуются интересы детей.

Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, артистические способности, спортивные, литературные, исследовательские и другие, раскрыть которые больше возможности во внеклассной деятельности. Можно выделить 3 основных направления:

1. Создание воспитывающей среды путем развития ученического самоуправления и использования КТД (коллективного творческого дела);

2. Непосредственное воздействие на ученика, т. е. индивидуальная работа с учеником;

3. Взаимодействие с родителями, учителями-предметниками, руководителями дополнительного образования..

Именно самоуправление может способствовать личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности, ведь конечная цель развития самоуправления – формирование творчески активной личности, готовой к адаптации в обществе – социальный заказ общества.

Принципы самоуправления в классе:

- равноправие (все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения); целесообразность (деятельность органов самоуправления направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся); добровольность (каждый может изъявить желание выполнять то или иное поручение, вид работы); гласность (работа органов самоуправления открыта для всех учащихся); ответственность (каждый несет ответственность за порученное или выбранное дело и отчитывается перед членами коллектива на классном собрании); творчество и самостоятельность (каждый ученик может предложить интересное дело, внести предложение об улучшении деятельности самоуправления; все, что дети могут сделать сами, они должны делать самостоятельно).

Самоуправление – это основа сотрудничества учеников и учителей. Классный руководитель является членом этого коллектива. Роль классного руководителя здесь заключается в том, чтобы научить, посоветовать, проконсультировать, принять участие в планировании, реализации деятельности членов самоуправления или всего класса в целом. Ребята, выбрав дело по желанию, в продолжение обучения проходят настоящую школу лидеров, добросовестных, инициативных, творческих. Главную роль в воспитании ответственности за порученное или выбранное дело играет, конечно, классное собрание.

Например, подросткам интересно, что о них думают друзья, как оценивают их человеческие и творческие качества. «Что мне мешает и помогает учиться», «Моё «хочу» и «надо», «Расскажи мне о себе», «Мой класс глазами человека-невидимки»,- вот темы некоторых. Кроме того, отчеты органов самоуправления, анализ дежурства по школе, оценка коллективных дел. В подготовке таких собраний требуется педагогическое умение, ведь каждый ученик должен уйти с собрания не подавленный, а уверенным в том, что скоро он станет лучше. Дружелюбное, а не злобное выявление достоинств и недостатков учеников, отношения к делу, поиски лучших решений в проведении какого-либо мероприятия сплачивает коллектив ребят, приучает говорить правду открыто, без обид.

В развитии творческих способностей школьников большое значение имеет рефлексия и учет творческих достижений учащихся. В течение всего года мной ведется и заполняется

Кроме того, успехи во всех областях отмечаются в личных портфолио учеников. В конце года планируем вместе с родительским комитетом провести презентацию портфолио – настоящий праздник творческих достижений, с поощрением учащихся в различных номинациях.

Конечно, классный руководитель негласно управляет процессом подготовки, ведь кто, как не он, лучше знает интересы ребят. А значит, может посоветовать одному, как лучше взяться за дело, другого просто поддержит в его начинании, третьему порекомендует литературу по теме.

Важным направлением в развитии творческих способностей учащихся, а точнее в реализации этих способностей является индивидуальная деятельность классного руководителя и в ней – личный пример. Стать другом детей трудно. Их доверие нужно заслужить. Классный руководитель должен идти к детям не только с большим научным багажом, но и с огромным, неисчерпаемым запасом активной, деятельной любви, доверия, уважения к ним. Школьники, будь то пятиклассники или выпускники, потянутся к классному руководителю лишь тогда, когда увидят в нем человека интересного, творческого, преданного учительскому делу и, в первую очередь, доброго, чуткого к миру их чувств и мыслей, всерьез заинтересованного их делами, искренне помогающего ученику поверить в себя, в свои возможности, находящего любую возможность ребенку реализовать себя как личности.

Индивидуальная работа классного руководителя и строится на изучении индивидуальных особенностей ученика, ведь еще В. А.Сухомлинский считал, что основой основ воспитания является умение педагога «подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребенок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки».

Таким образом, чем активнее проявляются в воспитательном процессе творческие способности учеников, тем активнее и успешнее будет их жизненная позиция в дальнейшем.



























Приложение 1


Карта интересов учащихся 6 класса МОУ «Дондыкарская СОШ».



Ф.И.О. ученика

Любимый предмет

Литературное творчество

Искусство

Мир природы

Спорт

Технология

1.Баженова Д.

математика


танцы


шахматы


2.Королева Н.

биология

Выразительное чтение

рисование




3.Митюкова А.

ИЗО



Изучать природу

футбол


4.Семакин В.

технология

Писать стихи




Декоративно-прикладное искусство

5.Сошников Д.

физкультура


пение

Ухаживать за животными



6.Ходырева У.

история

Писать стихи





7.Чупина С.

музыка

Выразительное чтение

танцы




8.Щепин Г.

русский язык





Декоративно-прикладное искусство







Приложение 2


Карта занятости учащихся 6 класса в кружках и спортивных секциях в 2015-16 уч. г.


Список учеников

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

1.Баженова Д.


танцы


танцы




2.Королева Н.


литературный кружок


литературный кружок



3.Митюкова А.


литературный кружок


литературный кружок



4.Семакин В.



футбол


футбол



5.Сошников Д.




авто моделирование




6.Ходырева У.


рисование




рисование


7.Чупина С.


музееведение



музееведение



8.Щепин Г.



очумелые ручки



очумелые ручки




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Роль классного руководителя в развитии творческих способностей школьников.

Автор: Булдаков Роман Алексеевич

Дата: 12.02.2017

Номер свидетельства: 391084

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Многомерная компетентность классного руководителя в малокомплектной сельской школе. "
    ["seo_title"] => string(93) "mnoghomiernaia-kompietientnost-klassnogho-rukovoditielia-v-malokompliektnoi-siel-skoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "121190"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413903271"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Развитие творческого потенциала обучающихся в воспитательном процессе "
    ["seo_title"] => string(86) "razvitiie-tvorchieskogho-potientsiala-obuchaiushchikhsia-v-vospitatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "201286"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429021189"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "сценарий педсовета "Панорама деятельности классного руководителя" "
    ["seo_title"] => string(73) "stsienarii-piedsovieta-panorama-dieiatiel-nosti-klassnogho-rukovoditielia"
    ["file_id"] => string(6) "109875"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405173439"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Выступление на тему:  «Роль классного руководителя в организации  гражданско-патриотического воспитания учащихся» "
    ["seo_title"] => string(127) "vystuplieniie-na-tiemu-rol-klassnogho-rukovoditielia-v-orghanizatsii-ghrazhdansko-patriotichieskogho-vospitaniia-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "189380"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426874686"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Эссе «Каким должен быть современный классный руководитель?»"
    ["seo_title"] => string(54) "essiekakimdolzhienbytsovriemiennyiklassnyirukovoditiel"
    ["file_id"] => string(6) "300794"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456803152"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства