Занятия помогут сформировать у детей представления об основных свойствах воды, создать условия для разширения словаря по теме "Вода", будут способствовать развититию познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с жидкостями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспекты занятий о воде»
Коррекционно - развивающее занятие для детей с ОВЗ «Какая бывает вода?»
Цели: Закреплять и расширять знания детей о неживой природе, формировать взаимосвязь и взаимозависимость объектов и явлений природы.
Задачи: Формировать у детей тесную связь между практическим, жизненным опытом и наглядно-чувственными представлениями; отражать эту связь в речи, обобщая его результаты.
Продолжать знакомить детей с физическими свойствами воды (жидкая, твердая, в виде пара) .
Учить детей определять с помощью опытов состояние воды: нагревание – в пар, охлаждение – в лед.
Развивать навыки анализа, сравнения, умение решать познавательные задачи и делать выводы.
Продолжать закреплять умение детей отгадывать загадки по основным признакам предмета.
Учить ассоциировать и соотносить реальные предметы с карточками – символами.
Учить детей копировать графическое изображение и располагать его на листе бумаги.
Формировать у детей представление о безопасном поведении на улице (нельзя есть снег, сосульки) .
Продолжать формировать у детей представления о правилах первой помощи при заболеваниях (обратиться к взрослым). Закреплять представления о необходимости заботливого и внимательного отношения к своему здоровью.
Совершенствовать и развивать фразовую речь. Развивать внимание, память, мышление.
Закреплять умение детей участвовать в подготовке к занятию и проводить рабочее место в порядок после его окончания.
Воспитывать усидчивость, желание узнавать новое.
Ход занятия.
- Ребята, сегодня у нас очень интересное занятие. Оно называется «Какая бывает вода? »
- Скажите, что у меня в стакане?
- Вода.
- А какая бывает вода? (ответы детей)
- Правильно: прозрачная, без запаха, без вкуса, жидкая.
- Вы сказали – жидкая. Давайте это проверим.
- Как это можно сделать?
- Правильно – перелить воду из одного стакана в другой стакан.
- Кто хочет это сделать?
- Хорошо, молодцы.
- Скажите, а вода всегда бывает жидкой?
Подведение итогов после ответов детей:
- Нет – не всегда. Вода может быть твердой и в виде пара.
- А вы видели такую воду?
- А я знаю, что видели, и я вам сейчас это покажу.
- Для того, чтобы проверить, что вода бывает не только жидкой, мы проведем опыт. - Опыт – это то, что я сейчас буду делать, а вы смотреть и слушать.
- Чтобы увидеть, что вода бывает паром, я включу чайник. Когда он закипит, я поставлю стекло над ним и подержу некоторое время. Немного подождав, мы увидим, что стекло сначала покрылось паром - запотело, затем покрылось капельками воды. А если я подержу стекло еще дольше, то капель будет намного больше и они закапают вниз. То есть вода при нагревании становится паром, а при охлаждении - пар превращается в воду.
- Итак, вода может быть паром.
- А еще вода может быть твердой.
- И это мы также проверим на опыте.
- Для этого я принесла из холодильника форму, которую мы с ребятами вчера наполнили водой.
- Во что же превратилась вода?
- В лед.
- А теперь мы проверим, сможет ли лед обратно превратиться в воду?
- Для этого положите кусочек льда на ладошку и подержите.
- Что происходит со льдом?
- Он тает.
- А значит, превращается в воду.
- Итак, мы узнали, что вода может быть твердой.
- Положите остатки льда на подносы. Сейчас мы поговорим о снеге.
- Скажите, из чего состоит снег?
-(Ответы детей)
- Давайте проверим это. Что нужно сделать, чтобы узнать, что снег-это вода.
- Правильно, возьмем в руку и погреем.
- Что с ним происходит?
- Правильно, он тает.
- А снег и лед похожи? Чем?
- Правильно, они состоят из воды.
- Молодцы. Давайте оставим снег на тарелочке и посмотрим на него в конце занятия.
Физминутка.
- Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
- Сейчас я вам загадаю загадки. А давать ответы вы будете необычным образом.
- В этом нам помогут карточки, которые лежат перед вами на столе.
- Давайте рассмотрим их и повторим, что они обозначают.
- Это карточка, которая обозначает снег.(рисунок снега, снежинок)
- Это карточка, которая обозначает воду. (рисунок воды)
- Эта карточка с изображением сосульки. (рисунок сосульки)
- Итак, я загадываю вам загадку, а вы мне показываете отгадку.
Работа с загадками
- Хлопья белые летят,
Тихо падают, кружат.
Стало всё кругом бело.
Чем дорожки замело?(снег)
- Почему ты думаешь, что отгадка – это снег?
- Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет.
Заплачет и пропадет.(сосулька)
- Как ты догадался, что это-сосулька?
- Грязнулю всегда выручает … (вода)
-Молодцы, все загадки вы отгадали правильно и карточки показали верные.
- А теперь мы немного порисуем. Нам опять помогут те же самые карточки.
- На этот раз они для вас будут подсказкой.
-Разложите их перед собой.
- Также у каждого из вас на подносе лежат длинные карточки с пустыми клетками.
- Итак, как только вы отгадаете мою загадку, то сразу рисуете ответ в своих карточках(схематичное изображение ).
- Попробуем.
- Меня пьют,
- Меня льют,
Всем нужна я,
Кто я такая? (вода)
- Зарисовываем ответ.
- Следующая загадка:
- Морковка бела,
Всю зиму росла,
Солнышко пригрело,
Всю морковку съело.(сосулька)
- И последняя загадка:
Он пушистый, серебристый
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (снег)
- Молодцы. А теперь давайте проверим ваши ответы.
Закрепление, проверка.
(Выставляю все карточки на доску)
- Сережа, посмотри - все правильно ответили на первую загадку?
-Дима, проверь - все ли дали точный ответ на вторую загадку?
- Хорошо. А теперь вернемся к снегу и льду, которые мы оставили на тарелочках и рассмотрим их.
-Что стало со снегом и льдом?
- Весь снег и лед у нас растаял и превратился в воду.
Беседа о вреде привычек.
-А скажите, можно есть снег, сосать сосульки?
- Почему?
- Правильно - они холодные.
-А еще они очень грязные. Это только кажется, что снег и лед – чистые. На самом деле они загрязнены, запылены. Посмотрите, какие - то черные точки плавают в тарелках, где лежали снег и лед.
- Как вы думаете, что это такое?
- Это – грязь, микробы.
-А теперь ответьте, что может произойти, если вы будете есть снег и сосать сосульки.
-Правильно. У вас заболит горло и живот. Это очень опасно для вашего здоровья.
- Но если все-таки вы почувствовали себя не очень хорошо – нужно обязательно обратиться к взрослым и рассказать им, что у вас болит. Нужно беречь свое здоровье и заботиться о нем.
Итог занятия.
- Итак, кто вспомнит тему нашего занятия?
- Чем мы сегодня занимались?
- Что нового узнали?
- Понравилось вам занятие?
- Сегодня все хорошо занимались и были активными.
- А теперь вы мне поможете убрать со стола, расставить стулья, убрать материал.
Конспект занятия в старшей группе
Тема: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»
Цели: 1.Познакомить детей со свойствами воды, ее состояниями: жидкое, парообразное, твердое. Расширять представления детей о воде, развивать знания детей о значении воды, закреплять знания о разнообразном состоянии воды, её свойствах; как те или иные воздействия изменяют состояние воды.
2. Коррегировать психические процессы детей, через воздействие на различные анализаторы.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
стаканчики с водой;
емкости с песком и сахаром;
чайные ложечки;
термос с кипятком;
зеркало;
лед.
Ход занятияВводная часть занятия.
Воспитатель:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у Вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё Вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею Вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: - Ребята, какую воду и где вы сегодня видели? (В помещении, на улице) Для чего нужна вода? (Пьём, моемся, стираем, поливаем цветы) Какие свойства воды вы знаете? (Жидкая, без цвета, без запаха, принимает форму сосуда, в которой находится) Как можно изменить цвет воды? А можно ли изменить запах воды? А вкус? А какой песок можно растворить в воде?
Практическая экспериментальная совместная деятельность педагога с детьми.
Опыт 1:
В один стаканчик дети положили обычный песок, в другой сахарный. Пробуют размешать. Что получается? Сахар растворился, а песок нет. Если бы сахар в воде не растворился, пришлось бы пить несладкий чай или компот.
- Дети, а почему нельзя пить морскую воду? (Потому что в ней растворено множество разных солей и минералов, которые приносят с собой реки и она горькая.)
- А в каком состоянии бывает вода? (В жидком, твёрдом, газообразном.) Какие загадки вы знаете о воде?
Загадки о воде
1. Меня ждут, не дождутся,
А как завидят – разбегутся.
/Дождь/
2. Над тобой и надо мной
Пролетел мешок с водой.
Наскочил на дальний лес
Прохудился и исчез.
/Дождевая туча/
3. С неба — звездой,
На ладошку — водой.
/Снег/
4. Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.
/Сосулька/
5. Сам вода, а по воде плавает.
/Лёд/
6. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой застлали.
А пошли искать их днём –
Ищем, ищем – не найдём.
/Роса/
7. Кругом вода, а с питьём беда.
/Море/
Воспитатель: — Ребята, давайте проверим, правда ли, что пар — это тоже вода.
Опыт 2:
Воспитатель открывает термос с кипятком, показывает детям пар. Помещает под паром зеркало. На нём выступают капельки воды, показывает их детям.
- А как доказать, что лёд это тоже вода? (Подержать лёд в тепле или в воде, чтобы он растаял.) А в какой воде лёд быстрее растает?
Опыт 3:
Воспитатель даёт детям льдинки, дети опускают их в свои стаканчики с холодной водой. А воспитатель свою льдинку опускает в стакан с горячей водой.
- А пока наши льдинки тают, скажите: откуда берётся вода в кране? (Сначала вода течёт в реке, потом насосы закачивают её в трубы, и по ним вода попадает в дома.)
Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нём
Как мы это назовём?
/Водопровод/
Физминутка Игра « ХОДЯТ КАПЕЛЬКИ ПО КРУГУ»
- А в речке откуда вода? Давайте поиграем в игру «Ходят капельки по кругу». Я мама Тучка, а вы дети-капельки. (Звучит музыка дождя.) Капелькам пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю, прыгают, веселятся. (Дети разбегаются по комнате, танцуют.) Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Дети по несколько человек образуют цепочки, двигаются по комнате.) Встретились ручейки и стали одной большой рекой. (Цепочки соединяются в одну.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла речка, текла и попала в большой-пребольшой океан. (Дети образуют круг.) Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. (Появляется Солнышко, танцует.) Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. (Дети поднимаются на носочки, поднимают руки вверх.) Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.
- Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без Вас соскучилась. Полетаем над землёй, а потом я вас опять отпущу.
- А теперь посмотрим, где лёд быстрее растаял, стал ли он водой? (Дети отвечают.)
- А кому, кроме нас, людей нужна вода? Как её нужно беречь? (Зря не лить, не загрязнять, даже на заводах есть специальные очистительные сооружения, чтобы грязная вода не попала в реку.)
Закрепление
Не умыться, не напиться,
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдёт немного лет –
И нет водицы
Нет, нет, нет.
- Молодцы, ребята! Много сегодня узнали о волшебнице-воде, и поэтому она покажет вам ещё одно своё волшебное свойство.
Итог занятия: Воспитатель опускает в стаканчик с водой каждому ребёнку комочек цветной бумаги, это вырезанный цветок, сложенный лепестками к середине. Вода проникает в волокна бумаги и на глазах у детей распускаются бумажные цветы.