Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по обществознанию, тема : "Познание и истина".»
Познание как деятельность. Истина и ее критерии
Урок обществознания
10 класс
«Знание – сила»
Френсис Бэкон, английский философ
(1581 – 1626)
Что такое познание?
В процессе своей деятельности человек приобретал знания.
Знания – совокупность сведений, информации об окружающем мире и о себе, проверенных на практике и отраженные в мышлении человека.
Знания появляются в результате познавательной деятельности.
Что такое познание?
Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
Познание – это процесс получения знания.
Элементы познавательной деятельности
Так как познание – это один из видов деятельности человека, следовательно в нем также выделяются основные элементы:
Субъект познания – тот, кто получает знания (человек, общество)
Объект – то, что познается (отдельный предмет, окружающий мир, внутренний мир человека)
Методы познания – способы, позволяющие получить истину (зависят от вида познания).
Цель познания – приобретение истинных знаний об объективном мире.
Результат познания – знание.
Ступени познания
Рациональное (логическое)
Высшая ступень познания. Выявление общего, существенного в познаваемом объекте. Основной инструмент – разум и мышление. Результаты закрепляются в знаковых формах, системах
Высшая ступень познания.
Выявление общего, существенного в познаваемом объекте.
Основной инструмент – разум и мышление.
Результаты закрепляются в знаковых формах, системах
Чувственное
Низшая ступень познания. Осуществляется с помощью органов чувств (зрение, слух, обаняние, осязание, вкус). Познание через чувственные образы (представления).
Низшая ступень познания.
Осуществляется с помощью органов чувств (зрение, слух, обаняние, осязание, вкус).
Познание через чувственные образы (представления).
Формы познания
Рациональное (логическое)
Формулируется с помощью суждений, умозаключений, понятий.
Формулируется с помощью суждений, умозаключений, понятий.
Чувственное
В форме ощущений, восприятий и представлений.
В форме ощущений, восприятий и представлений.
Формы чувственного познания
Ощущение
- Это данные органов чувств об отдельных свойствах отдельных предметов
Восприятие
- Это целостный образ предмета, суммирующий отдельные ощущения в некую целостность, выделение предмета из окружающей действительности
Представление
- Это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним. (может формироваться о предметах, с которыми не было контакта).
Формы рационального познания
Понятие
- Мысль, выделяющая из действительности некий класс предметов с помощью указания на их общие признаки.
Суждение
- мысль, содержащая утверждение о наличии в действительности какого-либо положения дел.
Умозаключение (теория)
Система взаимосвязанных понятий и суждений, раскрывающая совокупность законов и закономерностей в какой-либо предметной области
Ступени познания
Находятся в единстве, переходят друг в друга, взаимно дополняют.
Когда чувственного и рационального познания не достаточно, важную роль в познании может сыграть интуиция (вспышка проницательности, способность человека к постижению истины без какого-либо обоснования с помощью доказательств).
Многие утверждения, основанные на здравом смысле, общепринятом мнении , не являются истинными.
Р.Декарт
Д.Беркли, Э.Мах, Р.Авенариус
Платон и Гегель
Философы об истине
Важнейший признак истинного знания - ясность
Важнейший признак истинного знания - ясность
Истина – это соответствие знания объекту, действительности
Истина – это соответствие знания объекту, действительности
Аристотель
Истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является раскрытием духовной, разумной первоосновы мира
Истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является раскрытием духовной, разумной первоосновы мира
Истина – это результат совпадения восприятий большинства
Истина – это результат совпадения восприятий большинства
Проблема истины
Свойства истины
Истина – верное, правильное отражение действительности в мысли
Истина
Абсолютная истина
Это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о предмете или явлении.
Она полностью исчерпывает предмет изучения и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.
Многие философы считают ее идеалом, образцом, к которому должно стремиться наше знание.
В реальности такое знание практически невозможно.
Относительная истина
На пути к абсолютно й истине человек получает относительные истины, то есть неполное, ограниченное знание.
Относительность истины определяется рядом причин:
Познаваемый мир бесконечен и изменчив;
Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени;
Познание определяется уровнем развития производства, духовной культуры, имеющимися средствами наблюдения, эксперимента.
Виды познания
Обыденное
Научное
Философское
Художественное
Социальное
Самопознание
1. Научное познание
Отличается от других видов познания стремлением к получению объективной истины, не зависящей от личности исследователя.
Полученный результат не должен зависеть от пристрастий, частных мнений, авторитетов.
Направлено на получение таких знаний, которые не только связаны с сегодняшним днем, но и могут найти применение в будущем.
Используются особые методы и формы познания.
Уровни научного познания
Эмпирический уровень – нахождение новых фактов, обобщение и поиск тенденций протекания того или иного процесса.
Означает все, что дано человеку на основе чувственного опыта, т.е. его способности ощущать, воспринимать, отражать внешние воздействия, переживать и понимать что-либо.
Теоретический уровень – формулирование общих закономерностей, создание целостной научной теории, а затем формирование общей научной картины мира.
Методы научного познания
1 уровень – опыт, здравый смысл, наблюдение, эксперимент
2 уровень – обобщение, анализ, синтез, моделирование
2. Способы ненаучного (обыденного) познания
Мифы – самый ранний способ понимания природной и общественной действительности.
Опыт повседневной жизни, жизненная практика.
Народная мудрость и здравый смысл.
Паранаука.
Познание средствами искусства.
3. Социальное познание
Совпадает объект и субъект познания.
Существуют несовпадения выводов и оценок, возникающих при изучении общества.
Сложность изучаемого объекта – общества.
Ограничение возможности проведения наблюдений и экспериментов над обществом.
Многие ученые считают, что возможно лишь описание общественных явлений, а не объяснение.
4. Самопознание
Получение человеком знаний о самом себе.
Формы самопознания:
Самоузнавание
Самооценка
Самоисповедь
Самопознание может осуществляться в процессе других видов деятельности – игре, общения, труда и др.
5. Художественное познание
1. Познание мира с помощью художественных образов.
2. Образы помогают представить идеальную мысль через реальное представление и понять это воплощение через выражение мысли.