Рабочие программы по обществознанию для 10-11 классов
Рабочие программы по обществознанию для 10-11 классов
Рабочие программы по обществознанию для 10-11 классов средней общеобразовательной школы. Базовый уровень. Автор Учебников Кравченко А.И, Певцова Е.А,. Обществознание. М.: ООО "Русское слово", 2013 г. Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предмету "Обществознание"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы по обществознанию для 10-11 классов »
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. В основу планирования положена рабочая программа «Обществознание: программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ А.И. Кравченко. – 9 изд. - М.: «Русское слово-учебник», 2013 г.
Программа скорректирована с учетом особенностей учебного плана школы. В рабочей программе предусмотрено уплотнение содержания учебного материала, в соответствии с базисным учебным планом.
Рабочая программа составлена для учащихся 10 класса МБОУ «Нарышкинская СОШ» рассчитана на 34 часа в год, при изучении 1 час в неделю. Второй час отдан на факультативное занятие – 34 часа в год для наиболее эффективной подготовки к государственной итоговой аатетации.
На основе данной программы созданы учебники Кравченко А.И. «Обществознание» для 10 и 11 классов издательства «Русское слово», 2013г., входящие в Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях Российской Федерации
Актуальность программы: курс обществознания в 10 классе представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, духовно-нравственная сфера. Данный курс предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей при обучении десятиклассников:
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений.
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере.
Задачи:
содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Возрастные и психологические особенности детей
Материал курса учитывает возрастные особенности школьников в период ранней юности. Последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
Виды и формы контроля
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, обобщающие уроки. В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 8 тем. Предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся
Требования к уровню подготовки учеников
В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Критерии оценивания:
«Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;
«Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;
«Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;
«Два» - главное содержание не раскрыто.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение программы
№ п/п
Наименование
Количество
1
ПК
1
2
Принтер
1
3
Аудиоколонки
2
Основное содержание тем учебного курса Обществознание 10 класс (34 часа)
Раздел 1. Эволюционный базис человечества (5 часов)
Тема 1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. (2 часа)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Основные понятия: инстинкт, культура, свобода, ответственность
Материал учебника: § 1Эволюционная цепочка человека, § 2 Культурные составляющие эволюции
Тема 2. Мышление и деятельность. (3 часа)
Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Общественное и индивидуальное сознание. Формирование образа «Я». Самосознание индивида и социальное поведение. Самооценка личности. Философия Виды человеческих знаний. Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Научное познание, методы научных исследований Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.
Основные понятия: идентификация, самосознание, общественное сознание, философия, познание, сознание, знание, истина, наука, научное знание, общественные науки, обществознание
Материал учебника: § 3. (Сознание и деятельность, § 4 Самосознание, § 5 Общественное сознание и философия, § 6. Знания и познание, § 7. Система социально-гуманитарного знания
Раздел 2. Цивилизация и культура (7часов)
Тема 4. Цивилизация (3 часа)
Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество. Многовариантность общественного развития. Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Феномен «второй природы». Искусство.
Основные понятия: цивилизация, культура, культурное многообразие, культурный плюрализм, искусство, изобразительное искусство, художественная культура
Материал учебника: § 8. Цивилизация, § 9. Сущность культуры, § 10. Искусство
Тема 5. Образование (2 часа)
Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Основные понятия: образование, обучение, школьное (общее) образование, высшее образование, дистанционное обучение, тьютор
Материал учебника: § 11. Общественная значимость образования, § 12. Образование в Российской Федерации, § 13. Знания и умения в информационную эпоху
Тема 6. Религия (2 часа)
Религия. Свобода совести. Веротерпимость. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства.
Основные понятия: религия, конфессия, тотемизм, фетишизм, анимизм, мировые религии, религиозное объединение, традиционные верования, новые религии
Материал учебника: § 14 Религии и конфессии, § 15. Конфессии в России .
Раздел 3. Системное строение общества. Социальный прогресс (5часов)
Тема 7. Системное строение общества (2 часа)
Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества. Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль.
Основные понятия: система, общество, общность, иерархия, социальный институт, социальная политика, социальная защита, социальное страхование, социальная помощь, социальный контроль, нормы социального контроля, санкции социального контроля, самоконтроль
Материал учебника: § 16. Взгляд на общество в истории, § 17. Общество и его основные сферы, § 18. Общественные (социальные) институты и социальная защита. § 19. Социальный контроль
Тема 9. Социальный прогресс (1 час)
Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость.
Основные понятия: прогресс, регресс, реформа, эволюция, революция
Материал учебника: § 20 Социальный прогресс
Тема 10.Современный мир (1 час)
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную сред. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
Основные понятия: глобализация, глобальное общество, терроризм
Материал учебника: § 21-22. Глобализация
Обобщающий контроль (1 час)
Раздел 4.Социальные группы в прошлом и сегодня (4 часа)
Тема 11. Социальные группы (1 час)
Социальные группы, их типы.
Основные понятия: социальная группа, групповые нормы
Материал учебника: § 23. Социальные группы
Тема 12. Этносы (1 час)
Этнические общности. Национальное самосознание. Нации. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Материал учебника: § 24-25. Этнос и этнические отношения
Тема 13. Семья и брак (1 час)
Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей.
Основные понятия: семья, брак, нуклеарная семья, многопоколенная семья, неполная семья
Материал учебника: § 26. Семья и брак
Тема 14. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации (1 час)
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Основные понятия: демография, популяция, депопуляция
Материал учебника: § 27Современная демографическая ситуация в России
Раздел 5 Социализация (4 часа)
Тема 15.Социализация (4 часа)
Социализация индивида. Социализация индивида. Социальные роли в юношеском возрасте. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.
Материал учебника: § 28. Социальный статус и социальная роль, § 29. Сущность социализации, § 30-31. Юность как этап социализации, § 32-33. Молодёжь и молодёжная субкультура
Раздел 6. Социальная стратификация и мобильность (2 часа)
Тема 16. Социальная структура и социальные отношения (2 часа)
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности.
Материал учебника: § 34. Социальная стратификация, § 35. Стратификация и мобильность
Раздел 7.Общественные отношения и социальное поведение (3 часа)
Тема 17. Социальные взаимодействия (3 часа)
Социальные взаимодействия и общественные отношения. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения. Человек в системе экономических отношений. Свобода экономической деятельности. Предпринимательство. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение, его типы. Наркомания, преступность, их социальная опасность.
Материал учебника: § 36. Общественные отношения и социальные взаимодействия, § 37. Конфликт и протестное движение, § 38Социальное поведение § 39. Девиантное поведение
Раздел 8. Личность и её духовная сфера (4 часа)
Тема 18.Личность и её духовная сфера (4 часа)
Формирование характера. Потребности, способности и интересы. Мораль. Духовная жизнь человека. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Самооценка личности. Гражданские качества личности.
Материал учебника: § 40-41. Личность, § 42. Духовная жизнь человека , § 43-44. Ценности и идеалы личности
Обобщающий контроль (1 час)
Тематическое планирование
№
Содержание курса
Кол-во часов
Часть 1. Эволюционный базис человека
5
1
Эволюционная цепочка человечества
1
2
Культурные составляющие эволюции
1
3
Сознание и деятельность
1
4
Самосознание. Общественное сознание и философия
1
5
Знание и познание. Система социально-гуманитарного знания
1
Глава 2. Цивилизация и культура
7
6
Цивилизация
1
7
Сущность культуры
1
8
Искусство
1
9
Общественная значимость образования. Образование в Российской Федерации.
1
10
Знания и умения в информационную эпоху.
1
11
Религии и конфессии.
1
12
Конфессии в России.
1
Глава 3. Системное строение общества. Социальный прогресс.
5
13
Взгляд на общество в истории. Общество и его основные сферы
1
14
Общественные (социальные) институты и социальная защита. Социальный контроль.
1
15
Социальный прогресс
1
16
Глобализация
1
17
Контрольно-обобщающий урок.
1
Глава 4. Социальные группы в прошлом и сегодня.
4
18
Социальные группы
1
19
Этнос и этнические отношения.
1
20
Семья и брак.
1
21
Современная демографическая ситуация в России.
1
Глава 5. Социализация.
4
22
Социальный статус и социальная роль
1
23
Сущность социализации
1
24
Юность как этап социализации
1
25
Молодёжь и молодёжная субкультура.
1
Глава 6. Социальная стратификация и мобильность.
2
26
Социальная стратификация
1
27
Стратификация и мобильность.
1
Глава 7. Общественные отношения и социальное поведение.
3
28
Общественные отношения и социальное взаимодействие
1
29
Конфликт и протестное движение
1
30
Социальное и девиантное поведение.
1
Глава 8. Личность и её духовная сфера.
4
31
Личность.
1
32
Духовная жизнь человека.
1
33
Ценность и идеалы личности
1
34
Контрольно-обобщающий урок.
1
Итого:
34
Пояснительная записка
Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования. Программа скорректирована с учетом особенностей учебного плана школы: из программы 10-11классов исключены тема «Экономика», «Право» так как преподается как отдельный предмет. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Данная рабочая программа 11 класса рассчитана на 33 учебных часа, по 1 часу в неделю. Второй час отдан на факультативное занятие для наиболее эффективной подготовки к итоговой аттестации.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной.
критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели.
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
В старшей школе происходит возврат к ряду вопросов, которые изучаются на более высоком научно-теоретическом уровне, в новых взаимосвязях и взаимозависимостях. В старшей школе преобладает рациональное начало, которое уделяет углубленное внимание теоретическим вопросам.
Это позволяет обеспечить новый уровень обсуждения со старшеклассниками современных тенденций общественного развития, их более глубокий анализ. Сложные понятия раскрываются через совокупность определений, каждое из которых характеризует лишь одну сторону рассматриваемого явления. Во многих случаях отсутствуют однозначные определения понятий и предлагается несколько определений какого-либо из них.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде,
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного
выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
Критерии оценивания:
«Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;
«Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;
«Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;
«Два» - главное содержание не раскрыто.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение программы
№ п/п
Наименование
Количество
1
ПК
1
2
Принтер
1
3
Аудиоколонки
2
Содержание учебного материала в 11 классе
Тема 1. Политика
Политическая жизнь современного общества (24 ч)
Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия. Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства. Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии.
Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии. Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.
Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества.
Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.
Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление
многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.
Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование).
Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.
Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его
особенности в современных условиях.
Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.
Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности
политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.
Знать/понимать:
Понятия: политическая система, политический процесс, власть, гражданское общество, государство, политические партии и движения, выборы, избирательная система.
Уметь:
Осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах.
Оценивать действия субъектов политической жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения политических норм.
Анализировать актуальную информацию о политическом процессе; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных политических явлений и обществоведческими терминами и понятиями.
Раскрывать на примерах изученные теоретические положения.
Календарно-тематическое планирование 11 класс.
№
Разделы, темы уроков
Количество
часов
Дата проведения
1
Введение.
1
Политика
23
2-3
Политическая власть
2
4-5
Государство
2
6-7
Политические режимы.
2
8-9
Демократия
2
10-11
Гражданское общество и правовое государство.
2
12-13
Политическая элита
2
14-15
Политические партии и движения.
2
16-17
«Четвертая власть»
2
18-19
Политический процесс. Особенности политического процесса в России.