Просмотр содержимого документа
«Донбасс и Русский мир»
Донбасс и Русский мир
(Приложение 2.) Территория Донбасса с периода Средневековья входила в ареал Древнерусского государства — Руси, находилась на окраине Русской земли. В XVII веке донецкий край в политическом аспекте оказался «ничейной» землей между Крымским ханством, Московским царством, Речью Посполитой и Запорожской Сечью, а граница Русского государства и земель Войска Донского с Крымским ханством проходила по Северскому Донцу. В 1703 году был создан Бахмутский уезд (в составе Азовской, в дальнейшем Воронежской губернии), в составе которого находились практически все существующие на тот момент поселения современного Донбасса. По первой ревизии 1719 года в уезде проживало 8 747 душ (6 994 великоруссов и 1 753 малоросса). В 1738 их стало 8 809 (6 223 русских и 2 586 украинцев). Постепенно, население Донбасса стало преобразовываться в устойчивую региональную общность с единой ценностной базой, мировоззрением, культурой, бытом. Особенно важную роль в формировании единой региональной общности Донбасса играл языковой фактор. В середине XIX столетия сложились основные пропорции этнической структуры Донбасса, со сравнительно незначительными изменениями дошедшие до наших дней. Результатом стало формирование полиэтнической общности из представителей около 130 этнических групп с абсолютным преобладанием в ней русских. К началу ХХ века в численности и национальном составе населения Донбасса (Бахмутский уезд, Мариупольский уезд, Славяносербский уезд, Старобельский уезд, г. Славянск), по данным Всероссийской переписи 1897 г., был следующий результат: русские 985887 — 86,7 %. На территории Донбасса сформировался русский мир. Почти сто лет жители Донбасса ощущали на себе политику украинизации и насильственного навязывания идеологии по вытеснению русской культуры и самосознания. Эти попытки не имели должного успеха, так как население региона всегда считало себя частью русского народа и российской цивилизации. Русский язык у них стал не только важнейшим признаком этнической идентификации, но и национальным символом. Таким образом, в 1991 году уже оформилась особая историческая, национально-культурная, социальная и экономическая специфика Донецкого края, была сформирована его региональная самобытность. После распада СССР процесс образования новой этнической общности (протонации) на Донбассе еще больше активизировался. Сформировался ряд характерных признаков: территория проживания, донбасский диалект русского языка, особенности мировоззрения и местного патриотизма. В 2005 г. И. Чарских говорил о возможности возникновения здесь полноценной нации при наличии четкого определения врагов и героев, качественных произведений искусства, которые бы создавали их образы и несли в себе идею отдельности Донбасса, и при активной деятельности пропагандистов-просветителей. На территории тогдашней Украины ученый выделял еще два региона с подобными процессами – Крым и, как ни удивительно, Закарпатье (Приложение 2А).
Донецкий региональный патриотизм — вещь настолько серьёзная, что его не могла не заметить даже Украина, региональный патриотизм дончан признавали даже в Киеве. Главной философией Донбасса стал труд, живые легенды и сильное осознание общности территории. Одной из важнейших форм социальной адаптации к новым общественно-политическим реалиям стало формирование и усиление региональной идентичности на отдельных территориях, отличающихся устойчивой историко-культурной, экономической и социальной спецификой, в частности на территории Донбасса. В пределах этого региона постепенно выстраивается специфическая модель региональной идентичности, имеющая ярко выраженную мировоззренческую составляющую. При всем различии в содержании и путях формирования региональная идентичность базируется на существенных отличиях культурного, языкового, хозяйственного, исторического или религиозного характера между регионами в рамках единого государственно-политического строя. Центральное звено формирования новой донбасской идентичности составляет реактуализация ценности патриотизма, которая выступает средством общенациональной консолидации и интеграции, оздоровления национального самосознания. Важнейшим фактором формирования духовной и национальной идентичности является изучение родного языка. Таким образом, конфликт на Юго-Востоке Украины – это не что иное, как война идентичностей и противостояние проходит именно по границе Русского мира. Сложность разрешения данного конфликта заключается в том, что Русский мир – это не географическое, не политическое, а цивилизационное понятие. И в этой борьбе важнейшим инструментом создания Русского мира является школа, где должны закладываться основы духовного, культурного и национального самосознания будущих граждан, которые и должны стать главными носителями идеи Русского мира.