Просмотр содержимого документа
«Мастер -класс, для учителей истории и обществознания.»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1» Октябрьского муниципального района Челябинской области
Мастер-класс
«Решение ситуативных задач на уроках истории и обществознания как способ формирования функциональной грамотности в условиях подготовки обучающихся к ЕГЭ, PISA, к олимпиаде по финансовой грамотности»
Учитель истории и обществознания
высшей категории
Иванова Н.Г.
с. Октябрьское, 2021
Содержание
Аннотация 3
Пояснительная записка 4
План-конспект мастер-класса 5
Ситуационная задача № 1 7
Ситуационная задача № 2 11
Ситуационная задача № 3 12
Список литературы 15
Аннотация
Методический материал представлен для учителей истории и обществознания общеобразовательной школы. Он содержит примеры ситуационных задач, составленных с учётом требований, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Содержание методического материала направлено на проверку достижения личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов у обучающихся старших классов. Содержание методического материала способствует адекватному и продуктивному выбору программ профессионального образования, помогает решать бытовые задачи, взаимодействовать с людьми, организовывать деловые контакты, выбирать программы досуга, ответственно относиться к обязанностям гражданина, ориентироваться в культурном пространстве, взаимодействовать с природной средой. Решение ситуационных задач определяет готовность к выполнению социальных ролей избирателя, потребителя, члена семьи, студента. Содержание методического материала позволяет использовать имеющиеся навыки при организации разных видов путешествий, облегчает контакты с различными социальными структурами и организациями.
Пояснительная записка
методическом материале представлены примеры ситуационных задач, отражающие социальные и личностные, досуговые и образовательные, коммуникативные проблемы учащихся старших классов. Задачи представлены в форме типичных ситуаций, сюжеты которых предложены современными школьниками и учителями.
Методический материал согласован с требованиями нового поколения Федеральных образовательных стандартов к оценке метапредметных образовательных результатов.
Ситуационные задачи могут быть использованы администрацией, педагогами для организации метапредметных олимпиад, в том числе, в форме общественной экспертизы образовательных результатов.
Задачи применимы для проведения зачетов по предметам школьной программы, таких как история , обществознание.
Ситуационные задачи могут быть включены в содержание практико-ориентированных элективных курсов по социальной практике, профессиональной ориентации учащихся основной и средней школы.
Варианты письменного выполнения задач могут быть представлены в индивидуальном Портфолио учащегося с целью демонстрации уровня его социальной грамотности.
План-конспект мастер-класса
Цель: представление опыта работы с ситуативными задачами на уроках истории и обществознания.
Задачи:
Проанализировать педагогическую практику проектирования ситуационных задач в учебной и внеучебной деятельности.
Принять участие в мастер-классе по оценке метапредметных образовательных результатов, демонстрируемых в опыте решения актуальных социальных проблем.
Оценить, на образцах предложенных задач, возможности использования предметных знаний в решении типовых жизненных ситуаций. Методические материалы
Предложить собственные варианты задач, повышающие уровень социальной готовности выпускников школы к решению типовых жизненных проблем.
Целевая аудитория: педагоги школы.
Время проведения – 25 минут
Оборудование: ПК, проектор, маршрутные листы
Этапы мастер-класса:
1. Организационный (1 мин.): вступительное слово мастера, деление на микрогруппы; постановка целей и задач мастер-класса.
2. Теоретическая часть (5-7 мин.): основные понятия темы и приёмы работы
3. Практическая часть (15 мин.): проведение «урока» с участниками с демонстрацией приемов эффективной работы.
4. Рефлексия (2-3 мин.): обсуждение результатов совместной деятельности.
1. Вступление (организационный этап)
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию м-к «Решение ситуативных задач на уроках истории и обществознания как способ формирования функциональной грамотности в условиях подготовки обучающихся к ЕГЭ, PISA, к олимпиаде по финансовой грамотности ». (Коллеги сидят произвольно, создав пары или тройки – будущие рабочие группы.) Предлагаю вашему вниманию приёмы работы с текстом ситуативных задач, отражающих социальные и личностные, досуговые и образовательные, коммуникативные проблемы учащихся старших классов. Задачи представлены в форме типичных ситуаций.
Содержание задач соответствует требованиям нового поколения Федеральных образовательных стандартов к оценке метапредметных образовательных результатов.
Ситуационные задачи могут быть использованы администрацией, педагогами для организации метапредметных олимпиад, в том числе, в форме общественной экспертизы образовательных результатов.
Задачи применимы для проведения зачетов по предметам школьной программы, таких как , история и обществознание .Ситуационные задачи могут быть включены в содержание практико-ориентированных элективных курсов по социальной практике, профессиональной ориентации учащихся основной и средней школы.
Варианты письменного выполнения задач могут быть представлены в индивидуальном Портфолио учащегося с целью демонстрации уровня его социальной грамотности.
2. Теоретическая часть (сопровождается презентацией)
Функциональная грамотность как уровень образованности и образовательный результат характеризуется умением решать жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе прикладных знаний, необходимых в быстроменяющемся мире. Уровень функциональной грамотности как показатель образованности включает знание правил, норм, инструкций, применение правил в известных ситуациях, обоснование и применение известных правил в новых ситуациях, использование универсальных способов деятельности для решения функциональных проблем в учебных ситуациях, решение функциональных проблем, связанных с реализацией отдельных социальных функций .
Функциональная грамотность как метапредметный образовательный результат и уровень образованности подразумевает использование полученных знаний для решения актуальных проблем обучения и общения, социального и личностного взаимодействия. Функциональная грамотность способствует адекватному и продуктивному выбору программ профессионального образования, помогает решать бытовые задачи, взаимодействовать с людьми, организовывать деловые контакты, выбирать программы досуга, ответственно относиться к обязанностям гражданина, ориентироваться в культурном пространстве, взаимодействовать с природной средой. Функциональная грамотность определяет готовность к выполнению социальных ролей избирателя, потребителя, члена семьи, студента. Функциональная грамотность позволяет использовать имеющиеся навыки при организации разных видов путешествий, облегчает контакты с различными социальными структурами и организациями.
3. Практическая часть.
Перед Вами текст. Прочитайте его, пожалуйста.
Ситуационная задача № 1
Подготовка к сдаче ЕГЭ
Описание ситуации.
Задача представляет собой типичную ситуацию, в которой оказывается каждый выпускник школы. Итак, представь, что ты выпускник.
Ты определился с выбором ВУЗа, знаешь, перечень экзаменов, которые тебе придется сдавать, понимаешь, что у тебя есть пробелы в знаниях, которые было бы неплохо восполнить. В школе этого сделать не удастся, потому что ты выбрал гуманитарную направленность, но учишься в классе, где больше времени уделяется математике. Здесь то и возникает необходимость дополнительных занятий.
Но и тут все не так просто, встает важный вопрос: что же выбрать: курсы, репетитора? Какие?
Задания и вопросы для анализа ситуации
Можно ли на основании информации, представленной далее в тексте задания, сделать выбор? Какая еще информация необходима для принятия решения?
Определите сильные и слабые стороны каждого из представленных предложений (курсов ЕГЭ и репетитора).
Образовательная услуга
Плюсы
Минусы
Выделите критерии, на основании которых вы делаете свой выбор.
Обоснуйте сделанный выбор.
Сформулируйте пять главных правил для успешной подготовки в вуз, изложите их членам конкурсной комиссии.
Предложения для абитуриентов
Курсы “You Prof”
обществознание
русский
история
Расположение: центр города, 20 минут от метро Василеостровская
Опытные преподаватели
Продолжительность: 6 месяцев = 48 занятий = 96 академических часов
БЕСПЛАТНОЕ обучение в течение 1 месяца при условии предварительной оплаты курса.
Стоимость одного месяца ‒ 4200 р. (250 р./ак. час)!
Стоимость 2-х предметов ‒ 7500 р. (Скидка 1400 р.) (220 р./ак. час)
НАЧАЛО ЗАНЯТИЙ в 18:00.
Курсы при ВУЗе
Полная подготовка к экзамену в кратчайшие сроки.
Расположение: Метро «Гостиный двор», 15 минут пешком.
Продолжительность: 2 месяца = 16 занятий = 48 академических часов + СКИДКА при оплате в 2010 году 15 %.
Группы по 10-12 человек.
Стоимость в месяц ‒ 5800 р.
Курсы FMclub
Стоимость ‒ 600 рублей в час. Почему?
Подготовка по всем предметам.
Преподаватели, специализирующиеся на подготовке к ЕГЭ
Формы обучения:
Групповые занятия, число учащихся в группе от 3 до 5 человек.
Индивидуальные занятия по проблемным вопросам (один раз в месяц)
Дистанционное обучение – задания высылаются после каждого занятия (их выполнение проверяется в течение двух дней).
Проработка сложных тем до полного понимания
Старт на любом уровне подготовки, индивидуальный подход
Бесплатные учебные материалы
Мы рядом с вами: филиалы во всех районах города.
Репетитор. Елена Николаевна
Предмет:
История;
обществознание.
Образование:
Челябинский Государственный Университет (ЧГУ), исторический факультет, специальность – историк - преподаватель (год окончания – 2010);
Европейский университет в Санкт-Петербурге, кафедра истории, специальность – история, аспирантура (год окончания – 2013).
Статус: аспирант
Репетиторский стаж: 3 года
Возраст: 22 года
Район проведения занятий: метро «Комендантский проспект», 10-15 минут пешком.
Осуществляется выезд к ученику в Центральный, Приморский, Московский районы.
Стоимость занятия: от 400 рублей за 45 минут.
Оцениваемые умения:
Определять достаточность информации для решения проблемы
Оценивать качество предлагаемых образовательных услуг, их сильные и слабые стороны
Выбирать образовательные услуги
Формулировать правила выбора образовательных услуг
Аргументировать и презентовать правила выбора образовательных услуг.
Ситуационная задача № 2
Сохранение здоровья и успешная сдача экзаменов
Описание ситуации
Выпускник К. при усиленной подготовке к экзаменам столкнулся с тем, что из-за перегрузок, неправильного режима питания, несоответствующего режима сна, неправильно подобранных элементов школьной обстановки и нервных волнений его здоровье стало стремительно ухудшаться. Что делать выпускнику? Как пережить этот непростой период с наименьшими «потерями» для психического и физического здоровья?
Задания и вопросы для анализа ситуации
Определите все возможные факторы, которые могут влиять на здоровье выпускника, расположив их в порядке значимости (от самого значимого к наименее):
№ п/п
Факторы, влияющие на здоровье
Последствия
На какие, из этих факторов может влиять сам абитуриент? Кто еще может помочь?
Как предотвратить или снизить риски, связанные с ухудшением здоровья?
Составьте памятку для абитуриента, которая поможет ему получить советы по охране здоровья в период подготовки к экзаменам.
Поместите памятку на слайдах, презентуйте ее экспертам.
Оцениваемые умения:
Выделять факторы, отрицательно влияющие на здоровье, определять их значимость.
Определять здоровье сберегающие факторы, на которые может влиять как сам человек, так и другие люди (социальное окружение, специалисты и т.п.).
Определять условия снижения рисков ухудшения здоровья.
Предлагать рекомендации по сохранению здоровья.
Обосновывать рекомендации по сохранению здоровья (презентация памятки).
Ситуационная задача № 3
Выбор профессии
Описание ситуации
«Мои родители – врачи и очень любят свою работу. У них это семейное. Я тоже должен стать врачом, иначе предаю семейные традиции. Я – интроверт, мне интереснее с книгами, чем с людьми. Я боюсь крови, стрессов, человеческой боли. Я не очень хорошо учусь. Увлекаюсь моделированием и технической литературой. Что мне делать?»
Задания и вопросы для анализа ситуации
Определите сферу профессиональных интересов, которая подойдет школьнику, учитывая его особенности (интроверт, читает техническую литературу, занимается моделированием)
Какая профессия, на ваш взгляд, может ему подойти с учетом семейных традиций?
Где готовят специалистов в данной области?
Что необходимо предпринять школьнику, чтобы поступить в вуз?
Проанализируйте рынок труда и определите возможности трудоустройства после окончания вуза.
Приведите не менее пяти аргументов, которые позволят ученику отстоять свою точку зрения и не обидеть родителей
Оцениваемые умения:
Определять сферу профессиональной деятельности в соответствии с интересами и склонностями.
Выбирать сферу профессиональной деятельности в соответствии с социальными обстоятельствами (традиции семьи)
Ориентироваться в предложениях рынка профессионального образования (знание вузов)
Аргументировать программу подготовки в вуз
Анализировать информацию по возможному трудоустройству в выборе профессии.
Аргументировать выбор профессии на основе социальных обстоятельств, индивидуальных интересов и обобщать и синтезировать информацию в соответствии с условиями задачами;
Задачи ориентированы на развитие общеучебных умений, носящих функциональный характер:
перерабатывать информацию в заданном формате (резюме);
приводить аргументы решения задачи;
конкретизировать проблем;
определять, какие из проблем могут быть решены самостоятельно;
определять возможности школы в решении проблем;
определять внешкольные возможности решения проблем;
привлекать для анализа проблем, содержащихся в задании как школьные, так и внешкольные знания;
определять состав умений, которые могут сформироваться за период обучения в общеобразовательном учреждении;
определять функциональную значимость умений для реализации разных форм и видов деятельности;
определять возможности школьного, дополнительного образования для развития функциональных умений.
Методический аппарат, представленный в задачах, предполагает использование методов планирования и проектирования, презентации продуктов деятельности - анализа, факторного анализа, проблемно ориентированного анализа, ТРИЗ технологии организации коллективного творческого дела.
Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций : базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Ю. И. Аверьянов и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2020. — 255 с.
Селевко, Г.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
О.А.Котова, Т.Е. Лискова. Обществознание. 10/11 класс. Модульный три-актив курс. – М.: Новая школа, 2014.
К. А. Нурмуратова. Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях. «Педагогическая наука и практика», 2019. https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-gramotnost-kak-osnova-razvitiya-garmonichnoy-lichnosti-v-sovremennyh-usloviyah
Из опыта работы Ивановой Н.Г.
Приложение 1
Ситуационная задача № 1
Подготовка к сдаче ЕГЭ
Описание ситуации.
Задача представляет собой типичную ситуацию, в которой оказывается каждый выпускник школы. Итак, представь, что ты выпускник.
Ты определился с выбором ВУЗа, знаешь, перечень экзаменов, которые тебе придется сдавать, понимаешь, что у тебя есть пробелы в знаниях, которые было бы неплохо восполнить. В школе этого сделать не удастся, потому что ты выбрал гуманитарную направленность, но учишься в классе, где больше времени уделяется математике. Здесь то и возникает необходимость дополнительных занятий.
Но и тут все не так просто, встает важный вопрос: что же выбрать: курсы, репетитора? Какие?
Задания и вопросы для анализа ситуации
Можно ли на основании информации, представленной далее в тексте задания, сделать выбор? Какая еще информация необходима для принятия решения?
Определите сильные и слабые стороны каждого из представленных предложений (курсов ЕГЭ и репетитора).
Образовательная услуга
Плюсы
Минусы
Выделите критерии, на основании которых вы делаете свой выбор.
Обоснуйте сделанный выбор.
Сформулируйте пять главных правил для успешной подготовки в вуз, изложите их членам конкурсной комиссии.
Предложения для абитуриентов
Курсы “You Prof”
обществознание
русский
история
Расположение: центр города, 20 минут от метро Василеостровская
Опытные преподаватели
Продолжительность: 6 месяцев = 48 занятий = 96 академических часов
БЕСПЛАТНОЕ обучение в течение 1 месяца при условии предварительной оплаты курса.
Стоимость одного месяца ‒ 4200 р. (250 р./ак. час)!
Стоимость 2-х предметов ‒ 7500 р. (Скидка 1400 р.) (220 р./ак. час)
НАЧАЛО ЗАНЯТИЙ в 18:00.
Курсы при ВУЗе
Полная подготовка к экзамену в кратчайшие сроки.
Расположение: Метро «Гостиный двор», 15 минут пешком.
Продолжительность: 2 месяца = 16 занятий = 48 академических часов + СКИДКА при оплате в 2010 году 15 %.
Группы по 10-12 человек.
Стоимость в месяц ‒ 5800 р.
Курсы FMclub
Стоимость ‒ 600 рублей в час. Почему?
Подготовка по всем предметам.
Преподаватели, специализирующиеся на подготовке к ЕГЭ
Формы обучения:
Групповые занятия, число учащихся в группе от 3 до 5 человек.
Индивидуальные занятия по проблемным вопросам (один раз в месяц)
Дистанционное обучение – задания высылаются после каждого занятия (их выполнение проверяется в течение двух дней).
Проработка сложных тем до полного понимания
Старт на любом уровне подготовки, индивидуальный подход
Бесплатные учебные материалы
Мы рядом с вами: филиалы во всех районах города.
Репетитор. Елена Николаевна
Предмет:
История;
обществознание.
Образование:
Челябинский Государственный Университет (ЧГУ), исторический факультет, специальность – историк - преподаватель (год окончания – 2010);
Европейский университет в Санкт-Петербурге, кафедра истории, специальность – история, аспирантура (год окончания – 2013).
Статус: аспирант
Репетиторский стаж: 3 года
Возраст: 22 года
Район проведения занятий: метро «Комендантский проспект», 10-15 минут пешком.
Осуществляется выезд к ученику в Центральный, Приморский, Московский районы.
Стоимость занятия: от 400 рублей за 45 минут.
Оцениваемые умения:
Определять достаточность информации для решения проблемы
Оценивать качество предлагаемых образовательных услуг, их сильные и слабые стороны
Выбирать образовательные услуги
Формулировать правила выбора образовательных услуг
Аргументировать и презентовать правила выбора образовательных услуг.
Ситуационная задача № 2
Сохранение здоровья и успешная сдача экзаменов
Описание ситуации
Выпускник К. при усиленной подготовке к экзаменам столкнулся с тем, что из-за перегрузок, неправильного режима питания, несоответствующего режима сна, неправильно подобранных элементов школьной обстановки и нервных волнений его здоровье стало стремительно ухудшаться. Что делать выпускнику? Как пережить этот непростой период с наименьшими «потерями» для психического и физического здоровья?
Задания и вопросы для анализа ситуации
Определите все возможные факторы, которые могут влиять на здоровье выпускника, расположив их в порядке значимости (от самого значимого к наименее):
№ п/п
Факторы, влияющие на здоровье
Последствия
На какие, из этих факторов может влиять сам абитуриент? Кто еще может помочь?
Как предотвратить или снизить риски, связанные с ухудшением здоровья?
Составьте памятку для абитуриента, которая поможет ему получить советы по охране здоровья в период подготовки к экзаменам.
Поместите памятку на слайдах, презентуйте ее экспертам.
Оцениваемые умения:
Выделять факторы, отрицательно влияющие на здоровье, определять их значимость.
Определять здоровье сберегающие факторы, на которые может влиять как сам человек, так и другие люди (социальное окружение, специалисты и т.п.).
Определять условия снижения рисков ухудшения здоровья.
Предлагать рекомендации по сохранению здоровья.
Обосновывать рекомендации по сохранению здоровья (презентация памятки).
Ситуационная задача № 3
Выбор профессии
Описание ситуации
«Мои родители – врачи и очень любят свою работу. У них это семейное. Я тоже должен стать врачом, иначе предаю семейные традиции. Я – интроверт, мне интереснее с книгами, чем с людьми. Я боюсь крови, стрессов, человеческой боли. Я не очень хорошо учусь. Увлекаюсь моделированием и технической литературой. Что мне делать?»
Задания и вопросы для анализа ситуации
Определите сферу профессиональных интересов, которая подойдет школьнику, учитывая его особенности (интроверт, читает техническую литературу, занимается моделированием)
Какая профессия, на ваш взгляд, может ему подойти с учетом семейных традиций?
Где готовят специалистов в данной области?
Что необходимо предпринять школьнику, чтобы поступить в вуз?
Проанализируйте рынок труда и определите возможности трудоустройства после окончания вуза.
Приведите не менее пяти аргументов, которые позволят ученику отстоять свою точку зрения и не обидеть родителей
Оцениваемые умения:
Определять сферу профессиональной деятельности в соответствии с интересами и склонностями.
Выбирать сферу профессиональной деятельности в соответствии с социальными обстоятельствами (традиции семьи)
Ориентироваться в предложениях рынка профессионального образования (знание вузов)
Аргументировать программу подготовки в вуз
Анализировать информацию по возможному трудоустройству в выборе профессии.
Аргументировать выбор профессии на основе социальных обстоятельств, индивидуальных интересов и обобщать и синтезировать информацию в соответствии с условиями задачами;
Задачи ориентированы на развитие общеучебных умений, носящих функциональный характер:
перерабатывать информацию в заданном формате (резюме);
приводить аргументы решения задачи;
конкретизировать проблем;
определять, какие из проблем могут быть решены самостоятельно;
определять возможности школы в решении проблем;
определять внешкольные возможности решения проблем;
привлекать для анализа проблем, содержащихся в задании как школьные, так и внешкольные знания;
определять состав умений, которые могут сформироваться за период обучения в общеобразовательном учреждении;
определять функциональную значимость умений для реализации разных форм и видов деятельности;
определять возможности школьного, дополнительного образования для развития функциональных умений.
Методический аппарат, представленный в задачах, предполагает использование методов планирования и проектирования, презентации продуктов деятельности - анализа, факторного анализа, проблемно ориентированного анализа, ТРИЗ технологии организации коллективного творческого дела.