kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Национальная музыкальная культура Татарстана

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение истории педагогической мысли татарского народа, национальной музыкальной культуры, музыкального образования и воспитания актуально всегда. Лишь зная историю народа, его духовное наследие, общественно-педагогическую деятельность его лучших представителей можно успешно решить те задачи, которые стоят перед современной школой и вузом. Без исторической памяти - нет музыкальных традиций, без музыкальных традиций - нет музыкальной культуры, без музыкальной культуры - нет музыкального воспитания, без воспитания музыкальной культуры - нет духовности, без духовности - нет личности, а без личности - нет народа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Национальная музыкальная культура Татарстана »













Национальная музыкальная культура Татарстана




















Содержание. стр.



1. Введение …………………………………………………….. 1


2. Подъем национального музыкального искусства…….. 2-3


3. Традиционная татарская музыка. ……………………… 4


4. Народные песни татар. ……………………………………… 5


5. Татарские народные музыкальные инструменты. ……………… 6-8


6. Вывод. ………………………………………………………….. 9






































1.Введение.

Изучение истории педагогической мысли татарского народа, национальной музыкальной культуры, музыкального образования и воспитания актуально всегда. Лишь зная историю народа, его духовное наследие, общественно-педагогическую деятельность его лучших представителей можно успешно решить те задачи, которые стоят перед современной школой и вузом. Без исторической памяти - нет музыкальных традиций, без музыкальных традиций - нет музыкальной культуры, без музыкальной культуры - нет музыкального воспитания, без воспитания музыкальной культуры - нет духовности, без духовности - нет личности, а без личности - нет народа. Решающим звеном в этом взаимодействии — музыкальная память - музыкальная традиция - музыкальное воспитание -духовность - личность — народ - именно музыкальное воспитание оказывается центральным звеном. Вечность музыкального воспитания, как наиболее устойчивой социальной категории подтверждается всем ходом исторического развития, как человека, так и каждого из народов.

Знания исторического опыта воспитания музыкальной культуры, музыкально-педагогической мысли и музыкально-образовательной практики татарского народа будут способствовать развитию историко-педагогического мышления учащихся и студентов, помогут в дальнейшей педагогической и творческой деятельности, повысят общую педагогическую и музыкальную культуру.

Исторические и географические факторы обусловили расположение Татарстана на стыке двух крупных цивилизаций: восточной и западной, что во многом объясняет многообразие его культурного богатства. Татарский народ хранит многовековые традиции своих предков - булгар, которые сумели достичь высокого уровня культурного развития, соединив свои тюркские корни и арабское влияние, обусловленное принятием ислама в Х веке. Это стало той основой, на которой в дальнейшем развивалась вся татарская культура. Особое место в жизни булгар и современных татар занимает литература. Традиции, заложенные ещё Кул Гали в поэме "Кыйсса-и Йусуф" в XIII веке, продолжили Махмуд Гали, Саиф Сараи, Мухамедьяр и другие. Среди выдающихся деятелей культуры татарского народа XIX - XX веков можно назвать Г.Тукая, К.Насыри, Ш.Марджани, Г.Камала, Ф.Амирхана, Р.Нуриева, Б.Урманче, Г.Ибрагимова, Г.Исхаки, М.Джалиля.

С захватом Казани в 1552 году войсками Ивана Грозного в крае наблюдается широкое проникновение русской культуры. В результате взаимодействия двух цивилизаций родилась уникальная культура современного Татарстана. Годы, проведённые в Казани, оказали большое влияние на творчество таких деятелей мирового масштаба, как Л.Толстой, М.Горький, Г.Державин, Ф.Шаляпин и др. Город также помнит визит А.Пушкина, который изучал историю нашего края. Своеобразная природа Татарстана запечатлена на полотнах выдающегося русского художника И.Шишкина.

2. Подъем национального музыкального искусства.


С образованием в 1920 г. Татарской Автономной Советской Социалистической Республики начинается подъем национального музыкального искусства. В Татарстане открываются театр оперы и балета, консерватория, филармония, создается Союз композиторов. Марши и песни Салиха Сайдашева - одного из основоположников профессиональной татарской музыки, произведения Н. Жиганова, Ф. Яруллина, М. Музаффарова, 3. Хабибуллина, А. Ключарева, Р. Яхина, А. Лемана, А. Бакирова, И. Шамсутдинова, С.Губайдуллиной и других говорят о высоком уровне произведений композиторов Татарстана.

В пропаганде национального искусства, в подготовке музыкальных кадров ведущая роль принадлежит Казанской государственной консерватории. Основанная в 1945 году, консерватория подготовила большое число оркестрантов, солистов оперы и балета, солистов концертных эстрад. В 1960 г. при консерватории открылась средняя специальная музыкальная школа, учениками которой были такие известные музыканты, как М.Плетнев, Р.Абязов, Р.Урасин.

Золотыми буквами в историю Казани вписано имя Федора Ивановича Шаляпина. Великий русский певец родился в Казани 1 февраля 1873 года. В этом городе прошло детство Шаляпина, здесь он начал петь в церковном хоре, впервые познакомился с театром и оперой.

Большим событием в музыкальной жизни Казани стало создание в 1967 году симфонического оркестра. Почти все исполнители оркестра - воспитанники Казанской консерватории. В последние годы была проведена комплексная реконструкция здания концертного зала казанской консерватории - на базе которого был открыт Большой государственный концертный зал Республики Татарстан. В то же время в Большом концертном зале был заменен установленный мастерами чехословацкой фирмы "Ригер-Клосс" в 1972 году орган - на новый инструмент голландской фирмы "Флентроп". В настоящее время орган Большой концертного зала РТ является одним из лучших в Европе.

Крупнейшим центром пропаганды татарской национальной музыки является театр оперы и балета им. Мусы Джалиля. Начало профессионального татарского музыкального театра относят к 1939 году, когда была поставлена опера Н. Жиганова "Качкын" ("Беглец"), хотя первые пробы сил и возможностей в создании национальной оперы были сделаны еще в 1920-х годах (музыкальные спектакли Г. Альмухамедова, С. Габаши, И. Виноградова - "Сания" и "Эшче"). В рождении национальной оперы большая заслуга принадлежит Московской консерватории, подготовившей первый основной состав в татарской оперной студии. Огромным событием в истории театра явились создание и постановка замечательного балета Ф. Яруллина "Шурале" ("Леший") и оперы Н. Жиганова "Алтынчеч" ("Золотоволосая"), вошедших в золотой фонд национального музыкального искусства. В настоящее время в репертуаре театра оперы и балета западноевропейская и русская классика, лучшие национальные произведения оперного и балетного жанра, музыкальные комедии и оперетты.

История развития воспитания музыкальной культуры в условиях развития татарского национального музыкального образования с середины XIX до первой четверти XX вв. непосредственно связана с вопросами развития государственности, политическими и социально-экономическими проблемами рассматриваемого периода.

До настоящего времени история воспитания музыкальной культуры в условиях развития татарского национального музыкального образования с середины XIX до первой четверти XX вв. не рассматривалась как один из определяющих факторов становления современной системы музыкального образования и воспитания.


3. Традиционная татарская музыка.


Национальная музыка татар - народа Евразии с многовековой историей и самобытной культурой - является неотъемлемой частью мировой цивилизации.

Татары - тюркоязычный народ, и в его искусстве органично сочетаются восточные традиции и традиции коренных народов центральной Европы. Следы седой древности татарской музыки не мешают ее восприятию нашим современником, ее эмоциональный склад близок ему. В количественном отношении татары, после русских, в Российской Федерации занимают первое место. Их этническая территория - Поволжье, Приуралье, Западная Сибирь; немало татар проживает в Казахстане, Средней Азии, Москве и Петербурге, Финляндии. В музыковедческой литературе татар иногда называют "северными мусульманами". Германские ученые Роберт Лах, Георг Шюнеман еще в 1916-17 гг. записывали и исследовали татарские народные песни, однако объектом всестороннего научного исследования они стали лишь в середине XX века.

Традиционная татарская музыка основана на широко распространенной на Востоке пятизвучной системе - пентатонике, которая типична для китайской, вьетнамской, корейской, венгерской народной музыки. В то же время на ней построены песни мари, чуваш, мордвы - то есть народов, исторические судьбы которых тесно переплетены с историей татарского народа. Однако мелодика татарской песни, особенно протяжной, существенно отличается наличием высокоразвитой орнаментики, чем сближается с восточными традициями. Эта орнаментация не только придает особый колорит музыке, но является важным средством динамизации интонационного его развития. Здесь естественна была бы параллель с орнаментикой мелодики композитора Ф.Шопена. Татарская традиционная музыка имеет различные стилевые и жанровые типы. Эмоциональное содержание и музыкальная стилистика ее в наиболее концентрированном виде проявляются в лирической протяжной песне, представленной здесь в интерпретации признанных мастеров народного музыкального исполнительства. Но традиционная песня - не только памятник народной песни; она и сегодня звучит в радио- и телепередачах, концертных программах.

Богатейшее музыкальное наследие татарского народа создавалось на протяжении многих веков. Его основу, если перейти на язык музыкальной науки, составляет песенный фольклор сольной традиции, основанный на ангемитонной монодии. Эти, может быть, непривычные для непосвященных термины объясняются довольно просто. Фольклор - народное творчество, монодия - одноголосие, или сольное исполнение, ангеми-тоника (или более употребительное в отношении татарской музыки, хотя и не вполне точное, - пентатоника) представляет собой систему музыкальных звукорядов, не превышающих пяти звуков, на которых построены мелодии. Именно монодия и ангемитоника придают своеобразие татарской народной музыке. Татарские народные напевы объединяет множество общих черт. Наряду с этим они различаются по характеру звучания, содержанию, происхождению из определенной местности, возникновению в среде мишарей, кряшен, казанских, астраханских, сибирских и других этнических групп татар.


4. Народные песни татар.

Татарские песни – это редкие песни, которые радуют слух не только граждан Татарстана, но и всей страны. Большинство людей не могут остаться спокойными, даже если даже один раз прослушали татарские песни. Практически любого искушенного поклонника музыки способны вызвать интерес песни на татарском языке.

Татарские народные песни весьма похожи на музыку Востока, их объединяет пятизвучная система. Особенность системы пяти звуков в том, что в качестве главного тона можно выбрать каждый из этих пяти звуков. Подобное исполнение встречается у многих народов (мордва, буряты, башкиры, вьетнамцы и т.д.).

В татарских народных песнях наличествует широкая палитра звуков (орнаментика), эти напевы отличаются тянущейся мелодичностью, и именно это делает татарские песни ближе к обычаям Востока. Орнаментика (палитра звуков) является очень важным средством для улучшения ритмической интонации и придает своеобразную красоту песне.

В те времена, когда татарский народ принял исламскую веру, татарские народные песни пополнились песнями Востока. В обиход вошли восточные инструменты, напевное декламирование произведений поэтов и т.д. Волжская Булгария (Татарстан) меняясь, стала очень походить на Арабский халифат.

Татарские песни очень тесно связаны с чтением Корана. Татары читают Коран несколько иначе, они стараются не сильно громко петь. Именно такое грустное, меланхоличное, приглушенное пение и составляет отличие музыкальной культуры татарского народа.

В настоящее в нынешнее время татарская песня – это множество весьма разнообразных стилей. Но более всего разными по музыкальной стилистике являются татарские песни в исполнении народных татарских ансамблей. Исполнители для исполнения берут различные инструменты: курай, кубыз, варган и многие другие. На протяжении веков образовывалось необъятное наследие татар. Если сказать языком музыки, то основу песен на татарском языке образует заложенный на монодии фольклор. Именно ангемитоника и монодия дают своеобразие татарским песням.

Песни на татарском языке связывает множество одинаковых черт. Кроме того, татарские песни отличаются по содержанию, по происхождению в зависимости от области проживания, по характеру звука, среды разных групп татар Казани, Астрахани, Сибири, Крыма, Казани, Астрахани, Сибири, Крыма и других областей.

Татарская песня помогает понять самобытную культуру татар, его историю, его культуру.

5. Татарские народные музыкальные инструменты.

Музыкальные национальные инструменты татар, прошли путь исторического формирования, который длился веками. Музыкальные традиции имеют множество общих черт с особенностями ритмики (ангемитонной пентатоники) тюркских и финно-угорских народов Поволжья, уходя корнями в эпоху музыкального этноса язычества.

Татарская народная музыка имеет в своей основе колорит восточных традиций, она созвучна с музыкой народов Дальнего Востока. А традиционные арабо-мусульманские музыкальные инструменты (например, сурнай - восточный музыкальный инструмент) гармонично вписались в творческое наследие татарского народа.

На сегодня, самыми известными инструментами татарского музыкального фольклора являются: гармонь-тальянка, курай, кубыз, сурнай, мандолина, думбра, ятаган, татарские гусли, саз и др.

Язычковый, щипковый инструмент, типа металлического варгана, кубыз (возможно, проник через угров). Недавно кубыз был обнаружен, при раскопках Речного селища на территории Татарстана. Археологов считают, что это селище существовало ещё в X-XI века, то есть во времена Волжской Булгарии. Варган-кубыз относится к самозвучащим язычковым инструментам. Он представляет собой металлическую пластинку или металлическую дугу с язычком посередине. Рот служит подвижным резонатором: с изменением формы и объёма ротовой полости рождаются тоны обертонового ряда.

Татаро-башкирский курай - духовой инструмент типа продольной флейты. «Свирели в два локтя», по описанию Ибн Русте, достигали метра в длину.

Классический курай изготавливается из стебля зонтичного растения с одноименным названием, имеет 4 игровых отверстия на лицевой стороне и одно на тыльной. Диапазон курая около трех октав. Звучание поэтичное и эпически возвышенное, тембр мягкий, при игре сопровождается горловым бурдонным звуком. Курай используется как сольный и ансамблевый инструмент.

Думбра - характерный инструмент большинства тюркских народов, искусство игры на котором зародилось еще в средние века. Думбра и кубыз упоминаются в «Татарской летописи»), исторической произведении конца XVII века, где описываются события времен Золотой Орды. В татарском любовно-романтическом дастане «Тулэк белэн Сусылу» ( «Туляк и Сусылу»), который, по мнению учёных, был написан не позднее XIV века, главный герой — Туляк изготавливает домбру для исполнения любовных песен.

Скрипка получила распространение среди татар на рубеже XVIII — XIX вв., полюбилась и сразу же стала, национальным инструментом. Без скрипки не обходился ни один сабантуй - праздник плуга, в честь весеннего сева. Одновременно со скрипкой вошли в основной набор музыкальных народных инструментов гусли, они использовались тюркским населением Поволжья и сохранились у татар-кряшен.

Сегодня чуть ли не каждый пятый татарин старшего и среднего поколения умеет играть на гармони-тальянке.

Гармонь-тальянка относится к типу однорядных гармоней, и стала по-настоящему народным инструментом.

Сочетание, по крайней мере, четырех типов культурных взаимовлияний (тюркского, финно-угорского, болгарского и славяно-русского), а также двух религий (ислама и христианства) очень наглядно отразилось в разнообразном наборе народных музыкальных инструментов Татарстана.

Многие татарские народные музыкальные инструменты были утрачены и сегодня переживают новое рождение. Сорнаи, кураи, думбыры, мандолины, народные скрипки, татарские гусли выставлены в Государственном национальном музее Татарстана, музеях Казани, Альметьевска, Москвы, Санкт-Петербурга и др.





Вывод.

Богатейшее музыкальное наследие татарского народа создавалось на протяжении многих веков. Республика уделяет большое внимание развитию национальной музыкальной культуры Татарстана.. Только в Казани действует свыше 30 музыкальных школ, музыкальное училище, консерватория, ученики и выпускники которых регулярно занимают призовые места на всероссийских и международных музыкальных фестивалях и конкурсах. Большую известность в России и за рубежом приобрели международные музыкальные фестивали, проводимые в Татарстане: Международный фестиваль оперного искусства им.Ф.Шаляпина, Международный фестиваль классического балета им. Р.Нуриева, Международный фестиваль современной музыки "Европа-Азия". С успехом проходят гастроли музыкальных коллективов Татарстана, а произведения татарстанских композиторов находят своих поклонников далеко за пределами республики.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Национальная музыкальная культура Татарстана

Автор: Фахртдинова Расима Абузаровна

Дата: 23.12.2014

Номер свидетельства: 147281

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Культура Татарстана "Курай — национальный инструмент татарского народа""
    ["seo_title"] => string(66) "kultura_tatarstana_kurai_natsionalnyi_instrument_tatarskogo_naroda"
    ["file_id"] => string(6) "538463"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1580880789"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Халкыбыз ил?амы"
    ["seo_title"] => string(16) "khalkybyz-ilhamy"
    ["file_id"] => string(6) "294276"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455629389"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Выступление на тему "Формирование полилингвальной личности в условиях лицея" "
    ["seo_title"] => string(85) "vystuplieniie-na-tiemu-formirovaniie-polilinghval-noi-lichnosti-v-usloviiakh-litsieia"
    ["file_id"] => string(6) "107399"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403248331"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства