В культуре — ядро, стержень воспитанности. И все усилия должны быть направлены на то, чтобы словом, делом, примером, образцом поведения помогать окружающим не терять духовность, человечность, надежду и веру в себя, людей, Бога, идеалы, в свою мечту
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Без культуры нет воспитания»
БЕЗ КУЛЬТУРЫ НЕТ ВОСПИТАНИЯ
Р ,Т. Попова , преподаватель общественных дисциплин , психолог , филолог, юрист , «заслуженный учитель Р.Ф»
Краснодарский край.
В культуре — ядро, стержень воспитанности. И все усилия должны быть направлены на то, чтобы словом, делом, примером, образцом поведения помогать окружающим не терять духовность, человечность, надежду и веру в себя, людей, Бога, идеалы, в свою мечту
Современный мир в его противоречиях и усиливающемся хаотическом состоянии становится вместе с тем иным, кардинально обновляющимся, что затрагивает все сферы нашей жизни, в том числе деятельность молодежи.
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики культуры воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Культура воспитания - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, жить и творить по «законам красоты».
В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интерио-ризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве
В народе широко известен афоризм: «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». В современных учебниках по психологии находим: «Вежливость — форма взаимоотношений между людьми, суть которых — желание добра друг другу».
В самом деле, грубое слово или даже жест ранят порой сильнее ножа, а приветливое, мягкое обращение снимает напряжение даже в самых неприятных ситуациях. Казалось бы, зная все это, мы не должны допускать грубости в общении между собой, тем более что общество наше становится все более образованным и, по логике вещей, более культурным.
Но, несмотря на это, бесконфликтное общение в наше время — едва ли не роскошь. Сплошь и рядом мы наблюдаем бестактность, дерзость, неуважительные и некорректные формы общения подростков, соседей, сослуживцев на рабочем месте.
Нас очень беспокоит тот факт, что тон, которым говорят друг молодёжь, порой отдает откровенной грубостью. К сожалению, в качестве объяснения своего поведения многие ссылаются на свои ложно понимаемые прямолинейность и откровенность. Я считаю, что подобному бескультурью не может быть никакого оправдания. Человеку любого возраста важно помнить, что ничто не обижает окружающих так сильно, как грубое слово.
Значительную часть своего существования человек проводит на учебе и работе. Успехи в учебе, на работе — составляющая часть успехов жизненных. Мы приобретаем знания и умения, необходимые в той социальной среде, в которой мы находимся. В процессе профессиональной деятельности формируется профессиональный менталитет, т. е. такая форма мыслительной деятельности, которая включает в себя осознание отношения к окружающему, характерного для конкретной профессиональной группы и выражающегося в формировании поведенческих реакций и эмоционально-волевых установок. Выбранная профессия, поведение человека в профессиональном сообществе помогают реализоваться каждому из нас, осознать свое место в социуме, добиться совершенствования личных и деловых качеств.
Этими положениями подтверждается актуальность поднятой проблемы. Выбранная мною профессия, как никакая другая, требует от нас высокого профессионального самосознания, которое определяет поведенческие реакции, правила, нормы, речевую культуру и даже мимику и жестикуляцию.
Безусловно, каждому человеку свойственны определенные привычки, черты характера и нормы поведения. У каждого из нас свое мировосприятие, свой жизненный опыт. Всем приходится на протяжении жизни находить решение различных проблем, вступать в конфронтацию либо идти на компромисс. Однако эти противоречия становятся вредоносными, если мы не умеем регулировать свои чувства, придавать им достойную форму.
Человек не застывшая статуя, и пока он дышит, есть время творить настоящее, созидать, с тем, чтобы передать эстафету будущему с хорошими знаниями. А настоящее складывается, прежде всего, из наших деяний, желаний, мыслей.
Наверное, каждый в жизни сталкивался с неким парадоксом: встречаются люди воспитанные и вежливые, но не умеющие писать без ошибок, а также высокообразованные грубияны и хамы. Поэтому важно не забывать, что грамотная личность своим примером воспитывается в течение всей образовательной деятельности. Великий педагог-новатор Лев Толстой говорил: «Нельзя воспитывать, не передавая знания». Сегодня по-новому осмысливается соотношение образования и воспитания. Я понимаю, что тема безгранична, поэтому сейчас я
хочу поделиться своими мыслями , главным образом, о месте и роли элементарных правил хорошего тона, поведения в обшей культуре личности, о значении этикета в нашей жизни.
Нельзя забывать, что любая личность воспитывает собственным примером. А тем более - студент о образовательного учреждения. Здесь каждый из нас — учитель учителей!
Наша основная задача заключается в том ,что в процессе общения каждый из нас должен уметь предупреждать любые конфликтные ситуации, а для этого необходимо обладать культурой общения, владеть собой, выражать уважение к личности другого человека, искусно использовать психологические методы воздействия, уметь разрядить напряженность между людьми, не дав ей перерасти в нежелательное столкновение.
Не секрет, что изо дня в день мы сталкиваемся с проявлением грубости, пренебрежительного отношения, ранящего наше самолюбие, неделикатности и бестактности. Можно было бы продолжить этот печальный перечень невзгод, которые обрушиваются на нас ,в течении всей нашей жизни.
Зачастую в течение дня, заряжаясь отрицательными эмоциями, мы затем начинаем их «излучать». Это создает нечто похожее на цепную реакцию. В итоге страдают все. Чем больше человек будет желать плохого другому, тем больше накопится отрицательной энергии в его душе, и сам он будет отравлен этой негативной энергией. Это процессы, не управляемые самим индивидом, т. е. не планируемые, не прогнозируемые, не контролируемые волей человека процессы. Зачастую это необъяснимо. Эти бессознательные акты вызываются действием свободной психической энергии, напор которой человек не в силах сдержать.
Вспомните, ведь с каждым было такое: подсознательно мы чувствовали, что поступали плохо, неправильно, но... ничего не могли с собой поделать, потому что не работали над тем, как развить критическое мышление, , как научиться находить собственные приоритеты, повышать уровень культуры, развивать способность анализировать ситуацию и, наконец, воспитывать само регуляцию и совесть.
Согласно определениям словарей, совесть — «особое качество души человека, обусловливающее возможность нравственного самоконтроля, чувство нравственной ответственности за свои деяния, внутренний закон души, не позволяющий человеку совершать поступки, выходящие за рамки общественной морали».
Совесть подобна плодородному почвенному слою, это своего рода «гумус» души. Природе требуется примерно сто лет, чтобы нарастить плодородный слой всего лишь на сантиметр, а пыльная буря может в течение одного часа уничтожить много сантиметровый слой почвы. Так и совесть наращивается поколениями людей. Детям и внукам передаются наработанные жизненным опытом моральные заповеди, составляющие основу внутреннего неписаного закона.
Тысячи лет цивилизации превратили людей из дикарей в носителей неких моральных ценностей, научили сопереживать, чувствовать боль ближнего. Накопленная человеком нравственность всегда выдвигала на первое место «совесть». Она выполняла роль своеобразного морального, внутреннего «стража», оберегающего от каких-либо проступков. И вдруг... ее не стало, исчез внутренний сторож, ничто более не сдерживает выплесков агрессивности, злобы, зависти, ненависти. Человек в одночасье вернулся на много столетий назад, в душе его началась «пыльная буря», уносящая наработанный пласт нравственности, генетически переданный нам предками.
Оказывается, русским словом «богатый» изначально называли не материально состоятельных, а людей, которые жили с богом в душе («Бог-атый»). То есть, в лучшем смысле слова, речь шла о тех, кто жил духовно богатой жизнью, с душой, защищенной Богом. Сейчас немаловажна проблема духовного воспитания личности подрастающего поколения
. Каждый человек волен в своих поступках и словах, он подчиняется своему сердцу, своей совести. Я никогда не считаю, что мы живем только, чтобы потреблять и развлекаться. В жизни каждого человека есть свой смысл, какое-то свое индивидуальное призвание. И хорошо, когда он это в себе обнаруживает, развивает, правильно и умело реализует
Я абсолютно убеждена, что каждый из людей имеет свою долю божественного дара. Это дар может быть связан с профессией человека, с наукой, искусством и культурой. Важно сполна реализовать данные тебе Богом возможности созидания и вложить их в общий процесс гармонизации той среды, где ты живешь, трудишься.
Не обязательно, чтобы этот вклад был сверхмасштабным. Свой вклад в гармонизацию колледжа вносит и тот, кто благоустроил территорию, озеленил свою аудиторию , принял участие в предметных олимпиадах, . Или просто дружелюбно, благожелательно относился к ребятам, которые находятся в трудных для них ,ситуациях, не повышая градус злобности.
В процессе общения, духовного роста важно помнить о некоторых взаимосвязанных концепциях:
памяти (без памяти нет традиции);
традиции (без традиции нет культуры);
культуры (без культуры нет воспитания);
воспитания (без воспитания нет; духовности);
духовности (без духовности нет личности);
личности (без личности нет народа).
Каждый компонент можно рассматривать во взаимодействии и изолированно. Обратите внимание: без культуры нет воспитания. В культуре — ядро, стержень воспитанности. И все усилия должны быть направлены на то, чтобы словом, делом, примером, образцом поведения помогать о окружающим не терять духовность, человечность, надежду и веру в себя, людей, Бога, идеалы, в свою мечту .В нашем эт ическом воспитании выработалось десять нельзя, соблюдение этих запретов считается в коллективе делом чести и достоинства, нарушение- позором и нравственным невежеством. Я считаю, что настольной книгой каждого образованного человека должны стать книги Д. Карнеги…………
Любите окружающую вас природу. Не плюйте вокруг и не выплевывайте из себя ничего негативного. Привыкайте к этому: это ваше здоровье.
Здоровайтесь со всеми, всегда и всюду, особенно с людьми старшего возраста.
Помогайте людям, чем можете, особенно бедным, больным, обиженным, нуждающимся. Делайте это с радостью. Отзывайтесь на нужду душою и сердцем. Вы приобретете друзей, поможете делу и сохраните здоровье.