Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию "Деньги"»
Тема урока: Деньги, их функции
Ребята, давайте вспомним о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
А без чего не может обойтись торговый обмен? Что является обязательным условием обмена? (деньги)
Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке?
«Как вы уже догадались, речь пойдет о деньгах и их функциях. Запишите тему урока.
А теперь давайте определим цель нашего урока.
- расширить и обобщить ваши знания о деньгах
Какие шаги нам необходимо сделать чтобы добиться нашей цели?
- сформировать определение понятия деньги;
- выяснить свойства денег;
-определить функции денег.
Деньги... А какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово «деньги»? Напишите их на рабочем листке.
- Давайте попробуем дать определение.
- А теперь давайте обратимся к словарю в наших учебниках и найдем что же такое деньги.
Запись на рабочий лист:
Деньги – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.
Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. Между тем, на самом деле, большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Чтобы не делать досадных ошибок в жизни, некоторое представление о законах денежного мира необходимо каждому.
Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы и т.д. Со временем люди догадались, что все сделки можно разделить во времени. Сначала нужно вещь обменять на какой-то товар-посредник, а уж потом обменять этот товар на нужную вещь. Товар - посредник в таком случае выступает в роли эквивалента. Это слово означает нечто равноценное или соответствующее в определенном отношении другому товару. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее серебру и золоту. Металлы, особенно благородные, отличались такими свойствами, как относительно высокая собственная стоимость, связанная с тем, что их добыча трудоемка и требует немало мастерства. Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений – еще одно преимущество над недолговечными эквивалентами. Наконец, металлы легко делятся на части, что очень удобно при расчетах. С появлением денег покупка и продажа товаров осуществляется не сразу, а по очереди. Пока не найден подходящий товар, деньги могут полежать в кошельке или банке. Удобно?
- Какие же функции выполняют деньги? Работая с учебником стр. 106-109 впишите в схему функции денег.
- Давайте проверим, каждая группа по очереди называет функцию денег и разъясняет суть этой функции.
А теперь давайте рассмотрим на примерах каждую функцию, каждому примеру на ваших рабочих листах нужно подобрать соответствующую функцию:
Задание №1. Единственное их занятие - торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами. (Средство обращения).
Задание №2. Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. (мера стоимости).
Задание №3. В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства. (Средство накопления).
Задание №4. Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. (Средство платежа)
Задание №5. Греция занимает у Германии определенную сумму денег.(Мировые деньги)
Задание №6. Таня присмотрела на рынке сумочку за 2000 руб. Зайдя в магазин, она удивилась, увидев такую же за 1500 руб. (мера стоимости).
Задание №7. Пенсионерка Сидорова положила 10 000 руб. в банк под проценты. (Средство накопления).
Задание №8. Нигде не работающая Анна Ивановна получает пособие по безработице. (Средство платежа)
- А теперь, работая в группе, представьте по 2-3 аргумента: «Деньги-добро», «Деньги-зло».
Итак, давайте подведем итоги. Продолжите в рабочих листах фразы:
Сегодня на уроке я узнал …
Мне было интересно …
Мне было трудно …
Больше всего мне понравилось …
Своей работой на уроке я доволен (не совсем /не доволен), потому что…
Задание №1. Единственное их занятие - торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами. ____________________________
Задание №2. Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. ______________________________________________________________________
Задание №3. В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства. __________________________________
Задание №4. Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. ________________________________________________________
Задание №5. Греция занимает у Германии определенную сумму денег.__________________________
Задание №6. Таня присмотрела на рынке сумочку за 2000 руб. Зайдя в магазин, она удивилась, увидев такую же за 1500 руб. _____________________________________________________________
Задание №7. Пенсионерка Сидорова положила 10 000 руб. в банк под проценты. _______________________________________________________________________________________
Задание №8. Нигде не работающая Анна Ивановна получает пособие по безработице.____________________________________________________________________________
Сегодня на уроке я узнал_________________________________________________________________
Мне было интересно_____________________________________________________________________
Мне было трудно _______________________________________________________________________
Больше всего мне понравилось____________________________________________________________
Своей работой на уроке я доволен (не совсем /не доволен), потому что__________________________