А, В
Мышление и деятельность
составила: Яковенко Ольга Игоревна
учитель истории и обществознания
МБОУ школа №1 с.Анучино
Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п.
Мышление
по своей природе социально
неразрывно связано с языком
Процесс мышления
I этап – Формулирование задачи (вопроса)
II этап – Решение поставленной задачи
III этап – Достижение нового знания
Мышление обладает личностным характером
На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.
Типы мышления
образное знаковое
понятийное
(теоретическое)
Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Основные компоненты
деятельности
Субъект
Объект
деятельности
деятельности
– это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество)
– это то, на что направлена деятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека)
Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.
В качестве мотивов могут выступать:
- Потребности
- Социальные установки
- Убеждения
- Интересы
- Влечения и эмоции
- Идеалы
Цель деятельности – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Деятельность состоит из цепи действий. Действие – это процесс. Направленный на реализацию поставленной цели.
Виды деятельности
Учение
Игра
Труд
Общение
Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых. Общение – это вид деятельности, при которой происходит обмен идеями и материальными предметами.
Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.
Характерные черты труда:
- Целесообразность
- Нацеленность на достижение запрограмми-рованных ожидаемых результатов
- Наличие мастерства, умений, знаний
- Практическая полезность
- Наличие результата
- Развитие личности
- Преобразование внешней среды обитания человека.
Основные классификации деятельности
- По объектам и результатам
- По субъекту деятельности: индивидуальная и коллективная
- По характеру деятельности: репродуктивная и творческая
- По соответствию правовым нормам: законная и незаконная.
- По соответствию моральным нормам: моральная и аморальная.
- По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная и реакционная.
- В зависимости от сфер общественной жизни: экономическая, социальная, политическая и духовная.
- По особенностям проявления человеческой активности: внешняя и внутренняя.
Творчество – это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Важнейшие компоненты творческой деятельности:
- Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.
- Воображение
- Фантазия
- Интуиция
Характерные черты деятельности
Общественный характер
Сознательный характер
Преобразующий характер
Продуктивный характер
А, В
Ответь на вопросы
В отличие от поведения животных, деятельность человека носит характер
- преобразующий
- приспособительный
- коллективный
- орудийный
Какой признак характеризует человеческую деятельность?
- обязательное использование инструментов
- доминирование биологических потребностей
- сознательная постановка целей
- инстинктивное приспособление к окружающему
К видам практической деятельности относится деятельность
- прогностическая
- социально – преобразующая
- ценностно – ориентировочная
- познавательная
Открытие закона всемирного тяготения английским ученым Исааком Ньютоном – результат деятельности
- прогностической
- материально – производственный
- ценностно – ориентировочной
- познавательной
Учащиеся колледжа проходят практику на предприятии, производящем электронное оборудование. Деятельность учащихся является примером деятельности
- материально – производственный
- учебно – познавательной
- ценностно – ориентировочной
- социально – преобразовательной
Проведение судебной реформы в РФ является результатом деятельности
- социально – преобразовательной
- познавательной
- ценностно – ориентировочной
- прогностической
Общению, в отличие от игры и труда, всегда необходимо
- творческое начало
- наличие партнера
- наличие интереса
- следование определенным правилам и нормам
Деятельность человека, направленная на создание полезных обществу материальных и духовных благ, это –
- познание
- труд
- общение
- прогнозирование
Старшеклассники обучают младших школьников играть в компьютерные игры. Объектом данной деятельности являются
- игровые умения младших школьников
- старшеклассники, проводящие занятия
- компьютеры, за которыми ведется обучение
- компьютерные игры
Старшие подростки помогают родителям на даче обрабатывать грядки с огурцами. Субъектом данной деятельности являются
- советы и рекомендации родителей
- грядки с огурцами
- старшие подростки
- инструменты и дачный инвентарь
Учебники, хрестоматии, сборники задач и упражнений для обучающихся в вузах студентов являются
- объектами деятельности
- субъектами деятельности
- целями деятельности
- средствами деятельности
Программист трудится над разработкой новой программы. В этой деятельности программа выступает
- средством деятельности
- субъектом деятельности
- мотивом деятельности
- средствами деятельности
Программист трудится над разработкой новой программы. В этой деятельности программист выступает как
- объект
- предмет
- средство
- субъект
В исследованиях, проводимых социологами, опросные листы и анкеты выступают
- объектами деятельности
- субъектами деятельности
- целями деятельности
- средствами деятельности
Артисты государственного драматического театра играют новый спектакль по пьесе современного автора. Укажите субъект этой деятельности
- театральное представление
- театральная труппа
- декорации
- драматический театр
Установите соответствие
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) тот, кто осуществляет
деятельность
1) объект деятельности
Б) осознаваемый результат
деятельности
2) цель деятельности
В) то, на что деятельность
направлена
3) субъект деятельности
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
А
Б
В
3
2
1