Просмотр содержимого документа
«"Брянский край" рабочая программа 5 класс»
Пояснительная записка
Курс «Брянский край» призван развивать гражданское, патриотическое сознание и поведение, воспитывать у учащихся чувство любви к малой Родине, активную гражданскую позицию.
Структура учебного пособия включает вводную часть и 5 разделов, которые в свою очередь делятся на параграфы. К параграфам даются вопросы для проверки знаний.
Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение курсу «Брянский край» в объеме 35 часов, 1 час в неделю во внеурочной деятельности.
Программа составлена с учетом структуры учебника.
Выделены часы на практические занятия, психологические практикумы, общественные слушания, диспуты. Они способствуют развитию умения анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, овладению различными видами публичных выступлений и следования этическим нормам и правилам ведения диалога. Запланировано итоговое занятие.
Рабочая программа по курсу «Брянский край» для 5 класса составлена на основе:
-рекомендационного письма департамента общего и профессионального образования Брянской области от 11 мая 2012 г. №2552-04-О;
-федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 №1312);
- базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Брянской области на 2015-2016 учебный год (приказ департамента общего и профессионального образования Брянской области;
-учебного плана МБОУ «СОШ №1» на 2015-2016 учебный год.
Цель программы:
Развитие гражданственности и патриотизма, осознание себя будущим активным участником преобразования Брянской области и России, уважение к истории и традициям нашей малой Родины.
Задачи программы:
- развитие мотивации к активному участию в основных сферах общественной жизни;
- овладение умениями работать с различными источниками информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления и исторически сложившимися культурными, религиозными, этно –национальными традициями;
- знакомство с деятельностью выдающихся людей Брянщины;
- формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию своей жизнедеятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Брянский край» в основной школе (5 класс) отводится 35 часов: 1 час в неделю, что полностью соответствует требованиям федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации и учебного плана МБОУ «СОШ №1» на 2015-2016 учебный год.
Виды и приемы на уроках курса «Брянского края» в 5 классе:
Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса по курсу «Брянский край»
В результате изучения ученик должен:
Знать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
Уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов, включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, гражданина и государства;
Приводить примеры деятельности людей в различных сферах;
Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;
Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
Общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
Нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
Первичного анализа и использования социальной информации;
Развитие общеучебных умений, навыков и способов деятельности на уроках курса «Брянский край».
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение Брянского края способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья,ю выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функиональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопостовлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. При выполнении творческих работ формируется умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельно выполнять различные творческие работы; участвовать в проектной деятельности.
Важную роль образования играет в формирование и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения, создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках курса учащиеся должны более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры. Подбирать аргументы, перефразировать мысль. Формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащиеся должны использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд).
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение5 оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Календарно-тематическое планирование курса «Брянский край»
Количество часов: всего-35. В неделю -1 час
Итоговое занятие -1 час
Содержание программы учебного курса
I раздел. Мы и наш край. (6 часов)
Брянщина - лучший уголок России. Наши символы.
II раздел. Ваше общее образование. (8 часов)
Твоя основная школа. Школьная реформа. Для чего люди учатся. Твоя будущая профессия.
III раздел. Твой отчий дом. (6 часов)
Ты в своей семье. Что от нас ожидают родители. Решение социальных проблем семьи.
IV раздел. Наша власть. (6 часов)
Что такое власть и чему она служит. Как устроена власть.
V раздел. Наши достоинства и недостатки. (7 часов)
Твоя воспитанность. Твоя культура. Твой характер.
Итоговое занятие. (1 час)
Формы и средства контроля знаний.
Методы устного контроля - беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, схемы, индивидуальный опрос учащихся, дидактические тесты.
№
Тема урока
Виды деятельности учащихся
Форма контоля
Кол-во часов
Д/з
Дата
5а
Дата
5б
Дата
5в
Дата
5г
1
Брянщина - лучший уголок России.
Представлять публично результаты своей деятельности, доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения товарищей.
работа с учебником, иллюстрациями, дополнительной литературой. Задания на усвоение понятий. УО
1
С.4-11
08.09
2
Практическое занятие №1
Представлять публично результаты своей деятельности, доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения товарищей.
решение задач
1
С.10
15.09
3
Интерактивное путешествие "Мой любимый уголок"
Осуществлять поиск информации из различных источников, делать выводы и аргументировать их фактами, решать проблемные задачи.
выступление с сообщением
1
С.10-11
22.09
4
Наши символы.
Уметь объяснять значение символов Брянской области как атрибутов государственной власти.
блиц-опрос
1
С.12-19
29.09
5
Конкурс семейной геральдики.
Уметь составлять семейный герб, использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейного герба.
выступление с сообщением
1
06.10
6
Моя визитная карточка.
Уметь находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах Брянской области, уметь составлять визитную карточку.
вступление с сообщением
1
13.10
7
Твоя основная школа.
Уметь характеризовать роль школы в развитии общества. Задания на усвоение понятий.
УО
1
С.20-26
20.10
8
Практическое занятие №2 "Наша школьная реформа".
Уметь обосновывать свое отношение к образованию, высказывать оценочные суждения и свое личное отношение к школьной реформе.
сообщение
1
27.10
9
Для чего люди учатся.
Объяснять необходимость хорошего образования, уметь анализировать текст, устанавливать причинно-следственные связи. Уметь вести дискуссию.
1
С.27-34
10.11
10
Практическое занятие №3 "Образование в моей семье".
Оценивать значение образования в современном обществе, уметь высказывать оценочные суждения и свое личное отношение к образованию.
сообщение
1
С.34
17.11
11
Твоя будущая профессия.
Уметь работать с текстом учебника, аргументировать свою точку зрения.
кроссворд
1
С.35-40
24.11
12
Практическая работа №4 «Социальный опрос: какая профессия наиболее престижная для жителей нашего района».
Проводить среди школьник ов небольшой социологический опрос по проблемам выбора будущей профессии.
сообщение
1
01.12
13
Путешествие в мир профессий.
Осуществлять поиск информации из различных источников, представлять публично результаты.
сообщение
1
С. 42
08.12
14
Проект «Подготовка к моей будущей профессии».
Планировать этапы работы над коллективным проектом «Подготовка к моей будущей профессии».
1
15.12
15
Ты в своей семье.
Характеризовать семью и семейные отношения. Понимать необходимость соблюдения прав других людей и выполнять свои обязанности.
задания на усвоение понятий
1
С. 43-47
22.12
16
Практический практикум №5 «Список претензий и способы их преодоления».
Использовать элементы причинно-следственного анализа при выполнении заданий.
тест
1
С.47-48
29.12
17
Проект «Каким я буду родителем и как я буду воспитывать своих детей».
Планировать этапы работы над проектом. Определять форму представления результатов проектной деятельности.
1
С. 48
12.01
18
Что от нас ожидают родители.
Описывать влияние семейных ценностей на особенности воспитания детей. Называть права и обязанности родителей и детей.
опрос
1
С.49-54
19.01
19
Проект «Мой неожиданный подарок родителям».
Высказывать суждения о том, что недопустимо в отношениях родителей и детей. Уметь выполнять познавательные и практические задания с использованием проектной деятельности на исследование несложных реальных связей и зависимостей.
1
С.54
26.01
20
Общественные слушания «Решение социальных проблем семьи».
Выполнять несложные практические по анализу ситуации, связанные с различными способами разрешения семейного конфликта. Уметь вести диалог и участвовать в дискуссии.
1
С.54
02.02
21
Что такое власть и чему она служит.
Работа с учеником. Иллюстрациями, дополнительной литературой. Называют основные виды власти.
1
С.55-61
09.02
22
Практическая работа №6 «Изучение устава школы и наши дополнения в устав».
Работают с документами. Представляют публично результаты своей деятельности, доказывают свою точку зрения и выслушивают мнения товарищей.
1
16.02
23
Диспут «О власти и властителях».
На примерах из жизненного опыта раскрывать назначение власти. Высказывают оценочные суждения и свое личное отношение к изучаемому.
сообщения
1
С.61
01.03
24
Как устроена наша власть.
Характеризуют региональный уровень государственной власти, сравнивают федеральный, региональный и муниципальный уровни власти.
1
С.62-67
15.03
25
Моя губернаторская программа.
Решают в рамках изученного материала практические задачи.
1
С.66
29.03
26
Общественные слушания «Как улучшить власть».
Представляют публично результаты своей деятельности, сравнивают взгляды людей, ведут дискуссию.
1
С.67
05.04
27
Твоя воспитанность.
Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм. Работают с понятиями. Объясняют смысл пословиц о воспитании.
опрос
1
С.68-77
12.04
28
Психологический практикум №7 «Уровень твоей воспитанности». Моя программа самовоспитания.
Используют элементы причинно-следственного анализа при выполнении заданий. Дают нравственные оценки собственным поступкам.
тест
1
С.76-77
19.04
29
Общественные слушания «Повышение культурного уровня жителей моего города».
Представляют публично результаты своей деятельности, сравнивают взгляды людей, ведут дискуссию.
сообщения
1
С.77
26.04
30
Твоя культура.
Высказывают оценочное суждение и свое личное отношение к изучаемому.
1
С.78-86
03.05
31
Интерактивное путешествие «Брянщина - знакомая и незнакомая».
Осуществляют поиск информации из различных источников. Представляют публично результаты.
1
С.85-86
10.17
32
Культурные традиции моей семьи.
Готовят сообщения. Представляют публично результаты.
1
17.10
33
Твой характер.
Анализируют текст, устанавливают причинно-следственные связи.
1
С.87-95
24.10
34
Психологический практикум №8 «Твой характер. Что я могу изменить в своем характере».
Уметь анализировать свои поступки с позиций требований норм морали.
тест
1
31.10
35
Итоговый урок «Брянщина-лучший уголок России».
Применяют полученные знания в нестандартной ситуации.