kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к ОГЭ по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал из опыта работы по подготовке выпускников 9 класса к ОГЭ по обществознанию

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ по обществознанию»

ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ


Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 59 «Итоговая аттестация» сказано:

п.1. Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.

п.2. Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.

Итоговая аттестация – первая серьёзная проверка освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Основной государственный экзамен (ОГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы.
Основанием получения аттестата станет успешное сдача ГИА-9 по 4 учебным предметам – обязательным и по выбору.

Практика показывает, что экзамен по обществознанию, как правило, выбирают большинство выпускников. Массовая популярность обществознания объясняется тем, что дети сдают предмет «Потому что что-то надо сдавать» или «он самый легкий» или рассчитывают на удачу «в прошлом году все сдали и я сдам». Но мы с вами знаем, что обществознание - один из сложнейших школьных предметов, требующий от учащихся запоминания большого объема материала, умения логически мыслить, анализировать информацию из различных источников.

На протяжении последних лет выпускники 9 класса сдают ОГЭ по обществознанию. Проанализировав работу по подготовке к ОГЭ, могу сказать, что без правильно и чётко выстроенной системы подготовки к экзамену в нынешних условиях не обойтись. Работу нужно начинать не в 9 классе, когда дети перегружены уроками дополнительными занятиями при подготовке к сдаче государственной итоговой аттестации. А система должна сложиться буквально с начального курса преподавания обществознания. Дети должны быть приучены работать на уроках, а главное уметь работать самостоятельно, добывать новую информацию.

Несомненно, подготовка к итоговой аттестации учащихся – важная, планомерная и согласованная деятельность всех участников образовательного процесса. Перед учителем истории и обществознания стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории и обществознанию и подготовить выпускников к ОГЭ? Главным условием для успешной сдачи является интерес ученика.  Человек достигнет результата, только делая что-то сам... (Александр Пятигорский, русский философ). Эти слова можно отнести как к деятельности ученика, так и к деятельности учителя.  

При подготовке к ОГЭ обществознанию, считаю необходимым, прежде всего, использовать системно - деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к основному государственному экзамену.

1 этап – работа с понятиями на уроках;

2 этап – работа с текстами: развитие навыков внимательного прочтения текста; составление плана простого и сложного;

3 этап – работа с рабочими тетрадями, закрепление и самопроверка своих знаний.

4 этап – работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ОГЭ.

5 этап – внеклассная работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний (работа с интерактивными презентациями, проектная деятельность, применение игровых и развивающих критическое мышление технологий

1 этап – работа с понятиями на уроках

Обществоведческие дисциплины наполнены сложной терминологией, без знания которой, невозможно сдать ОГЭ с высокими показателями. Значит, нужно так организовать работу, чтобы дети постоянно тренировали свою память и учились грамотно пользоваться терминологией. Для этого существует масса приёмов и методов: начиная от ведения терминологической работы, до поурочной работы с карточками, заданиями на сопоставление понятий и определений, словарными диктантами, работой у доски на знание понятий, заканчивая терминологическим лото, играми и пр. Важно отметить, что практически 90% успеха сдачи ОГЭ заложены в знании и правильном применении понятийного аппарата. Здесь же дети должны учиться пользоваться терминами, составлять предложения с ними и приводить примеры (термин «социальная мобильность» - «Существует вертикальная и горизонтальная социальная мобильность»)

Работа с понятиями и терминами является важной составляющей на каждом уроке обществознания, поэтому необходимо осуществлять проверку не знания учениками терминов, а умения их применять. Необходимо помнить, что, работа над формированием терминологического аппарата учащихся должна вестись постоянно и в системе, начиная с 6 класса, с момента знакомства с курсом обществознания.

Чтобы тот понятийный аппарат, который усваивается детьми, оставался в их памяти, нужно постоянно к нему возвращаться. Например, я на уроках обществознания использую так называемый приём «полётного повторения», когда в качестве разминки к уроку повторяются термины, знание, которых необходимо для изучения следующей темы. 

В некоторых ситуациях при изучении терминов можно использовать даже литературные приемы. Например, «монархия – республика» - это антонимы, а «самодержавная – абсолютная» - синонимы. 

Хороший результат дает и такая ситуация, когда понятие можно сравнивать, т.е. находить общее и различное: «монархия» и «республика», «ислам» и «христианство».

Не следует забывать и такой обычный метод работы как индивидуальные карточки. Они могут быть составлены в нескольких вариантах:

1. Простое перечисление терминов, значение которых следует раскрыть.

2. По определениям необходимо вписать термин.

3. Распределение терминов по темам (в виде таблицы)

4.Формулировка определения термина самим учеником, опираясь на предложенные определения, взятые из различных источников.

С 6 класса мы с ребятами ведём обществоведческий словарь (справочный отдел в конце тетради). Туда вписываются термины по моей рекомендации или по инициативе ребёнка.

Ещё одним методом работы над понятиями является синквейн, что в переводе с французского означает «стихотворение, состоящее из пяти строк» или пятистрочие. Синквейн эффективный прием развития критического мышления ребенка.

Существует два вида синквейнов – традиционный и дидактический. 
Дидактический синквейн составляется главным образом по смыслу. 
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл - афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом), выражает личное отношение автора синквейна к теме. 

При формировании понятийного аппарата большую роль играет интеграция учителей. Например, на уроке русского языка можно провести понятийный диктант, а уроки технологии помогут усвоению вопросов экономики из курса обществознания.

Еще некоторые приемы, которые можно использовать на уроках обществознания и при подготовке к ОГЭ представлены на слайде

Приемы работы с понятиями и терминами на уроках истории и обществознания

С этой целью можно использовать разнообразные приемы работы с понятиями и терминами, например1:

1."Четвертый лишний" (исключить одно слово из четырех, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три).

2. "Продолжи ряд" (написаны два-три слова, ученик угадывает принцип (основание), по которому они подобраны, и демонстрирует свое понимание подбором подходящего слова).

3. С проверяемым термином надо составить предложение (или – с определенным количеством терминов составить рассказ). Проверяется уместность употребления слова, понимание контекста.

4. Среди предложенных фраз с проверяемыми терминами ученик должен найти неверные, зачеркнуть их, либо маркировать разными цветами.

5. Самостоятельное составление кроссворда. Самый простой вид кроссворда: одно слово по вертикали, остальные – по горизонтали отходят от него параллельно друг другу. Тот же прием – составление чайнворда (последняя буква первого слова есть первая буква второго); ученики могут соревноваться, у кого получится длиннее цепочка или занятнее фигура, которую сделали из этой цепочки.

6. Дается текст с пропусками терминов, под ним - список понятий, их надо вставить в нужное место текста (варианты: список избыточный, надо отобрать подходящие слова, или слова даются в именительном падеже, и их при необходимости надо склонять, менять окончание, пр.)

7. Установление иерархии: среди предложенных слов ученик должен отобрать указанное учителем число наиболее важных в данной теме, и объяснить свой выбор.

8. Распределение: дается список понятий, имен, названий, надо распределить их по группам однородных слов.

Варианты:

а) не называть группы, а показать образец выполнения задания - написать по одному слову в каждой колонке, чтобы они еще угадали принцип распределения;

б) предложить самим ученикам распределить слова по самостоятельно названным колонкам, и не определять количество колонок, а только ограничить разумно (например, не меньше 2 и не более 4 (5).

9. Дается текст (по возможности сюжетный, образный), где изучаемые термины (а иногда и какие-то самые простые, известные слова) написаны не сами по себе, а через свои определения. Ученики должны заменить их терминами, восстановив первоначальный вид текста.
Таким образом, приведенные приёмы работы по развитию терминологической грамотности позволяют учащимся не пассивно воспринимать готовый материал, а самим участвовать в работе над понятиями, что ведёт к их продуктивному усвоению. Если учащиеся будут знать понятия, они будут понимать текстовую информацию, представленную в различных заданиях ОГЭ.



2 этап – работа с текстами: развитие навыков внимательного прочтения текста; составление плана


Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь эти навыки, пожалуй, являются первостепенными в учебе и жизни. Достаточно рассмотреть материалы ОГЭ и ЕГЭ, чтобы стало ясно: без навыка работы с текстом школьник не сможет справиться с ними. Но и в обычной жизни умение работать с текстом играет важную роль. Это и оформление различных документов, и умение вести беседу, спор, дискуссию, и приобретать навык понимать прочитанное.

На уроке при работе с текстом, с документом столкнулась с рядом проблем:

  1. Учащиеся не могут найти необходимую информацию, проанализировать и обобщить неупорядоченные сведения.

  2. Не умеют использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

  3. Не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма).

  4. Не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам. А все это нам необходимо при выполнении второй части экзаменационной работы при работе с текстом.

Для решения этих проблем поставила перед собой цель формирование у учащихся умения работы с текстом.

Для реализации этой цели необходимо научить школьников:

  • Выделять в тексте главные положения и мысли.

  • Составлять различные виды планов.

  • Развертывать текст, строя по плану собственное высказывание.

  • Конспектировать текст.

  • На основе сопоставления нескольких источников восстанавливать поврежденный текст.

  • Составлять устное или письменное высказывание на основе представленной цифровой информации.

Основные формы и методы работы с текстом, позволяющие решить эти задачи:

1. Составление вопросов к тексту и ответы на них.

2. Комментированное чтение текста.

3. Аналитическое чтение текста.

4. Деление текста на смысловые части.

5. Составление тезисного плана.

6. Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц.

7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.

8. Восстановление деформированного текста на основе полученных знаний.

9. Составление логической схемы.

10. Преобразование цифровой информации (графика, статистической таблицы, диаграммы) в собственный текст.

Применение данных видов работы с текстом разнообразно. Например, на этапе изучения нового материала чаще всего используются следующие виды работ: комментирование чтение и аналитическое чтение, составление плана, логической схемы, графика.

Этап осмысления материала включает в себя составление различного вида таблиц, подбор примеров к тексту, составление вопросов.

На стадии закрепления ребятам предлагается составить собственный текст на основе схемы, таблицы или графика, подобрать примеры к тексту, написать реферат.

Этап контроля и коррекции знаний подразумевает составление сравнительных таблиц, логических цепочек, восстановление деформированного текста (вставка пропущенных слов, исправление ошибок), составление собственного высказывания (пересказ, работа по опорным словам).

Использование различных форм работы с текстом помогает развить в обучающихся навыки аналитического мышления, умение работать с книгой и с документом, развивает устную и письменную речь, а также способствует подготовке к ОГЭ.

В своей работе с текстом, документом использую различные памятки они представлены на слайде.

Памятки

Как составлять простой план

1. Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал).

2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.

4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

5. Запишите план.

Как составлять сложный план

1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.

2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавьте (подпункты плана).

4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Как анализировать текст

1. Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст.

2. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки содержатся в тексте.

3. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом определите, с какой содержательной линией связан данный текст («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право»).

4. Дайте ответ на вопрос: «О чем данный текст?» — и определите его основную идею.

5. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.

6. Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задания полностью. Отвечайте точно на поставленный вопрос.

7. Обратите внимание, на что именно предлагается опереться при выполнении задания (это часто оговаривается в условии): текст, личный опыт, материал, изученный в курсе.

8. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.

9. Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.




3 этап – работа с рабочими тетрадями, закрепление и самопроверка своих знаний.


Рабочие тетради из комплекта УМК в преподавании курса обществознания использую на протяжении многих лет. Их использование помогает при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации. В тетрадях на печатной основе представлен понятийный аппарат, различные виды заданий даются авторами именно в фор­мате ОГЭ, что способствует подготовке учащихся к экзамену. Благодаря этому, учащиеся обучаются техно­логии работы с тестами, проблемными и творческими заданиями, работе с понятиями.

 В рабочих тетрадях задания с каждым годом обучения усложняются. В рабочих тетрадях для 7-9 класса (авторы О.А.Котова, Т.Е.Лискова) содержатся тексты, познавательные задачи, высказывания известных людей, вводится много заданий для самоконтроля, много схем, диаграмм, таблиц. Включены задания на анализ текста, диаграммы; задания на определение понятий и терминов, предполагающих работу со словарём, текстом учебника. Высказывания известных людей, содержащиеся в рабочих тетрадях, нацелены на подготовку учащихся к написанию эссе, способствуют формированию умений аргументировать своё суждение. Все виды заданий позволяют обучать учеников умениям преобразовывать информацию из текста в другие графические формы – таблицы, схемы, графики, диаграммы. Использование комплекта рабочих тетрадей, обеспечивает последовательность и преемственность в заданиях, предложенных учащимся для выполнения на уроке и дома.



4 этап – работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий,

Для успешного выполнения заданий ОГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся решат заданий прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.

Готовлю своих выпускников по разным текстовым заданиям. Но конечно, больше использую материалы авторов составителей КИМОВ Котовой и Лисковой Использую материалы сети Интернет. Сайты РЕШУ ОГЭ, Открытый банк заданий ОГЭ, презентации по разным темам.

 Важнейшим моментом подготовки к ОГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос.  Большое внимание уделяю разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого анализирую все работы написанные учащимися и выделяю наиболее трудные задания. Разбираем их на уроке вместе с учениками, находим аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатываем их решение.

Очень важно, чтобы наши ученики усвоили одну простую истину: подготовка к ОГЭ – это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (т. е. на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и всё внимание уделено только подготовке). Но, для успешной подготовки к ОГЭ учащиеся должны очень хорошо понять, всю сложность и важность подготовки экзамену по обществознанию.

5 этап – внеклассная работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний (работа с интерактивными презентациями, проектная деятельность, применение игровых и развивающих критическое мышление технологий

Современный выпускник основной школы должен иметь возможность использовать приобретённые знания, умения и навыки в практической и повседневной деятельности. Поэтому одним из основных направлений своей работы считаю формирование интереса к  предмету через использование активных методов обучения при планировании уроков и подготовке к ОГЭ по обществознанию. Главное отличие данных методов обучения состоит в том, что ученики должны быть активны.  В 5-7 классах наиболее эффективны командные развивающие игры, несущие в себе соревновательный элемент, а в 8-9 классах – деловые игры и семинары.

Игра, дискуссия или другое активное занятие предполагает со стороны учеников поиск решения проблемы, сравнение различных точек зрения. Таким образом, организованная деятельность учащихся не просто позволит запомнить учебный материал, но и оценивать собственные достижения.

Главные аспекты при подготовке к ОГЭ по обществознанию

  1. Максимально использовать урок при подготовке к ОГЭ.

  2. Уделять большое внимание самостоятельной работе учащихся с учебником

  3. У каждого сдающего экзамен ребенка должен быть кодификатор, где он будет отмечать темы, которые он выучил и какие ему необходимо еще познать.

  4. Учащиеся должны иметь дидактические материалы для систематизации учебной информации и эффективного усвоения объектов проверки ОГЭ по предмету (тестов, планов, таблиц и др.).

  5. Систематически работать с текстами, содержащими научную информацию, постоянно обращаться к материалам СМИ, их анализу.

  6. Обучать учащихся правилам оформления выполненного задания, технологиям выбора верного ответа.

  7. Использовать алгоритмы, памятки, клише для выполнения тех или иных типов заданий.

  8. Проводить обязательно текущий поурочный и итоговый контроль по отдельным компонентам содержания кодификатора.

  9. Коллективный разбор сложных тестовых заданий, организация анализа ошибок.

  10. В тестах для учащихся использовать материалы тех авторов, которые участвуют в составлении КИМов .


Таким образом, при подготовке к ОГЭ по обществознанию, считаю необходимым прежде всего использовать системно-деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к ОГЭ. Такая работа позволит учителю организовать учебный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнерском взаимодействии с учителем.


из опыта работы Золотовой Марины Леонидовны, учителя истории и обществознания
МКОУ ОШ м. Опытное Поле


7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Подготовка к ОГЭ по обществознанию

Автор: Золотова Марина Леонидовна

Дата: 19.11.2018

Номер свидетельства: 486552

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Тест по банку заданий ФИПИ к ОГЭ обществознание раздел "Право""
    ["seo_title"] => string(63) "test_po_banku_zadanii_fipi_k_oge_obshchestvoznanie_razdel_pravo"
    ["file_id"] => string(6) "520510"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1569166024"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Тест по банку заданий ФИПИ к ОГЭ обществознание раздел "Сфера духовной культуры""
    ["seo_title"] => string(80) "test_po_banku_zadanii_fipi_k_oge_obshchestvoznanie_razdel_sfera_dukhovnoi_kultur"
    ["file_id"] => string(6) "520512"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1569166211"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Ответы на задания ФИПИ к ОГЭ обществознание (раздел "Экономика")"
    ["seo_title"] => string(64) "otvety_na_zadaniia_fipi_k_oge_obshchestvoznanie_razdel_ekonomika"
    ["file_id"] => string(6) "542445"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1583949537"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Ответы на задания ФИПИ к ОГЭ обществознание (раздел "Человек и общество")"
    ["seo_title"] => string(77) "otvety_na_zadaniia_fipi_k_oge_obshchestvoznanie_razdel_chelovek_i_obshchestvo"
    ["file_id"] => string(6) "542446"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1583949678"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Ответы на задания ФИПИ к ОГЭ обществознание (раздел "Сфера политики и социального управления")"
    ["seo_title"] => string(80) "otvety_na_zadaniia_fipi_k_oge_obshchestvoznanie_razdel_sfera_politiki_i_sotsialn"
    ["file_id"] => string(6) "542449"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1583949789"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства