Проблема виртуального общения у подростков стала сегодня очень актуальна.
В нашем обществе компьютер стал не только инструментом работы, но и частью жизни. С бурным развитием компьютерной техники, с расширением ее функциональных возможностей компьютерные технологии внедрились во все сферы жизнедеятельности человека, и нам уже сложно представить свою жизнь без ее присутствия. Но если взрослые люди способны видеть в компьютере своего помощника, воспринимают его как средство производства, то дети видят в компьютере исключительно источник развлечения. Причем, достижение современных технологий позволяют сделать эти развлекательные услуги наиболее привлекательными.
Объектом исследования является подростки в возрасте от 14 д до 16 лет, в количестве 25 человек, имеющие в наличие компьютер и выход в Интернет и подростки, которые хоть раз, но пользовались виртуальной сетью.
Вторая группа исследования это подростки в возрасте 10-11 лет, в количестве 26 человек, имеющие в наличие компьютер и выход в Интернет.
Общение – взаимодействие людей, обусловленное формами совместной жизни и деятельности. В процессе развития культуры складываются разнообразные предметные и знаковые средства, с помощью которых люди осуществляют контакты между собой. В ходе общения люди обмениваются информацией. Она может быть знаковой, чувственной, образной, практической. Интеллектуальная информация кодируется знаками, абстрактными символами, уравнениями. Коммуникацией называется обмен информацией между людьми, в котором участвуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые качества личности.
Человек - биосоциальное существо, и его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с людьми.
Общение – сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегией взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. В результате возникает кризис подросткового возраста.
Суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби).
Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства.
Реакция группирования со сверстниками. Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками.
Реакция увлечения. Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка.
Виртуальная реальность и сетевая виртуальность
Прежде чем приступать к вопросам общения в виртуальной реальности, следовало бы разобраться, что понимается под определением «виртуальная реальность».
Одна появляющаяся проблема - это зависимость от Интернет, этой проблеме подвержены уже не только подростки, но и взрослые люди, но мы будем рассматривать применительно к подросткам. Интернет это, прежде всего источник информации, средство телекоммуникации. Следовательно, зависимость может возникнуть от постоянной потребности в информации или постоянной потребности в связи (общении).
Первая обозначенная проблема имеет массовый характер, но не является серьезной, так как это возрастное и довольно быстро проходит, не нанося никакого вреда пользователю.
Вторая проблема, на мой взгляд, более серьезна. Проблема в том, что постепенно пользователи начинаю предпочитать виртуальное общение реальному, этому способствую чаты, ICQ.