К ПРОБЛЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
К ПРОБЛЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, подростков и молодежи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку напрямую связана с вопросами безопасности и независимости государства (Л.Б. Андрющенко, 2006).Исследования показывают, за период обучения в школе число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5 — 2 раза, с нервными болезнями — в 2 раза, с аллергическими заболеваниями — в 3 раза, с близорукостью — в 5 раз. Лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний (В.Ф. Протасов, 2000).Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся и студентов отмечается в образовательных учреждениях нового типа (лицеи, школы с углубленным изучением предметов, гимназии, колледжи и др.), учебный процесс в которых характеризуется повышенной интенсивностью. Например, к концу года у гимназистов в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90%, появление повышенной невротизации отмечается у 55%—83% учащихся школ нового типа. Возросла до 3% и распространенность заболеваний, ограничивающих подростков в выборе профессии. Высок процент юношей призывного возраста, которые по медицинским критериям не готовы к военной службе (Г.Л. Апанасен-ко, Л.А. Попова, 2000).Хорошо известно, что здоровье человека определяется отношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов, с другой стороны. Представляется, что в условиях образовательных учреждений, в том числе и среднего профессионального образования, всю совокупность факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на здоровье человека (патогенные факторы), целесообразно разделить на 2 группы: факторы, непосредственно связанные с процессом профессиональной подготовки специалистов; все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье. К факторам 2-ой группы, наносящих вред здоровью всех граждан, в том числе школьников и студентов, многие исследователи и практики относят (С. Архангельский, В. Мизинцев, 1989; И.И. Брехман, 1990; В.Ф. Протасов, 2000):Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«К ПРОБЛЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. »
К ПРОБЛЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Преподаватель общих
гуманитарных и социально-экономических
Дисциплин Попова Р.Т.
Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, подростков и молодежи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку напрямую связана с вопросами безопасности и независимости государства (Л.Б. Андрющенко, 2006).Исследования показывают, за период обучения в школе число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5 — 2 раза, с нервными болезнями — в 2 раза, с аллергическими заболеваниями — в 3 раза, с близорукостью — в 5 раз. Лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний (В.Ф. Протасов, 2000).Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся и студентов отмечается в образовательных учреждениях нового типа (лицеи, школы с углубленным изучением предметов, гимназии, колледжи и др.), учебный процесс в которых характеризуется повышенной интенсивностью. Например, к концу года у гимназистов в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90%, появление повышенной невротизации отмечается у 55%—83% учащихся школ нового типа. Возросла до 3% и распространенность заболеваний, ограничивающих подростков в выборе профессии. Высок процент юношей призывного возраста, которые по медицинским критериям не готовы к военной службе (Г.Л. Апанасен-ко, Л.А. Попова, 2000).Хорошо известно, что здоровье человека определяется отношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов, с другой стороны. Представляется, что в условиях образовательных учреждений, в том числе и среднего профессионального образования, всю совокупность факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на здоровье человека (патогенные факторы), целесообразно разделить на 2 группы: факторы, непосредственно связанные с процессом профессиональной подготовки специалистов; все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье. К факторам 2-ой группы, наносящих вред здоровью всех граждан, в том числе школьников и студентов, многие исследователи и практики относят (С. Архангельский, В. Мизинцев, 1989; И.И. Брехман, 1990; В.Ф. Протасов, 2000):Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья.
«Заболевание» понятия здоровье.
Суждение понятия «здоровье».
Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов.
Воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов.
Отсутствие целостней и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения. Несовершенство законодательной, нормативно — правовой базы, регламентирующей деятельность по охране здоровья населения, в частности детей, подростков и молодежи. Несформированность культуры здоровья у учителей. Наряду с такими факторами, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные, экологические условия развития и другие им подобные, неблагоприятное и существенное воздействие на здоровье студентов оказывает и другая группа факторов, имеющая непосредственное отношение к проблеме здоровье сберегающих образовательных технологий. С негативным влиянием именно этих факторов, к которым относятся интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным возможностям подростков и молодежи и т.п., специалисты связывают до 40% патологий. Следует учесть, что утомительность урока не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью различных факторов (М.В. Антропова, 1984; В.В. Щипанов, 1998).Исследования показывают, что интенсификация учебного процесса в образовательных учреждениях различного типа идет несколькими путями. Первый путь связан с увеличением количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.). Например, по данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН и ряда региональных институтов фактическая учебная нагрузка, особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических классах, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе в среднем 6,2— 6,7 часа в день, в основной школе — 7,2—8,3 часа в день и в средней школе — 8,6—9,2 часа в день. Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного учащегося составляет 9—10 часов в начальной школе, 10—12 часов в основной и 13—15 часов в средней. Существенное увеличение учебной нагрузки в подобных заведениях и классах не проходит бесследно: у этих детей чаще отмечается большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения. Среди учащихся этих школ в 1,2—2 раза больше, чем в массовой, детей со сниженным функциональным зрением, хронической патологией. В большинстве исследований отмечается четкая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от обмена и интенсивности учебной нагрузки (С. Архангельский, В. Мизинцев, 1989; В.В. Щипанов, 1998).
Другой путь интенсификации учебного процесса связан с реальным сокращением количества часов при сохранении или увеличении объема изучаемого материала. Например, по данным Минобразования, в начальной школе резко сократилось количество часов на образовательную область «филология» (на 49%) и на образовательную область «математика»-(на 62%). Каждому, кто знаком с системой начального обучения и существующими программами, как традиционной, так и развивающими, понятно, что содержание и объем учебного материала ни в одной, ни в другой области за последние 50 лет не уменьшились. Столь резкое сокращение количества часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса (Л.А. Ненашева, Л.Г. Семушкина, 1989).Частым следствием интенсификации учебного процесса является возникновение у учащихся состояний усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление создает предпосылки для развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний. Исследования показывают, что если у ребенка сформировался синдром утомления, выражающийся в снижении работоспособности, повышенной отвлекаемости, раздражительности, вялости или. наоборот, в двигательном и речевом возбуждении, головной боли, потере аппетита или его резком возрастании и многих других симптомах, то даже девятичасовой сон не снижает утомление. Физиологической основой утомления является угнетение-деятельности корковых центров. В дальнейшем торможение распространяется на подкорковые центры, угнетается сосудистая активность, затрудняется выработка условных рефлексов. Из острого состояния утомление, если его не компенсировать, может стать хроническим. Особенно часто хронизация утомления происходит у одаренных детей, которые плохо контролируют свои увлечения (М.В. Антропова, 1984; Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова, 2000).Вполне естественно, что утомление не объясняется воздействием какого-либо одного фактора — оно определяется комбинацией различных причин, среди которых значительное место занимают умственные и физические перегрузки, не адекватные возможностям данного возраста и конкретного организма, статическое положение тела во время работы, «монотония». Фоном развития утомления также является и безразличное или угнетенное эмоциональное состояние. В этих условиях наиболее целесообразным выходом из сложившейся проблемной ситуации является разработка и внедрение в практику научно обоснованных и эффективных педагогических здоровье сберегающих образовательных технологий.