Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Выбор профессии".»
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Выбор профессии» для 9 класса соответствует
Федеральному образовательному стандарту основного общего образования
(приказ Минобрнауки России №1897 от 17.12.2010)
с изменениями и дополнениями;
примерной программе по предмету;
авторской программе по предмету; информационному письму МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
приказу МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»;
приказу МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»;
Письму МОиН РФ от 14 декабря 2015 года №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ».
• образовательной программе основного общего образования
МОБУ СОШ с. Тюрюшля (приказ директора № 79 от 28.08.2013 г.);
положению о рабочей программе (приказ директора №96 от 25.08.2016).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Курс внеурочной деятельности «Выбор профессии» ориентирован на формирование личностных и метапредметных результатов учащихся.
Личностные результаты:
- потребность повышать свой культурный уровень, само реализовываться в разных видах деятельности;
- в качестве личностных результатов освоения обучающимися этой части программы выступают готовность и способность к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- принятие моральных норм и правил нравственного поведения с представителями разных поколений (ветераны, инвалиды, дети младшего возраста), носителей разных убеждений и представителей различных социальных групп нашего города;
- способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков своих сверстников;
- умение взаимодействовать со сверстниками в коллективе клуба и в школе, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- формирование бережного отношения к традициям своей семьи, школы
- непрерывное духовно-нравственное развитие, реализация творческого потенциала в социально ориентированной, общественно-полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания;
- воспитание уважительного отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
- формирование поведенческих навыков трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД
- высказывать своё предположение (версию), работать по плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных
-умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;
- умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата (участие в конкурсах);
- формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач;
- демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.
Познавательные УУД
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности;
- критическое оценивание содержания и форм современных текстов;
- овладение культурой активного использования словарей и других поисковых систем
Коммуникативные УУД
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
- умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в клубе;
- приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи;
- умение находить общее решение и разрешать конфликты;
- соблюдение норм публичной речи в процессе выступления.
Предметные (на конец освоения курса):
Обучающиеся научатся:
владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;
использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых мероприятий.
Обучающиеся получат возможность научиться:
готовить исследовательские работы
Воспитательные результаты:
Результаты (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека в обществе; о принятых в обществе нормах поведения и общения; развитие ценностного отношения подростков к труду об основах здорового образа жизни; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования; получение первоначального опыта самореализации; приобретение опыта исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности.
С целью осуществления более эффективного управления профессиональным развитием учащихся профориентационные задачи ставятся с учетом их условного деления на три уровня:
когнитивный (информирование о мире профессий, состоянии рынка труда, содержании той или иной трудовой деятельности, о профессиональных образовательных программах и учреждениях);
мотивационно-ценностный (формирование у школьников всей гаммы смыслообразующих и профессиональных ценностей);
деятельностно-практический (составление, уточнение, коррекция и реализация профессиональных планов).
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися знаний о труде и профессиях (знание и уважение трудовых традиций своей семьи, знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека и т.п.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями (в урочной, внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями профессионального знания и положительного повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к труду, как базовой ценности общества, ценностного отношения к профессиональной и социально значимой деятельности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной социальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественно полезного действия, формирование у подростка социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественно полезном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных профессиональных и социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают эффекты профориентации:
• на первом уровне профориентация приближена к обучению, при этом предметом профориентирования как учения являются не столько теоретические знания, сколько знания о ценностях;
• на втором уровне профориентация осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных профессионально ориентированных поступков;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в профессионально ориентированной, социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта трудового творческого сотрудничества и общественно полезного труда.
Таким образом, знания о труде как о ценности переводятся в реально действующие, осознанные мотивы трудового поведения, его значение присваивается обучающимися и становится их личностным смыслом.
Формы достижения результатов: познавательные беседы, инструктажи, социальные пробы, поездки, экскурсии. трудовые десанты, социально-значимые акции в классе, школе. исследовательские работы, социально-значимые акции в социуме (вне ОУ)
Формы контроля:
1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
2. По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу – творческое эссе по теме: «Кем и каким я хочу стать»
3. В рамках курса предполагается организовать проектную деятельность учащихся
Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных
действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы,
ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
Содержание программы курса внеурочной деятельности «Выбор профессии, 9 класс».
Раздел 1. Психологические особенности личности. (11часов)
Внутренний мир человека и система представлений о себе. (1 час)
Самосознание человека и самооценка. Система представлений человека о самом себе.
2.
Самооценка и уровень притязаний. (1 час).
Ознакомление с важнейшими понятиями психологии - «образ Я», «самовосприятие», «самопрезентация», «самооценка», «уровень притязаний». Какая самооценка лучше высокая или низкая. Тестирование, игра.
3.
Значение темперамента и характера в профессиональном самоопределении. (1 час).
Определение темперамента. Определение четырех типов темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик. Что определяет темперамент и на что он влияет. Тестирование
4.
Чувства и эмоции. (1 час).
Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Раскрытие понятий чувства и эмоции. Изучение
трех основных типов агрессивного поведения. Тестирование
5.
Что такое стресс. (1 час).
Ознакомление с двумя видами стресса – эустресс –конструктивный, мобилизующий стресс, и дистресс – деструктивный, хронический стресс, приводящий к заболеваниям. Определение уровня тревожности.
6.
Тип мышления. (1 час).
Знакомство с основными чертами мышления талантливых людей - продуктивность, оригинальность, любознательность, мужество. Определение типа мышления учащихся (тестирование)
7.
Внимание и память. (1 час).
Раскрытие понятия внимание. Что такое память.
Знакомство с рядом свойств внимания: устойчивостью, объемом, переключаемостью, распределением, концентрацией. Эксперимент -определение устойчивости памяти и внимания учащихся
8.
Уровень внутренней свободы. (1 час).
Определение уровня внутренней свободы, на что оно влияет. Тестирование
9.
Профессиональные интересы, склонности и способности. (1 час).
Определение что такое интерес, склонности, предпочтение/Изучение факторов, которые связаны с интересом к профессии. Тестирование «Карта интересов»
10
Мотивы и ценностные ориентации. (1 час).
Изучение основных человеческих потребностей, на которых базируются мотивы:
физиологические потребности, потребности в стабильности, безопасности, потребность в принадлежности к обществу, в определенном статусе и в общественном уважении, потребность в любви, признании., информационные потребности, потребность в самореализации — развитии, максимально полном воплощении в жизнь своих способностей. Построение пирамиды Маслоу.
Формула профессии. (1 час). Составление формулы профессий в соответствии с классификацией Е.А. Климова.
Профессиограмма и психограмма профессии. (1 час). Составление профессиограммы и психограммы профессии.
6.
Определение типа будущей профессии. (1 час). С помощью теста ДДО определение типа будущей профессии. Игра «Аукцион».
7.
Краткая характеристика профессий и требований к ним. Тип «Человек-Человек». (1 час). Содержание труда, должностные обязанности, профессионально- важные качества, квалификационные требования, присущие профессиям типа «Человек- Человек».
8.
Краткая характеристика профессий и требований к ним. Тип «Человек-Техника». (1 час). Содержание труда, должностные обязанности, профессионально- важные качества, квалификационные требования, присущие профессиям типа «Человек- Течника».
9.
Краткая характеристика профессий и требований к ним. Тип «Человек-Знаковая система». (1 час). Содержание труда, должностные обязанности, профессионально- важные качества, квалификационные требования, присущие профессиям типа «Человек- Знаковая система».
10
Краткая характеристика профессий и требований к ним. Тип «Человек-Художественный образ». (1 час). Содержание труда, должностные обязанности, профессионально- важные качества, квалификационные требования, присущие профессиям типа «Человек- Художественный образ».
11
Краткая характеристика профессий и требований к ним. Тип «Человек-Природа ». (1 час). Содержание труда, должностные обязанности, профессионально- важные качества, квалификационные требования, присущие профессиям типа «Человек- Природа».
Раздел 3. Планирование профессиональной карьеры. (12 часов).
1.
Определение профессионального типа личности. (1 час). Определение шести групп профессий и соответствующих им типов профессиональной направленности личности.
2.
Профессиональная карьера и здоровье. (1 час). Профпригодность и влияние здоровья на построение карьеры.
3.
Жизненные планы, деятельность, карьера. (1 час). Построение плана карьерного роста. Виды деятельности.
4.
Творческий потенциал личности и карьера. (1 час). Личностный тест Зиверта. Творческий потенциал личности.
5.
Ошибки в выборе профессии. (1 час). Основные ошибки в выборе профессии, как их избежать.
6
Самые востребованные профессии на рынке труда. (1 час). Рейтинг профессий. Рынок труда России.
7
Профессиональная пригодность. (1 час). Критерии оценки профессиональной пригодности.
8
Пути получения профессии. (1 час). Изучение «образовательной траектории»
9
Готовимся к экзаменам. (1 час). Тренинг. Рекомендации по подготовке к экзаменам.
10
Профессиональная карьера. (1 час).
11.Обобщение полученных знаний. Профориентационная игра «Кем быть». (1 час).
12. Защита проектов «Моя будущая профессия». (1 час).