Формирование социальной компетентности обучающихся на уроках обществознания
Шлыкова О.Л., учитель истории и обществознания МБОУ Школы № 155 Октябрьского района г.о.Самара
Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.
Компетенция - от лат. competere — соответствовать, подходить .
Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Социальная компетентность в современном обществе означает способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности. Она предполагает в равной степени и освоение вариантов взаимодействия с окружающими, способов достижения целей, и понимание сути происходящего, предвидение последствий собственных действий. Особенно важен «ментальный» аспект - осмысление социальной среды, осознанное выстраивание отношений с окружающими людьми. Этим и определяется существенная роль школьного образования в формировании социальной компетентности.
___________________
Ментальный- относящийся к уму, к умственной деятельности
( Ожегов С., Шведова Н. Толковый словарь русского языка)
Развитие социальной компетентности учащихся предполагает проектирование в содержании и развертывание в процессе образования социально значимых ситуаций, задающих социальный контекст будущей жизни и деятельности старшеклассников и несущих в себе воспитательный потенциал.
Цель опыта: выявить и обосновать педагогические условия
формирования социальной компетентности учащихся
на уроках обществознания
Задачи:
- изучить психолого-педагогические и методические теоретические источники по данной теме;
- подобрать средства обучения, необходимые для решения поставленной проблемы;
- провести диагностику результативность уровня сформированности социальной компетентности;
- проанализировать результаты проведенного исследования
В процессе изучения обществознания учащиеся должны:
- овладеть навыком получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни общества;
- приобрести опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений;
- уметь соотносить свои действия и действия других людей с нормами поведения, установленными законом;
- приобрести опыт совместной работы в коллективе, ориентированной на достижение заявленного и ожидаемого результата;
- уметь делать ответственный выбор на основе анализа ситуации;
- приобрести навыки осуществления рефлексивной, контрольно – оценочной деятельности, адекватной самооценки;
- закрепить умения анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности;
- быть готовыми к сотрудничеству с другими людьми, уметь разрешать конфликты, осуществлять стрессовый контроль;
- развивать навыки принятия самостоятельных, обоснованных и взвешенных решений в сложных профессиональных, межличностных, социальных ситуациях;
- уметь эффективно работать в составе групп, обладать способностью организовать работу группы, уметь управлять собой и другими; уметь адаптироваться к различным темпераментам и характерам, быть способным устанавливать горизонтальные и вертикальные контакты;
- самостоятельно ставить задачи и находить пути их решения, выявлять проблемы принятия рациональных решений в критической ситуации.
Пути решения профессиональной проблемы
1. Входящая диагностики. В соответствии с полученными стартовыми результатами вносятся коррективы в организацию процесса преподавания предмета. В первую очередь, это касается применяемых средств обучения, типов и форм урока, технологий, методов контроля. 2. Основой формирования социальных компетенций является урок . В соответствии с результатами входящей диагностики, дидактической задачей, и в соответствии с методическими рекомендациями, организую различные типы уроков.
Типы уроков, формирующих социальную компетентность
№
1.
Тип урока
Деятельность учителя
2.
Вводные уроки
Применяемые методические приемы
3.
Уроки предъявления и изучения нового материала
Отрабатываю алгоритмы ранее освоенных действий
Организую первичную обработку полученных знаний: составление тезисного плана, мини конспекта, таблицы, схемы, логической цепочки
Проблемное объяснение, эвристическая беседа
4.
Уроки применения знаний
Проблемный рассказ учителя, мультимедийная презентация
Вырабатываю умения применять полученные ранее знания в приобретении опыта творческой деятельности. Работаю над повышением оперативности знаний
Уроки обобщающего повторения и систематизации знаний
5.
Моделирование ситуаций, решение проблемных задач
Организую повторение базового содержания темы на уровне применения знаний, оперативных действий
Урок проверки знаний и умений
Составление таблиц и схем, сопоставление явлений, анализ источников, работа с текстом (в том числе педагогически неадаптированным)
Осуществляю контроль умения применять знания к решению практических образовательных задач
Повторительно-обобщающая беседа, выполнение тестовых заданий, контрольная работа, решение задач, заслушивание сообщений учащихся, рецензирование ответа, защита мини проектов
[
Формы уроков, формирующих социальную компетентность
№
Форма урока
1.
Школьная лекция
Деятельность учителя
2.
Применяемые методические приемы
Отрабатываю навыки системного изложения полученной информации
Проблемная лекция
3.
Отрабатываю умение старшеклассников формулировать проблемы и находить различные пути их возможного решения
Практическое занятие
Объяснение, рассуждение, рассказ, проверка опережающего домашнего задания
Работаю над закреплением опыта решения практических и
Выдвижение гипотезы, обозначение проблемы и нахождение путей ее решения, организованный диалог, интеллектуальный штурм, моделирование ситуаций
Эвристическая беседа; работа с печатными изданиями, Интернет;
познавательных задач, анализа ситуаций социальной практики
решение задач, выдвижение гипотез
4.
Лабораторное занятие
5.
Организую совместную познавательную деятельность с использованием различных источников информации
Семинар
Работа с печатными информационными источниками
Закрепляю навыки старшеклассников самостоятельно работать с неадаптированными источниками, интерпретировать полученную информацию, формулировать аргументированные выводы, применять приемы самостоятельной познавательной деятельности
Анализ, синтез, интерпретация, сопоставление, самостоятельная работа с неадаптированными источниками, обобщение, подготовка резюме, рецензии
Структура социальной компетентности
- Знания /когнитивная основа компетентности:
- cоциально-ролевая компетенция «Я-гражданин»: законы своей страны; права и обязанности; государственную символику;
- социально-ролевая компетенция «Я-будущий муж\жена»: особенности характера; традиционные обязанности в семье; родственников и основные события из истории семьи;
- социально-ролевая компетенция «Я-будущий работник»: права и обязанности работника и работодателя состав набора документов для трудоустройства; содержание труд договора и правила его заключения
- Умения /опыт использования знаний/:
- социально-ролевая компетенция «Я-гражданин»: использование законов для защиты интересов;
принимать участие в жизни государства;
- социально-ролевая компетенция «Я-будущий муж\жена»: делить проблемы; планировать бюджет
семьи; чувствовать настроение;
- социально-ролевая компетенция «Я-будущий работник»: составлять профессиональное резюме;
осуществлять поиск места работы; использовать возможности для повышения квалификации и
профессиональной переподготовки
- Социально-личностные характеристики:
- Креативность - желание и способность создавать что-либо (не только материальное), способное повлиять на отношения с другими людьми.
- Толерантность – терпимость к окружающим, способность принимать их такими, какие они есть, и желание понять их.
- Нацеленность на успех – способность видеть в основном положительное в возможном финале событий.
- Адаптивность – способность приспосабливаться к складывающимся обстоятельствам.
- Уверенность в себе в условиях неопределѐнности – способность рассчитывать на свои знания, умения, опыт в ситуациях с неясным ходом событий, и тем более не ясным итогом.
- Ответственность- способность отвечать за поступки и действия, слова, а также их последствия