kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Донбасс и Русский мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Место Донбасса в концепции Русского мира. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Донбасс и Русский мир»

Донбасс и Русский мир

(Приложение 2.) Территория Донбасса с периода Средневековья входила в ареал Древнерусского государства — Руси, находилась на окраине Русской земли. В XVII веке донецкий край в политическом аспекте оказался «ничейной» землей между Крымским ханством, Московским царством, Речью Посполитой и Запорожской Сечью, а граница Русского государства и земель Войска Донского с Крымским ханством проходила по Северскому Донцу. В 1703 году был создан Бахмутский уезд (в составе Азовской, в дальнейшем Воронежской губернии), в составе которого находились практически все существующие на тот момент поселения современного Донбасса. По первой ревизии 1719 года в уезде проживало 8 747 душ (6 994 великоруссов и 1 753 малоросса). В 1738 их стало 8 809 (6 223 русских и 2 586 украинцев). Постепенно, население Донбасса стало преобразовываться в устойчивую региональную общность с единой ценностной базой, мировоззрением, культурой, бытом. Особенно важную роль в формировании единой региональной общности Донбасса играл языковой фактор. В середине XIX столетия сложились основные пропорции этнической структуры Донбасса, со сравнительно незначительными изменениями дошедшие до наших дней. Результатом стало формирование полиэтнической общности из представителей около 130 этнических групп с абсолютным преобладанием в ней русских. К началу ХХ века в численности и национальном составе населения Донбасса (Бахмутский уезд, Мариупольский уезд, Славяносербский уезд, Старобельский уезд, г. Славянск), по данным Всероссийской переписи 1897 г., был следующий результат: русские 985887 — 86,7 %. На территории Донбасса сформировался русский мир. Почти сто лет жители Донбасса ощущали на себе политику украинизации и насильственного навязывания идеологии по вытеснению русской культуры и самосознания. Эти попытки не имели должного успеха, так как население региона всегда считало себя частью русского народа и российской цивилизации. Русский язык у них стал не только важнейшим признаком этнической идентификации, но и национальным символом. Таким образом, в 1991 году уже оформилась особая историческая, национально-культурная, социальная и экономическая специфика Донецкого края, была сформирована его региональная самобытность. После распада СССР процесс образования новой этнической общности (протонации) на Донбассе еще больше активизировался. Сформировался ряд характерных признаков: территория проживания, донбасский диалект русского языка, особенности мировоззрения и местного патрио­тизма. В 2005 г. И. Чарских говорил о возможно­сти возникновения здесь полноценной нации при наличии четкого опреде­ления врагов и героев, качественных произведений искусства, которые бы создавали их образы и несли в себе идею отдельности  Донбасса, и при активной деятельности пропагандистов-просветителей. На территории тог­дашней Украины ученый выделял еще два региона с подобными процессами – Крым и, как ни удивительно, Закарпатье (Приложение 2А).

Донецкий региональный патриотизм — вещь настолько серьёзная, что его не могла не заметить даже Украина, региональный патриотизм дончан признавали даже в Киеве. Главной философией Донбасса стал труд, живые легенды и сильное осознание общности территории. Одной из важнейших форм социальной адаптации к новым общественно-политическим реалиям стало формирование и усиление региональной идентичности на отдельных территориях, отличающихся устойчивой историко-культурной, экономической и социальной спецификой, в частности
на территории Донбасса. В пределах этого региона постепенно выстраивается специфическая модель региональной идентичности, имеющая ярко выраженную мировоззренческую составляющую. При всем различии в содержании и путях формирования региональная идентичность базируется на существенных отличиях культурного, языкового, хозяйственного, исторического или религиозного характера между регионами в рамках единого государственно-политического строя. Центральное звено формирования новой донбасской идентичности составляет реактуализация ценности патриотизма, которая выступает средством общенациональной консолидации и интеграции, оздоровления национального самосознания. Важнейшим фактором формирования духовной и национальной идентичности является изучение родного языка. Таким образом, конфликт на Юго-Востоке Украины – это не что иное, как война идентичностей и противостояние проходит именно по границе Русского мира. Сложность разрешения данного конфликта заключается в том, что Русский мир – это не географическое, не политическое, а цивилизационное понятие. И в этой борьбе важнейшим инструментом создания Русского мира является школа, где должны закладываться основы духовного, культурного и национального самосознания будущих граждан, которые и должны стать главными носителями идеи Русского мира.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Донбасс и Русский мир

Автор: Целых Алексей Владимирович

Дата: 19.12.2022

Номер свидетельства: 620929

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Гражданственность как механизм формирования идеи Русского мира в Донбассе."
    ["seo_title"] => string(75) "grazhdanstvennost_kak_mekhanizm_formirovaniia_idei_russkogo_mira_v_donbasse"
    ["file_id"] => string(6) "620927"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1671458935"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Календарное планирование "Уроки гражданственности Донбасса" 2 класс"
    ["seo_title"] => string(71) "kaliendarnoie_planirovaniie_uroki_ghrazhdanstviennosti_donbassa_2_klass"
    ["file_id"] => string(6) "426698"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1504030550"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Историческая взаимосвязь Донбасса и русского мира"
    ["seo_title"] => string(51) "istoricheskaia_vzaimosviaz_donbassa_i_russkogo_mira"
    ["file_id"] => string(6) "579569"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1619670111"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "РАЗРАБОТКА УРОКА «ПРАЗДНИК РУССКОЙ МАТРЕШКИ»"
    ["seo_title"] => string(40) "razrabotkaurokaprazdnikrusskoimatrieshki"
    ["file_id"] => string(6) "334820"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1466025724"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Донбасс говорит по-русски"
    ["seo_title"] => string(25) "donbass_govorit_po_russki"
    ["file_id"] => string(6) "525960"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1573062786"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства