Просмотр содержимого документа
«Гражданственность как механизм формирования идеи Русского мира в Донбассе.»
Гражданственность как механизм формирования идеи Русского мира в Донбассе.
Любое полноценное государство характеризуется следующими признаками: наличие особой публичной легитимной власти, определенная территория и население, язык, право, суверенитет, аппарат принуждения, налоговая система, вооруженные силы, символы. Ввиду наличия государства логически возникает определенная, стойкая, неограниченная в пространстве правовая связь между личностью и определенным государством, которая определяет их общие права и обязанности. Такая связь называется гражданство. Кроме того, факт существования государства делает абсолютно логичным и необходимость воспитания будущих граждан.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий ее социально-экономического, политического и культурного роста. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. В данном контексте гражданственность является главным показателем воспитания человека и личности как Гражданина. Под гражданственностью следует понимать интегративное качество личности по следующим аспектам:
а) мировоззренческий (знания, убеждения, ценностные ориентации и другие);
б) поведенческий (нормы, направленность, установки, поступки и другие);
в) оценочный (качественное состояние нравственного, политического, правового самосознания; стиль мышления; познавательные оценки, их характер, содержание, степень истины, логика доказательств и другие);
г) культурный (культура чувств, отношений, поведения, формы, содержание и характер самодеятельного творчества и другие).
Гражданственность формируется в результате процесса практической реализации гражданского образования.
Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников, средствами учебных дисциплин. Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей. А также готовность участвовать в общественно-политической жизни страны, местных сообществ. Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности – совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в гражданском обществе. Применить свои знания и умения на практике.
Признавая формирование гражданина как цель воспитания, необходимо определиться с направлениями этой работы. Особое значение в гражданском становлении личности имеют следующие задачи:
Мировоззренческая подготовка молодёжи так как гражданское воспитание строится на определённой совокупности идеалов, ценностей.
Формирование гражданской ответственности через участие в различных видах общественной деятельности, в политической и социально-экономической жизни района, города, Республики.
Приобщение учащихся к культуре своего Отечества, народа, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях.
Формирование общечеловеческих (народных) норм морали без которых не может быть подлинного гражданина.
Развитие способности к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения.
Воспитание трудолюбия как ценности в жизни, развитие потребности в творческом труде.
Воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни.
К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств. Основная цель — воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремление к миру, потребности в труде на благо общества. К основным видам деятельности, имеющих значимое влияние на воспитание Гражданина, можно отнести: аудиторную, кружковую, краеведческую, поисково-исследовательскую, экологическую, правоохранительную, патриотическую, общественно-политическую.
Курс по формированию гражданственности у школьников Донбасса объединяет в себе 4 содержательные линии: историко-краеведческую, природоведческую, культурологическую и обществоведческую, которые реализуются через микросферы «Я – житель Донбасса», «Природа Донбасса» и «Культура Донбасса», «Дыхание времен», «След в истории», «Человек и закон», «Гражданская позиция», которые, в свою очередь, объединяются в три макросферы: «Донбасс и Русский мир», «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики», «Донбасс – моя Родина».
Ключевой задачей реализации данного курса является формирование и самоидентификация нравственной позиции, которая выражается в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья. церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств на его права и интересы. Чувство гражданственности вытекает из самосознания человеком себя как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества, активно участвующего в принятии и осуществлении государственных решений, и руководствующегося в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитат