kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Аспекты формирования физической и здоровьесберегающей компетентности у школьников среднего возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аспекты формирования физической и здоровьесберегающей компетентности у  школьников среднего возраста.

    Автор статьи: учитель физического воспитания Молокова И.О., г. Павлодар 2014 г.

 

О?у процесін сауы?тыру процесімін паралелді т?рде ?арастыру ?ажетілігі тауындады, рухани, адамгершілік ?асиеттерді? ?алыптасуынысыз тул?а дамымайды, денсаулы? болмайды

It is necessity to examine educational process parallel with health, because there is no harmonic development of pergon without formation of spirituality and morality.

 

 

    В связи с внедрением новых технологий обучения, проблема здоровья учащихся становится приоритетной, приобретает особую важность. Для того, чтобы каждый ученик стал способным реализовать себя всюду он должен быть конкурентоспособным и здоровым.

На сегодняшний день вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого  школьного учреждения, так как именно в  школьном возрасте закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития, а в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат базой для формирования его физической компетентности.

Сущность физической компетентности может быть заключена в одной фразе: знаю, умею, могу, хочу! Поэтому, педагогическая технология формирования физической компетентности должна развертываться с учетом этих позиций: от первоначального сообщения знаний о себе, своем здоровье, через формирование разнообразных умений и навыков, способностей применять эти знания в специально организованной деятельности, к самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности, проявляя при этом свое двигательное творчество.

В структуре физической компетентности выделяются ключевые и сопутствующие компетенции. Ключевые обеспечивают решение основных задач физического воспитания, к ним относятся:

  • Информационные компетенции (необходимый и доступный ребенку объем знаний и представлений о себе, своем здоровье и физической культуре человека, способах укрепления своего здоровья средствами санитарии и гигиены, физического воспитания и др.).
  • Мотивационные компетенции (формирование личностно-значимых и общественно-значимых интересов и мотивов – понимание, что значит физическая культура, занятия спортом для меня самого, для группы, для команды, в которой я играю).
  • Операционально-деятельностные компетенции (формирование навыков здоровья и физической культуры в целом, способов выбора разнообразных упражнений; конструирование своего поведения в социальной действительности для достижения физического совершенства).
  • Рефлексивные компетенции (приобретение детьми собственного опыта физкультурно-оздоровительной деятельности на основе умения анализировать свое поведение; становление собственной позиции).

Эффективность формирования физической компетентности предопределяется грамотным построением технологии физического воспитания. Несмотря на большое количество вариативных программ (комплексных, парциальных), – успех становления физической компетентности будет связан с правильным подбором средств, методов, форм и условий, направленных на полноценное физическое и психическое развития детей, укрепление их индивидуального здоровья, формирование привычки к закаливанию и физической культуре, выполнение правил безопасности жизни. Основными средствами формирования двигательной компетентности являются широкое использование естественных факторов природы, четко организованный режим дня, методически правильное проведение режимных процессов, создание благоприятных условия для разнообразной двигательной деятельности ребенка.

А для успешного усвоения учебной программы ребенку необходима повышенная умственная работоспособность, снижение двигательной активности приводит к ухудшению снабжения организма и мозга кислородом, замедлению процессов восстановления, снижению работоспособности. Это приводит к снижению интеллектуальной продуктивности.

Поэтому вооружив учащихся знаниями и умениями самостоятельных занятий оздоровительными упражнениями на переменах, позволит повысить уровень здоровья и умственную работоспособность.

Для решения данной проблемы я предлагаю использовать в работе спецкурс по теме «Оздоровительные системы в жизни человека», он даст возможность учащимся познакомиться с различными оздоровительными системами, вооружит учеников знаниями, умениями и навыками, укрепляющими их здоровье.

 

Данный спецкурс рассчитан на учеников среднего звена и носит ознакомительный характер. На занятиях   спецкурса учащиеся узнают о самых популярных оздоровительных системах, и   имеют возможность опробовать их на практических занятиях. Также  даст возможность учащимся познакомиться с различными оздоровительными системами, вооружит учеников знаниями, умениями и навыками, укрепляющими их здоровье. Позволит привлечь родителей к занятиям оздоровительными системами.

На ознакомление с данным спецкурсом отводится 5 занятий, занятия по практическим сведениям проводятся в кабинете, практические занятия рекомендуется проводить в зале с покрытием пола.

 

Задачи предлагаемого спецкурса:

1. Привлечение учащихся к здоровому образу жизни во внеурочное время.

2. Помощь в выборе оздоровительной системы.

3. Создание условий для изучения оздоровительных систем.

4. Практическое применение полученных знаний. (тренинги).

Таблица 1

Тематический план проведения интеллектуальных перемен.

 

Тема

Количество часов

1

Вводное занятие. Краткая характеристика различных оздоровительных систем

 

1

2

Оздоровительная система Амосова

1

3

Парадоксальная гимнастика Стрельниковой

1

4

Оздоровительная система Хатка - йога

1

5

Оздоровительная система Норбекова, итоговое занятие.

1

 

Теоретические сведения.

Занятие №1

1. Влияние оздоровительной физической культуры на организм школьника.

2. Краткая характеристика различных оздоровительных систем.

 

Занятие № 2

1. Кто такой Н.М.Амосов?

2. Оздоровительная система Н.М. Амосова

•  где можно заниматься по данной системе и какое оборудование для этого нужно иметь

•  Кому можно заниматься по данной системе

•  Каких результатов можно добиться, занимаясь по системе предложенной Н.М.Амомовым

3.Рефлексия

 

Занятие № 3

1. Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой

•   Для чего нужна такая гимнастика

•   В чем парадоксальность дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой

•   Для кого полезна эта система

2.Рефлексия

 

Занятие № 4

1  Оздоровительная система Хатха - йога

•  Кто такие йоги и где они живут

•  Как была придумана система хатха - йога

•  Когда и для чего нужно заниматься гимнастикой хатха — йога

•  Можно ли для улучшения здоровья использовать позы хатха - йога

•  Дыхание по хатха – йога

 2. Рефлексия

 

Занятие № 5

1. Оздоровительная система Норбекова

где можно заниматься по данной системе и какое оборудование для этого нужно иметь

• Кому можно заниматься по данной системе

2. Рефлексия

3. Подведение итогов

 

Практические занятия.

 

Занятие №1

• Пульсовой тест на определение работы ССС

 

Занятие №2  Оздоровительная система Н.М. Амосова

• Тест с приседаниями

• Тест с подскоками

• Упражнения, лежа в кровати

• Упражнения, сидя на стуле

 

Занятие № 3  Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой                                                                                                                                                  

• Тест на ЖЕЛ

• Разминочные упражнения дыхательной гимнастики

 

Занятие № 4  Оздоровительная система Хатха - йога   

  • Утренний комплекс упражнений «Приветствие солнцу»

• Оздоровительные позы и элементы оздоровительного самомассажа

• Дыхание по хатха — йога

 

Занятие № 5       Оздоровительная система Норбекова

• Упражнения для глаз

• Дыхательные упражнения

Комплексное использование различных оздоровительных систем предполагает широкую палитру методов и приемов, реализация которых обеспечивает становление разных ключевых компетенций.

Обогащение мотивов учения и познания в двигательной деятельности (ознакомление с различными оздоровительными системами) ведет к расширению мотивационной сферы личности ребенка, и, в конечном итоге, формированию физической и здоровьесберегающей  компетентности

 ЛИТЕРАТУРА

 

1 Конституция РК. 1993

2.Андронова М.И. Азбука здоровья, - Новосибирск: 2000 З.Лободин В.Т. Оздоровительные практики, -С-П б: Невский проспект, 1999 4.1000+1 совет о питании при занятиях спортом.- Минск: Современный литератор, 1999 Автор-составитель Альциванович К.К.

3. Виноградов Г.Н., Кулъназаров А.К., Садов В. Ю.Теория и методика здорового образа жизни; Учебное пособие.-Алматы:НПЦФК,2004, 312с

4. . Г. И. Куценко, Ю. В. Новиков. Книга о здоровом образе жизни. СПб., 1997.

5. Л. А. Лещинский. Берегите здоровье. М., «Физкультура и спорт», 1995.

6. Ладингтон Э., Дейлъ Г., Гамлешко И. Ключи к здоровью.- Заокский: Источник жизни. 2004.

7. Настольная книга учителя физической культуры. Под  ред.  Л.  Б.  Кофмана. М., «Физкультура и спорт», 1998.

8.Петрушин В. И., Петрушина Н. В. Валеология: Учебное пособие,- М.: Гар-дарики,2003.

9.Прнходько Н.Г., Лукьяненко М.В. Валеология: курс лекций.- Алматы; Ар-каим, 2002.

10.Чумаков Б.Н. Валеология: Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2000.

 11.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.Теория и методика физического воспитания.-М.:Академа, 2003,480 с

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Аспекты формирования физической и здоровьесберегающей компетентности у школьников среднего возраста. »

Аспекты формирования физической и здоровьесберегающей компетентности у школьников среднего возраста. Автор статьи: учитель физического воспитания Молокова И.О., г. Павлодар 2014 г.

Оқу процесін сауықтыру процесімін паралелді түрде қарастыру қажетілігі тауындады, рухани, адамгершілік қасиеттердің қалыптасуынысыз тулға дамымайды, денсаулық болмайды

It is necessity to examine educational process parallel with health, because there is no harmonic development of pergon without formation of spirituality and morality.


В связи с внедрением новых технологий обучения, проблема здоровья учащихся становится приоритетной, приобретает особую важность. Для того, чтобы каждый ученик стал способным реализовать себя всюду он должен быть конкурентоспособным и здоровым.

На сегодняшний день вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого школьного учреждения, так как именно в школьном возрасте закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития, а в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат базой для формирования его физической компетентности.

Сущность физической компетентности может быть заключена в одной фразе: знаю, умею, могу, хочу! Поэтому, педагогическая технология формирования физической компетентности должна развертываться с учетом этих позиций: от первоначального сообщения знаний о себе, своем здоровье, через формирование разнообразных умений и навыков, способностей применять эти знания в специально организованной деятельности, к самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности, проявляя при этом свое двигательное творчество.

В структуре физической компетентности выделяются ключевые и сопутствующие компетенции. Ключевые обеспечивают решение основных задач физического воспитания, к ним относятся:

  • Информационные компетенции (необходимый и доступный ребенку объем знаний и представлений о себе, своем здоровье и физической культуре человека, способах укрепления своего здоровья средствами санитарии и гигиены, физического воспитания и др.).

  • Мотивационные компетенции (формирование личностно-значимых и общественно-значимых интересов и мотивов – понимание, что значит физическая культура, занятия спортом для меня самого, для группы, для команды, в которой я играю).

  • Операционально-деятельностные компетенции (формирование навыков здоровья и физической культуры в целом, способов выбора разнообразных упражнений; конструирование своего поведения в социальной действительности для достижения физического совершенства).

  • Рефлексивные компетенции (приобретение детьми собственного опыта физкультурно-оздоровительной деятельности на основе умения анализировать свое поведение; становление собственной позиции).

Эффективность формирования физической компетентности предопределяется грамотным построением технологии физического воспитания. Несмотря на большое количество вариативных программ (комплексных, парциальных), – успех становления физической компетентности будет связан с правильным подбором средств, методов, форм и условий, направленных на полноценное физическое и психическое развития детей, укрепление их индивидуального здоровья, формирование привычки к закаливанию и физической культуре, выполнение правил безопасности жизни. Основными средствами формирования двигательной компетентности являются широкое использование естественных факторов природы, четко организованный режим дня, методически правильное проведение режимных процессов, создание благоприятных условия для разнообразной двигательной деятельности ребенка.

А для успешного усвоения учебной программы ребенку необходима повышенная умственная работоспособность, снижение двигательной активности приводит к ухудшению снабжения организма и мозга кислородом, замедлению процессов восстановления, снижению работоспособности. Это приводит к снижению интеллектуальной продуктивности.

Поэтому вооружив учащихся знаниями и умениями самостоятельных занятий оздоровительными упражнениями на переменах, позволит повысить уровень здоровья и умственную работоспособность.

Для решения данной проблемы я предлагаю использовать в работе спецкурс по теме «Оздоровительные системы в жизни человека», он даст возможность учащимся познакомиться с различными оздоровительными системами, вооружит учеников знаниями, умениями и навыками, укрепляющими их здоровье.


Данный спецкурс рассчитан на учеников среднего звена и носит ознакомительный характер. На занятиях спецкурса учащиеся узнают о самых популярных оздоровительных системах, и имеют возможность опробовать их на практических занятиях. Также даст возможность учащимся познакомиться с различными оздоровительными системами, вооружит учеников знаниями, умениями и навыками, укрепляющими их здоровье. Позволит привлечь родителей к занятиям оздоровительными системами.

На ознакомление с данным спецкурсом отводится 5 занятий, занятия по практическим сведениям проводятся в кабинете, практические занятия рекомендуется проводить в зале с покрытием пола.


Задачи предлагаемого спецкурса:

1. Привлечение учащихся к здоровому образу жизни во внеурочное время.

2. Помощь в выборе оздоровительной системы.

3. Создание условий для изучения оздоровительных систем.

4. Практическое применение полученных знаний. (тренинги).

Таблица 1

Тематический план проведения интеллектуальных перемен.


Тема

Количество часов

1

Вводное занятие. Краткая характеристика различных оздоровительных систем


1

2

Оздоровительная система Амосова

1

3

Парадоксальная гимнастика Стрельниковой

1

4

Оздоровительная система Хатка - йога

1

5

Оздоровительная система Норбекова, итоговое занятие.

1


Теоретические сведения.

Занятие №1

1. Влияние оздоровительной физической культуры на организм школьника.

2. Краткая характеристика различных оздоровительных систем.


Занятие № 2

1. Кто такой Н.М.Амосов?

2. Оздоровительная система Н.М. Амосова

• где можно заниматься по данной системе и какое оборудование для этого нужно иметь

• Кому можно заниматься по данной системе

• Каких результатов можно добиться, занимаясь по системе предложенной Н.М.Амомовым

3.Рефлексия


Занятие № 3

1. Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой

• Для чего нужна такая гимнастика

• В чем парадоксальность дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой

• Для кого полезна эта система

2.Рефлексия


Занятие № 4

1 Оздоровительная система Хатха - йога

• Кто такие йоги и где они живут

• Как была придумана система хатха - йога

• Когда и для чего нужно заниматься гимнастикой хатха — йога

• Можно ли для улучшения здоровья использовать позы хатха - йога

• Дыхание по хатха – йога

2. Рефлексия


Занятие № 5

1. Оздоровительная система Норбекова

где можно заниматься по данной системе и какое оборудование для этого нужно иметь

• Кому можно заниматься по данной системе

2. Рефлексия

3. Подведение итогов


Практические занятия.


Занятие №1

• Пульсовой тест на определение работы ССС


Занятие №2 Оздоровительная система Н.М. Амосова

• Тест с приседаниями

• Тест с подскоками

• Упражнения, лежа в кровати

• Упражнения, сидя на стуле


Занятие № 3 Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой

• Тест на ЖЕЛ

• Разминочные упражнения дыхательной гимнастики


Занятие № 4 Оздоровительная система Хатха - йога

  • Утренний комплекс упражнений «Приветствие солнцу»

• Оздоровительные позы и элементы оздоровительного самомассажа

• Дыхание по хатха — йога


Занятие № 5 Оздоровительная система Норбекова

• Упражнения для глаз

• Дыхательные упражнения

Комплексное использование различных оздоровительных систем предполагает широкую палитру методов и приемов, реализация которых обеспечивает становление разных ключевых компетенций.

Обогащение мотивов учения и познания в двигательной деятельности (ознакомление с различными оздоровительными системами) ведет к расширению мотивационной сферы личности ребенка, и, в конечном итоге, формированию физической и здоровьесберегающей компетентности

ЛИТЕРАТУРА


1 Конституция РК. 1993

2.Андронова М.И. Азбука здоровья, - Новосибирск: 2000 З.Лободин В.Т. Оздоровительные практики, -С-П б: Невский проспект, 1999 4.1000+1 совет о питании при занятиях спортом.- Минск: Современный литератор, 1999 Автор-составитель Альциванович К.К.

3. Виноградов Г.Н., Кулъназаров А.К., Садов В. Ю.Теория и методика здорового образа жизни; Учебное пособие.-Алматы:НПЦФК,2004, 312с

4. . Г. И. Куценко, Ю. В. Новиков. Книга о здоровом образе жизни. СПб., 1997.

5. Л. А. Лещинский. Берегите здоровье. М., «Физкультура и спорт», 1995.

6. Ладингтон Э., Дейлъ Г., Гамлешко И. Ключи к здоровью.- Заокский: Источник жизни. 2004.

7. Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л. Б. Кофмана. М., «Физкультура и спорт», 1998.

8.Петрушин В. И., Петрушина Н. В. Валеология: Учебное пособие,- М.: Гар-дарики,2003.

9.Прнходько Н.Г., Лукьяненко М.В. Валеология: курс лекций.- Алматы; Ар-каим, 2002.

10.Чумаков Б.Н. Валеология: Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2000.

11.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.Теория и методика физического воспитания.-М.:Академа, 2003,480 с















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Молокова Ирина Олеговна

Дата: 30.10.2014

Номер свидетельства: 124240


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства